Виктория Бандурина
Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста. Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсии в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об
окружающей жизни.
Экскурсия в детском саду – это увлекательное мероприятия, которое с радостью воспринимается детьми. Это уникальная возможность познакомить детей с искусством, профессиями, окружающим миром в другой обстановке, получить новые захватывающие впечатления.
Темочки:
По содержанию экскурсии делятся на:
Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
Военно-исторические, т. е. экскурсии по местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;
Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
Природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;
Литературные;
Архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.
По месту проведения экскурсии подразделяются на
Городские (обзорные и тематические);
Заочные (видеосюжеты);
Загородные (автобусные и пешеходные);
Музейные.
По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:
- Обычные экскурсии (обзорные и тематические);
- Учебные;
- Экскурсии – прогулки.
Успех экскурсию зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.
Подготовка воспитателя заключается в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Воспитатель выбирает наилучший путь к месту экскурсии. Продолжительность пути не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут, учитывая особенности дороги, состояние погоды.
Заранее осматривается место будущей экскурсии, уточняется маршрут, находятся нужные объекты, намечается содержание и объем тех знаний, которые дети получат, устанавливаются места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Готовятся стихи, загадки, пословицы, игровые приемы по теме экскурсии. Продумывается оборудование, которое необходимо взять с собой.
Подготовка детей начинается с сообщения цели экскурсии, создания мотивации, заинтересованности к теме экскурсии. Напоминаются правила поведения на улице, в лесу, в общественных местах. Нужно обратить внимание на одежду, обувь детей.
При разработке экскурсии решаются задачи:
воспитательные: экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание.
образовательные: познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира);
развивающие: формирование навыков наблюдения (умение видеть признаки предметов, цвет и оттенки, форму, фактуру, пространственное положение, мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение устанавливать связи разной степени сложности) воображения и творческих способностей.
Структура экскурсии включает в себя:
Вводную беседу с напоминанием о её цели;
Коллективное наблюдение стимулируется с помощью вопросов, загадок, сравнений, игр, общением с работниками предприятий;
Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
Сбор природоведческого материала;
Игры детей с собранным материалом;
Итог экскурсии-беседы, рассказы детей, что удивило, порадовало, запомнилось.
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами.
С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах детского сада. Не покидая здания, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны.
Виртуальная экскурсия – это один из методов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников. Она представляет собой способ знакомства с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места; знакомство педагога с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.
Виртуальная экскурсия позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.
Этапы виртуальной экскурсии:
Подготовительный этап:
Изучение и подбор литературы;
Определение целей и задач;
Изучение экскурсионных объектов;
Отбор фото и видеоматериалов;
Составление маршрута экскурсий;
Подготовка текста экскурсии;
Определение техники ведения виртуальной экскурсии.
Основной этап.
Вводная беседа
Показ экскурсии: видеопутешествие, видеоэкскурсия, фотопутешествие (подбор текста к слайдам, к фотоматериалам, озвучивание презентации).
Заключительный этап итоговая беседа (обобщение, систематизация увиденного, услышанного, обмен впечатлениями).
Для реализации поставленных задач, в ДОУ была создана материально-техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса. Дополнено техническое оснащение дошкольного учреждения ноутбуками, проекторами, демонстрационными экранами.
Мультимедийные пособия помогают детям получать знания об окружающем мире, проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе познания.
Систематическое использование виртуальных экскурсий в детских образовательных учреждениях в сочетании с традиционными методами, позволяют сделать процесс интересным, качественным, результативным.