Оксана Гуськова
Эколого-педагогический проект для детей в возрасте от 4 до 5 лет «Зеленая аптека»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Автор проекта Гуськова О. П.
Участники проекта - педагоги,
- воспитанники средней группы,
- родители.
Сроки выполнения проекта 3,4 неделя мая 2021 года
Тип проекта Краткосрочный
Вид проекта - эколого-педагогический;
- практико-ориентированный;
- творческий.
Публикация «Эколого-педагогический проект для детей в возрасте от 4 до 5 лет „Зеленая аптека“» размещена в разделах
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Основания для разработки проекта Недостаточные знания о лекарственных растениях, их значении для сохранения и укрепления здоровья человека.
Цель проекта ознакомления дошкольников с миром целебных растений, их роли в оздоровлении и сохранении здоровья человека, со способами сохранения биоразнообразия планеты Земля.
Задачи:
образовательные - формировать представления дошкольников о лекарственных растения родного края, их ценности для здоровья, правилах пользования;
- формировать представление о неразрывной связи человека с природой;
- формировать предпосылки поисково-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы;
- вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
развивающие - развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать;
- развивать словарный запас детей, пополняя его знаниями о лекарственных растениях.
воспитатель - воспитывать бережное отношение к природе, коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников.
Проблемный вопрос Наблюдая и рассматривая растения на улице, на участке и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, принято решение узнать об их значении в жизни людей, их целебные свойства, о правилах сбора.
Объект исследование
Полезные растения растут вокруг нас.
Трансляция проекта Отчет о результатах проекта в виде альбом «Зелёная аптека».
Дальнейшее развитие проекта Пополнение альбома «Зелёная аптека».
Актуальность
В роще вырос можжевельник, и в тени его ветвей
Появился муравейник, поселился муравей.
Он из дома спозаранку выбегает с веником,
Подметает всю полянку перед муравейником.
Замечает все соринки, начищает все травинки,
Каждый куст, каждый пень, каждый месяц, каждый день.
А однажды муравьишка подметал дорожку.
Вдруг упала с ёлки шишка, отдавила ножку!
От волнения сова перепутала слова:
— Где же «Скорощ помая! Где же «Скорощ помая»!
Где же «Скорощ помая»! Спасите насекомое!
Звери бросились гурьбой за лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку, собирают зверобой.
Вот из чаши на опушку пробирается медведь —
Он решил медвежье ушко на опушке посмотреть.
Зайцы заячьей капустой муравья приводят в чувство.
Если б жил в той роще лев — предложил бы львиный зев.
На спине у ёжика листья подорожника.
Он больному обещает: — От компресса полегчает!
И другое средство тоже предлагает муравью:
— Вдруг укол тебе поможет? Я иголку дам свою!
Все больного навещают, все больного угощают.
Кто морошкой, кто черникой, кто сушёной земляникой.
Даже волк помочь не прочь. Думал-думал: Как помочь?
К муравейнику повёз волчьих ягод целый воз.
Но заметила сорока, что от волка мало прока,
И спешит по просеке с новостью на хвостике:
— Я, друзья, не ябеда, только волчья ягода,
Даже если мытая, очень ядовитая.
А потом девчонки-пчёлки притащили мёд в бочонке.
Ничего, что тяжело, лишь бы другу помогло!
Муравей пощиплет травку и попьёт цветочный мёд.
Значит, дело на поправку обязательно пойдёт.
Все лесные витамины, от брусники до малины принесли ему друзья. Ведь зелёная аптека лечит даже человека, а не только муравья.
Петр Синявский
Старинная латинская поговорка гласит: «В травах и словах – великая сила». Свойства растений чудесны и разнообразны. Умение любить природу не приходит само. В основе сознательного отношения детей к природе должны лежать знания о ней, которые в яркой эмоциональной форме преподносят детям взрослые. И здесь многое зависит от умения взрослого научить детей узнавать каждое растение и оберегать его.
