Рудакова Наталия
Роль экономических сказок в формировании основ финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
«Экономические сказки – их роль в формировании основ финансовой грамотности»
Подготовила:
Воспитатель Рудакова Н. В.
«Сказка для ребёнка - такое же серьёзное и настоящее дело,
как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться,
чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».
Джанни Родари
1-3 слайд
Публикация «Роль экономических сказок в формировании основ финансовой грамотности» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, встает вопрос об экономическом образовании дошкольников. Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Дошкольники знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, с разными профессиями, с рекламой по телевизору – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.
Сделать процесс познания экономики интересным, доступным главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное место отводится сказке. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы.
Слайд 4 Любая сказка : народная, авторская – «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности
Слайд 5 Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок, позволяют решить следующие задачи:
• Создание условий для формирования предпосылок финансовой грамотности у детей;
• Построение системы работы с применением сказок, способствующих формированию нравственных качеств, необходимых для финансового просвещения;
• Обогащение словарного запаса дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
• Формирование умения соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
• Стимулирование мотивации к бережливости, накоплению, полезным тратам;
• Становление финансово-экономического мышления;
• Формирование волевых качеств личности, способствующих развитию умения принимать самостоятельные, рациональные решения;
• Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на финансовое воспитание детей.
Принципы построения работы следующие: слайд 6
1. Возрастное соответствие – предлагаемые сказки учитывают возможности детей данного возраста.
2. Доступность предлагаемого материала.
3. Системность и постепенность его усвоения.
4. Наглядность – использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.
В качестве средств экономического воспитания использовать: слайд 7
- сказочные персонажи,
- игровые формы,
- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,
- создание проблемных ситуаций.
В процессе формирования у дошкольников экономических представлений используются следующие методы: слайд 8
Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономической позиции.
Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес к прочитанному, позволяет глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.
На следующем слайде представлены названия авторских экономических сказок для детей старшего дошкольного возраста слайд 9 Сказка «Хранители бюджета», «Сказка о финансовой грамотности, или про то, как Емеля царем стал», «Сказочный магазин», Сказка «Как братья разбогатели», «Сказка про то, как на Руси рубль появился», «Сказка про умный рубль», Сказка «Мишин магазин».
Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений : слайд 10 Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения: Представлены на слайде
С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями долг, обязанности.)
1. Сказки, отражающие труд людей. Слайд 11 Например: К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко», «Морозко», Р. Н. С. «Мужик и медведь». В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний, выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда. Дети знакомятся с понятиями награда, расплата, убытки.
3. Слайд 12 Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями : труд, распределение, обмен, производство.
4. Слайд 13 Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость. Сказка о рыбаке и рыбке, Огниво.
5. Слайд 14 Сказки, знакомящие с понятием «реклама».
6. Слайд 15. Сказки о бартере : РНС «Лисичка со скалкой», «Гуси-лебеди», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».
Слайд 16. Сказки помогают ребенку, совместно со взрослыми увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины! Дети учатся: различать виды потребности (Хочу – Надо, выделять последовательность трудовых действий, определяют зависимость цены товара от его качества и количества, различают достоинства купюр, умеют определять доход и расход, используют в речи экономические термины, проявляют любознательность.
В заключении хотелось бы отметить: знания, полученные в детском саду, пригодятся им в дальнейшем при обучении в школе, помогут правильно ориентироваться в окружающей жизни и в будущем строить ее более организованно, разумно и интересно.