Ольга Кайкова
Экскурс по сценарию родительского собрания «Чего боятся наши дети? Возрастная природа страха и методы борьбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Вступление.
Приветственное слово.
Основные понятия темы.
Страх – это нормальная эмоция любого человека, вызванная потребностью сохранения жизни или жизненных ценностей. Это чувство является не только нормой, но и необходимостью, так как помогает нам избежать ошибок или даже опасности.
Ощущение страха у ребенка – это тревожное состояние, сопровождаемое чувством беспокойства, которое развивается в результате ожидания реальной или мнимой опасности.
Основная часть.
Возрастная природа страха.
Публикация «Экскурс по сценарию родительского собрания „Чего боятся наши дети? Возрастная природа страха и методы борьбы“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Страх и детская тревожность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
С рождения ребенок боится остаться один, без поддержки родителя. Его способен напугать громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и потеря поддержки – до 7 месяцев, с 7 месяцев – пугают определенные громкие звуки, например, шум пылесоса, раздевание, одевание, смена обстановки, высота. После года ребенок боится посторонних, незнакомых, затем высоты, больших животных, боли, позже - страх перед отрицательными персонажами сказок как символами зла. Чем взрослее ребенок, тем больше он начинает бояться темноты, огня, стихии и т. д. (первобытные страхи – неизвестные явления).
Источником страхов детей до 3-х лет являются отвержение со стороны родителей, незнакомых ровесников, смена обстановки, изменение порядка жизни. Кроме того, детей этого возраста пугают угрожающие и непонятные объекты большого размера – краны, машины.
От 3-х до 5 лет происходит возрастание самостоятельности. Ребенок начинает занимать себя сам, может не требовать присутствия взрослых. У него развивается фантазия, появляются воображаемые страхи, которым может способствовать резкий звук, резкое появление человека. В этом возрасте дети начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства.
В 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают - и это касается и его семьи. Социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности.
При количестве страхов, превышающем норму, может расти психологическое напряжение, страх покинуть свои границы, поведение становится пассивным, атрофируется любопытство, дети избегают естественного общения с новыми людьми.
Наличие страха свидетельствует о том, что ребенок борется с неблагоприятными впечатлениями и стремится их победить. Но если страхи ребенка не будут преодолены в детстве, то взрослея, он передаст их своему ребенку, который в дальнейшем всю жизнь будет бороться с унаследованными страхами.
Как определить наличие страха или уточнить, чего боится ребенок?
Есть достаточно известная методика, применяемая психологами, которую каждый родитель может опробовать в домашних условиях - "Несуществующее животное". Ребенка просят изобразить на листке бумаги животное, которого не существует в природе. После того, как ребенок закончит, нужно поговорить с ним о его животном, спросить, как его зовут, где оно живет и т. д. Одним из вопросов будет: "А твое животное чего-то боится?" В данном вопросе, как правило, выражается проекция страхов самого ребенка. Так можно узнать, чего он боится.
Рекомендации по борьбе со страхом.
Одним из вариантов борьбы со страхом можно предложить упражнение арт-терапевтического характера.
Можно попросить ребенка изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание выполняется дома в течение двух недель. На повторном занятии ребенку предлагают подумать и изобразить на обратной стороне этого же листа, как он НЕ боится данного страха. Таким образом неосознанный страх выводится на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок борется с ним.
Заключительное слово.
Список литературы.
1. Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей. - М., 2005.
2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. -Спб, 2004.
3. Обухова Л. Ф. Психология развития и возрастная психология. - М., 2009.