Наблюдая и рассматривая растения на улице, на лугу, в огороде, в лесу мы создаем условия для ознакомления детей с миром целебных растений нашего края, формируем представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Актуальность обращения к этой теме определяется тем, что и сегодня лекарственные растения находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства. Ведь в них содержатся такие вещества, синтезировать которые человек ещё не может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней современных препаратов.
Очень важно формирование экологической культуры, интереса и бережного отношения к растениям, имеющим значение для естественного оздоровления человека.
Начало работы над проектом (модель трех вопросов) :
1. Что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать?
2. Что мы знаем?
3. Что хотели бы узнать?
Диагностика уровня представлений детей о лекарственных растениях (начало и конец проекта) :
№
п/п Представления Уровень представлений дошкольников о лекарственных растениях
Начало проекта Конец проекта
1 О лекарственных растениях, их названиях и внешнем виде.
2 О простейших способах использования некоторых растений для лечения человека.
3 О сохранении и укреплении своего здоровья с помощью лекарственных растений.
Методы, используемые для реализации цели и задач проекта :
исследовательские - проблемные вопросы
- наблюдения
словесные - беседы
- чтение художественной литературы
- консультации родителей
- рассказы детей
- продуктивная деятельность
наглядные - просмотр фильмов о лекарственных растениях
- организация книжной выставки
- оформление экологического альбома лекарственных трав
практические - дидактические игры
- проведение экологического праздника «Лесная аптека на службе человека»
Ожидаемые результаты
- повысятся знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости;
- сформируются навыки использования этих растений в лечебных целях;
- сформируются умения обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности с взрослым;
- сформируется бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
Этапы реализации проекта
№п/п Этап Содержание работы
1. Подготовительный - составление перспективного плана мероприятий проекта;
- подборка стихотворений, художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;
- подборка иллюстраций лекарственных растений;
- подготовка материала и оборудования.
2. Практический
2.1. Организованная образовательная деятельность «Зелёная аптека».
Цель: знакомство дошкольников с пользой, приносимой человеку лекарственные растения.
Задачи:
- расширить представления детей о мире растений,
- познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека;
- познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений;
- воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
«Доктора природы».
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения; воспитание бережного отношения к природе.
Виртуальная экскурсия на весенний луг.
Цель: знакомство детей с природным окружением родного города.
Задачи:
- рассказать о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах;
- познакомить детей с лекарственным растением – подорожником, с его внешним строением; рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; какие условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос.
«Путешествие в мир лекарственных растений».
Цель: обучение умению отличать лекарственные растения по внешним признакам, запаху, строению; закрепление знаний детей о значении лекарственных растений для здоровья человека.
«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека».
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения; экологического мышления, творческого воображения.
«Друг или враг».
Цель: обучение умению отличать съедобные растения от несъедобных, одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху); воспитание любви к природе, бережное к ней отношение.
2.2. Дидактические игры Дидактическая игра «Узнай растение».
Цель: формирование умения распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».
Цель: обучение навыку отличать съедобные растения от несъедобных, одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению); воспитание любви к природе, бережное к ней отношение.
Дидактическая игра «Вершки-корешки».
Цель: знакомсто детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.
Дидактические игры: «Узнай растение», «От какого растения часть?», «Что лечит это растение?»
Цель: формирование умения распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
Упражнение на дыхание «Одуванчик», «Я - цветок».
2.3. Опыты и поисково-исследовательская деятельность - За полезными растениями ближайшего окружения;
- Рост подорожника;
- Строение растения (одинаков ли стебель у разных растений);
- Какие части есть у растения (погладим стебли растений, листья; определим, какие они: твердые, мокрые, сухие, холодные, колючие, мягкие);
- Кто прилетает на растение?;
- Какой у растения запах?.
2.4. Чтение художественной литературы - А. Онегов «Тропинка полевая»;
- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павлова «Загадки цветов»;
- А. Плешаков «Зелёные страницы»;
- А. Стрижев «Огород на опушке» (чтение отрывков из рассказа);
- Заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях.
