Татьяна Вейцман
Экономическое образование детей в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
За окном – XXI век. В изменяющихся условиях современной жизни экономическое воспитание и образование дошкольников необходимо как первичный опыт экономических отношений. Кто поможет ребенку освоить этот трудный раздел окружающей жизни? Мы – педагоги и родители. Мы поможем ребёнку приобрести доступные знания и понять, какое место экономика занимает в нашей жизни, где и когда человек соприкасается с ней.
Публикация «Экономическое образование детей в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
Восточная мудрость гласит: «Сколь бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага». А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Но экономика – это такая область знаний, в которой многие родители не чувствуют себя достаточно компетентными. На родительском собрании мы провели опрос родителей: хотели бы они, чтобы их дети уже в детском саду получили начальные экономические знания. Все родители с удовольствием приняли нашу инициативу. Однако результаты анкетирования показывают, что родители теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически не содействуют приобщению детей к миру экономики. Поэтому, экономическая подготовка, прежде всего родителей, вовлечение их в процесс ознакомления детей с экономикой ( изготовлении необходимых атрибутов: сказочных денежных знаков, изготовление ценников для товаров, рекламных плакатов и пр., позволит приобщить детей к миру экономической действительности, формируя при этом правильные экономические представления.
Что же может стать содержанием экономического воспитания в семье? Это, прежде всего домашнее хозяйство (домашние занятия родителей, профессии родных, бытовая техника в доме и т. д., семейный бюджет (доходы, расходы, зарплата, пенсия). Во-вторых, совершение с ребенком совместных покупок и обоснование их необходимости, возможности приобретения и использования в домашнем хозяйстве. Каждая семья приобретает определенные товары, значимые как для ребенка, так и для его родителей. И дети понимают это, но не каждый родитель обсуждает это со своим ребенком.
Привлечение детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания правильного (рационального) отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями членов семьи. В каждой семье постоянно возникают ситуации, которые становятся предметом разговора:
-как накопить деньги на желаемую покупку, на поездку?
-можно ли купить велосипед, не оплатив основные расходы семьи?
Вовлечение ребенка в такие обсуждения помогают взрослым найти общий язык с детьми в практических делах, учат малышей «видеть» возможности семьи и учитывать их.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм помогает нам, воспитателям, сделать процесс познания экономики интересным и доступным для детей. Главное говорить ребенку о сложном мире экономики на понятном ему языке.
Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации, создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Монополия» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость.
Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины) – это своего рода праздники и пользуются большой популярностью у детей. Для них это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся веселые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты сказок «Теремок», «Три поросенка», «Золотой ключик», «Муха-цокотуха» и др. Народные сказки с их вековым экономическим опытом народа, помогают в воспитании таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе «экономических» игр, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.
Участники развлечений и вечеров досуга – дети, родители, педагоги – все вместе решают познавательные, практические, игровые задачи, используя разнообразные способы и средства. Такое сотрудничество обладает огромным воспитательным потенциалом. Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей. (Слайд 7)
Знакомить детей с экономикой в форме занятий требует дополнительной нагрузки на детский организм, поэтому мы решили наполнить различные виды детской деятельности экономическим содержанием. Так, например, знакомство с профессиями наполнилось новым содержанием: что необходимо предпринять, чтобы увеличить доход парикмахеру или продавцу, швее или водителю, какими методами можно привлечь клиентов.
Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников простейших экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности помогает ребенку перейти от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в жизни, делает процесс решения задач более жизненными, понятными. ( Пример задач: Летом 1 кг яблок стоит 5 рублей, а зимой на 3 рубля дороже. Сколько стоит 1 кг яблок зимой? V Почему у яблок такая разница в цене? Где их продают? Какой путь они проделывают к месту продажи).
При ознакомлении с трудом взрослых посредством экономических задач, продукт труда для ребенка приобретает экономическую основу. Человек открывается новыми гранями: он не только собеседник, помощник, защитник, но и создатель окружающих ребенка вещей. Ребенок постепенно начинает более бережно относиться к вещам, ценить и уважать чужой труд, и не потому, что об этом говорит ему воспитатель, а потому, что он осознает, сколько человеческих сил пошло на создание и обеспечение доступности товара. К тому же помимо привычных для изучения профессий строителя, учителя, летчика, мы ненавязчиво знакомим их с ультрасовременными профессиями, связанными с экономикой и бизнесом : банкир, финансист, менеджер, маркетолог, рекламодатель и др.
Большие воспитательные возможности содержат произведения детской художественной литературы, которые насыщены ценным познавательным материалом об отношении героев к процессу изготовления товаров, осознанию значимости человека-труженика. Практически в любой сказке можно найти экономическое содержание. Так, после чтения сказки «Морозко» вопрос «Почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина – с убытками?» заставляет задуматься над таким свойством, как трудолюбие, высказать осуждение трудовой нерадивости Ленивицы; поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность. Знакомясь со сказкой «Дядя Федор, пес и кот», дети рассуждают о таких качествах, как хозяйственность, расчетливость. На примере стихотворения Михалкова «Как мужик продавал корову» дети знакомятся с рекламой. Многие пословицы и поговорки содержат идеи экономической целесообразности, отношения к труду:
• Каков работник, такова ему и плата.
• Скупой платит дважды.
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
• Одной рукой и узла не завяжешь и т. д. (слайд 8)
Наполнение жизни детей элементарными экономическими сведениями (доход, расход, накопления, сбережения и т. п., способствует развитию у них экономического мышления, формирует деловые качества личности, а проведение этих занятий в форме игры – развивает интерес и понимание такого сложного раздела нашей жизни как экономика. Примерное содержание экономических знаний отражено в двух основных темах: «Мир семьи» и «Мир товаров и денег».
Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.
В заключении хочу сказать, что раннее разумное экономическое образование служит основой приобретения детьми элементарных навыков ориентировки в экономических явлениях. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности и помогаем ребенку сделать первый шаг в экономику.