Приложение МААМ

Экономическое воспитание дошкольников

Екатерина Сазонова
Экономическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Экономическое воспитание дошкольников»

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.»

Публикация «Экономическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

ФГОС дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура личности дошкольника, характеризующаяся наличием представлений об экономических категориях.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Финансовая грамотность помогает понять, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от достижения крупной цели.

Когда же начинать?

С какого возраста ребенок может воспринимать элементарные экономические знания? Именно в дошкольном возрасте лучше всего воспитывать в детях бережное отношение к вещам, природе и природным ресурсам и естественно к деньгам.

Дошкольный возраст (3–7 лет).

В этом возрасте нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда. Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей.

Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».

Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации:

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- загадки;

- пословицы;

- сказки;

- экономические задачи;

- занятия.

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Основная форма обучения – игра. Именно через неё ребёнок осваивает и познаёт мир.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры.

Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

В сюжетно – дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В СРИ («Семья», «Семья», «Дочки-матери», «Столовая», «Кафе» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход», «Зоопарк». «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители». «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии») уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлениях, термина, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники, включающие экономические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты А. Толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино», К. Чуковского «Мухо-цокотуха» и др.

- Давайте с вами отправимся в путешествие в страну «Экономика»

Первое у нас – разминка «Анаграммы» (мозговой штурм) – составьте правильные слова.

ИСНЕЯП (пенсия)

ЛАКМЕРА (реклама)

ОВОРДОГ (договор)

КАНОЭКОМИ (экономика)

КАБН (банк)

ИНЬДГЕ (деньги)

- Как вы думаете, слышали ли эти слова дети? Какие наиболее часто?

- Деньги для взрослых людей – это лишь средство платежа. Они нам нужны для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. У ребенка изначально нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги -это эквивалент товаров и услуг, он не знает еще их стоимости. В младшем возрасте затрагивать эту тему нужно со стороны бережного отношению к игрушкам, вещам, подаркам.

Само слово «деньги» постепенно станет символом чего-то важного, чем оперируют взрослые.

На формирование отношение ребенка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребенок получает в руки первые деньги, монеты. Все навыки совершенствуются только в постоянной практике.

- Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.

За правильный ответ получаем фишки.

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)

6. Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)

7. Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)

8. И врачу и акробату. Выдают за труд…. (зарплату).

9. Сколько купили вы колбасы,Стрелкой покажут вам точновесы, Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы)

10. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата (банкомат)

Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы.

1. Кто, согласно пословице, платит дважды?

(Скупой)

2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя».

(Хвалит)

3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? (реклама – двигатель торговли)

(Двигатель)

4. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?

(Блоха)

- Какие жизненные ситуации способствуют ознакомлению детей дошкольного возраста с деньгами? (покупка в магазинах, стрижка в парикмахерской, зубная фея, подарки на День Рождение, получение денег за выполнение чего-нибудь и т. д.)

- Один из путей повышения интереса к финн. грамм. – это экон. задачи. Нужно не только ответить, но и обосновать.

- Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?

- Какие яблоки можно продать по одинаковой цене быстрее: свежее или подгнившие?

- Где будет дороже бутылка «Пепси» : в пустыне или на севере?

- В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5 рублей за 1 килограмм, а в другом по цене 6 рублей за 1 килограмм. В каком магазине раскупят огурцы быстрее? Почему?

- Зайцы целую неделю продавали морковку по 6 рублей за 1 килограмм. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто ее не покупал. Посоветуй, что делать зайцам?

Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное место отводится сказке.

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари: - «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?

«Колобок»

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

«Репка»

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?

Золотая антилопа

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?

«Курочка Ряба», золото

5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.

Кот в сапогах.

6. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь и ему и его друзьям? (Три поросенка)

7. Кто из героев сказки сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? (колосок)

8. В какой сказки знания основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? (Вершки и корешки)

9. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)

Публикации по теме:

Игра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаИгра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экономическое воспитание (финансовая грамотность) является одной из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьей и детьми.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Экологическое воспитание дошкольников .

Экономическое воспитание дошкольниковЭкономическое воспитание дошкольников В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Проект «Экономическое воспитание» в средней группе Проект экономическое воспитание «Бережливые» Вид проекта: Информационно-творческий Продолжительность: с 14 января по 12февраля 2020 года.

Экономическое воспитание дошкольников в форме квест-игры «В царство Кощея»Экономическое воспитание дошкольников в форме квест-игры «В царство Кощея» Искандирова Елена Квест-игра «В царство Кощея». Преемственность в формировании начальных экономических представлений у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экономическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 6 августа 2023 в 15:50
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экономическое воспитание дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Сазонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД