Гульнара Сабитова
Экскурсия как один из методов познавательной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне до-школьного учреждения.
Велика роль экскурсий в нравственном воспитании дошкольников : сов-местная практическая деятельность объединяет их, что благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников, развивает чувство ответственности за порученную работу, чув-ство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неуда-чам [1, 40].
Публикация «Экскурсия как один из методов познавательной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Необходимо отметить, что экскурсии благотворно сказываются на физи-ческое развитие дошкольников. Для каждой экскурсии определяют программ-ное содержание. Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу зна-комства с природой, т. е. накопление представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы и их характерных особенностях. Для решения этой задачи мы с детьми ходили в парк, на луг, к роднику (где дети расширили свои познания об этих видах сообщества и его обитателях).
Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы. Для решения этой задачи мы также с детьми ходили на экскурсии в парк, на луг и непосредственно на месте через наблюдения за объектами живой природы устанавливали различного рода вза-имосвязи между ними, например, насекомые не могут жить без растений, пита-ясь их нектаром, но и растения не могут жить без насекомых, так как опыляются ими.
Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспри-нимать красоту природы и развивают культуру его чувств. На этой основе фор-мируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Ро-дине. Для решения этой задачи мною были организованы экскурсии не только с выходом на природу, но и посещением театра кукол (где дети целиком погру-зились в волшебный мир прекрасного) [2, 158].
Экскурсии на хозяйственные объекты помогают детям освоить представ-ления о труде людей. Посещение этих объектов даёт возможность показать де-тям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухажи-вает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его ре-зультаты. Для решения этой задачи мною были организованы экскурсии :
- в конный клуб «Фаворит» - где детям рассказали о лошадях, как за ними ухаживают, дали возможность детям принять участие в кормление лошадей;
- в пожарную часть - где дети познакомились с профессией пожарного, расширили свои познания по правилам пожарной безопасности; в дельфинарий;
- на хлебокомбинат ОАО “Стерлитамакский хлебокомбинат” - где дети уточнили представление о последовательности этапов получения хлеба, позна-комились с профессиями людей, благодаря которым у нас каждый день на столе появляется свежий и душистый хлеб;
- в краеведческий музей города;
- и многое другое
Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки. Поэтому, в первую очередь, воспитатель, планируя экскурсию, точно должен определить тему и цель экскурсии. Предварительное ознакомление с местом будущей экс-курсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была интересной, воспита-тель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, игры, которые затем ис-пользует в работе. Во-вторых, важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. В-третьих, воспитатель должен подготовить детей к экскурсии за несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и пред-ставления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель, а также знакомит с правилами дорожного движения, с правилами поведения на природе, с правилами поведения в общественном транспорте и. т. д. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят и как себя вести. В-четвертых, во время экскурсий очень важно организовать самодеятельность детей, давая им поручения, например, сбор природного материала. И в заключении в конце экс-курсии надо обобщить полученные детьми знания. С этой целью воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литера-туру, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа [2, 159-160].
Библиографический список
1. Згурская Л. Д. Экология – малышам / Л. Д. Згурская // Дошкольное воспи-тание. – 2004. – № 7. – с. 40-48.
2. Николаев, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : Учеб. пособие -3-е изд., перераб. – М. Академия, 2005 – 224 с. С. 158-162.
3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 414 с.
4. Рыжова H.A. Экологическое образование в детском саду. – М. : ИД «Ка-рапуз», 2001. С. 432.