2.5. Слушание музыки Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.
- Ю. Антонов «Не рвите цветы»;
- В. Моцарт «Цветы»;
- П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»;
- Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»;
- М. Протасов «Одуванчики».
2.5. Совместная деятельность с детьми и родителями Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений.
3. Заключительный
3.1. Экологический праздник «Лесная аптека на службе человека» Цель: обобщение представлений детей о лекарственных растениях родного города, их пользе и применении; воспитание бережного и доброго отношения к природе.
3.2. Проведение дидактических игр: «Что лечит это растение?», «От какого растения часть». Цель: закрепление представлений дошкольников о названии и пользе лекарственных растений.
3.3. Презентация проекта Альбом «Зелёная аптека». Рекомендациями по применению лекарственных растений
3.4. Подведение итогов реализации проекта.
План работы над проектом.
№
п/п Дата День недели Мероприятия
1 17.05. - 21.05.2021 Понедельник
- Введение в тему «Три вопроса».
- Беседа «Значимость лекарственных растений в жизни человека».
- Заучивание загадок и стихотворений о растениях.
- Рельефная лепка «Одуванчик».
- Дидактические игры: «Что лечит это растение?», «Узнай по описанию».
- Рассматривание картинок и иллюстраций с лекарственными растениями.
Вторник
- Экскурсия на ближайший луг (в парк).
- Рассматривание одуванчика на площадке.
- Заучивание стихотворения «Одуванчик».
- Рисование «Одуванчик».
- Рассматривание альбома «Зелёная аптека».
- Дидактические игры: «Съедобное-несъедобное», «Вершки-корешки».
- Подвижная игра «Цветы и ветерок».
- Отгадывание загадки по теме.
Среда
- Беседа «Лесная аптека на службе человека».
- Чтение художественной литературы: А. Стриж «Огород на опушке»; Н. Павлов «Загадки цветов».
- Поисково-исследовательская деятельность «Ищем лекарственные растения на своём участке».
- Наблюдение «Где лучше растёт подорожник?».
- Рисование «Чудо-доктор подорожник».
- Дидактическая игра «Узнай по запаху»
Четверг
-Слушание музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы», В. Моцарт «Цветы».
- Дидактические игры: «Что лечит это растение?», «От какого растения часть». - Беседа о пользе подорожника.
- Экспериментирование – сбор подорожника, засушивание.
- Рисование «Подорожник»
- Чтение художественной литературы «Мир растений».
- Сюжетно-ролевая игра «Травники».
- Уборка территории участка от мусора.
Пятница
- Беседа о пользе ромашки.
- Пластилинография «Ромашка».
- Экспериментирование - сбор ромашки, засушивание.
- Чтение художественной литературы «Мир растений».
- Отгадывание загадок по теме.
- Дидактическая игра «Что в мешочке?».
2 24.05. – 28.05.2021 Понедельник
- Беседа «Красная книга-сигнал опасности».
- Рисование «Цветы».
- Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «К названному растению беги».
- Дидактические игры: «Узнай растение по описанию», «Четвёртый лишний».
- Игра-беседа «Если бы ты был лекарственным цветком?».
Вторник
- Беседа «Лекарственные растения луга».
- Дидактические игры: «кажи наоборот», «Найди лишнее изображение», «Опиши - мы угадаем».
- Чтение художественной литературы М. Пляцковский «Мухомор».
- Чтение стихотворения «Луговые травы».
- Лепка «Луговые цветы».
- Дидактическая игра «Угадай, кто я?».
- Отгадывание загадок по теме.
- Подвижная игра «Третий лишний».
Среда
- Беседа «Как правильно собирать лекарственные растения».
- Подвижные игры: «Дуб», «Лети листок ко мне в кузовок», «У медведя во бору».
- Чтение художественной литературы И. Бунин «В глуши лесной, в глуши зелёной».
- