Екатерина Сазонова
Экономическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Экономическое воспитание дошкольников»
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.»
Публикация «Экономическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
ФГОС дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура личности дошкольника, характеризующаяся наличием представлений об экономических категориях.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Финансовая грамотность помогает понять, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от достижения крупной цели.
Когда же начинать?
С какого возраста ребенок может воспринимать элементарные экономические знания? Именно в дошкольном возрасте лучше всего воспитывать в детях бережное отношение к вещам, природе и природным ресурсам и естественно к деньгам.
Дошкольный возраст (3–7 лет).
В этом возрасте нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда. Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей.
Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».
Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации:
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- загадки;
- пословицы;
- сказки;
- экономические задачи;
- занятия.
Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Основная форма обучения – игра. Именно через неё ребёнок осваивает и познаёт мир.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры.
Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
В сюжетно – дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В СРИ («Семья», «Семья», «Дочки-матери», «Столовая», «Кафе» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход», «Зоопарк». «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители». «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии») уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлениях, термина, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники, включающие экономические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты А. Толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино», К. Чуковского «Мухо-цокотуха» и др.
- Давайте с вами отправимся в путешествие в страну «Экономика»
Первое у нас – разминка «Анаграммы» (мозговой штурм) – составьте правильные слова.
ИСНЕЯП (пенсия)
ЛАКМЕРА (реклама)
ОВОРДОГ (договор)
КАНОЭКОМИ (экономика)
КАБН (банк)
ИНЬДГЕ (деньги)
- Как вы думаете, слышали ли эти слова дети? Какие наиболее часто?
- Деньги для взрослых людей – это лишь средство платежа. Они нам нужны для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. У ребенка изначально нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги -это эквивалент товаров и услуг, он не знает еще их стоимости. В младшем возрасте затрагивать эту тему нужно со стороны бережного отношению к игрушкам, вещам, подаркам.
Само слово «деньги» постепенно станет символом чего-то важного, чем оперируют взрослые.
На формирование отношение ребенка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребенок получает в руки первые деньги, монеты. Все навыки совершенствуются только в постоянной практике.
- Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.
За правильный ответ получаем фишки.
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)
6. Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)
7. Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)
8. И врачу и акробату. Выдают за труд…. (зарплату).
9. Сколько купили вы колбасы,Стрелкой покажут вам точновесы, Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы)
10. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата (банкомат)
Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы.
1. Кто, согласно пословице, платит дважды?
(Скупой)
2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя».
(Хвалит)
3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? (реклама – двигатель торговли)
(Двигатель)
4. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?
(Блоха)
- Какие жизненные ситуации способствуют ознакомлению детей дошкольного возраста с деньгами? (покупка в магазинах, стрижка в парикмахерской, зубная фея, подарки на День Рождение, получение денег за выполнение чего-нибудь и т. д.)
- Один из путей повышения интереса к финн. грамм. – это экон. задачи. Нужно не только ответить, но и обосновать.
- Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
- Какие яблоки можно продать по одинаковой цене быстрее: свежее или подгнившие?
- Где будет дороже бутылка «Пепси» : в пустыне или на севере?
- В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5 рублей за 1 килограмм, а в другом по цене 6 рублей за 1 килограмм. В каком магазине раскупят огурцы быстрее? Почему?
- Зайцы целую неделю продавали морковку по 6 рублей за 1 килограмм. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто ее не покупал. Посоветуй, что делать зайцам?
Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное место отводится сказке.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари: - «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».
Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?
«Колобок»
2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?
«Репка»
3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?
Золотая антилопа
4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?
«Курочка Ряба», золото
5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.
Кот в сапогах.
6. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь и ему и его друзьям? (Три поросенка)
7. Кто из героев сказки сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? (колосок)
8. В какой сказки знания основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? (Вершки и корешки)
9. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)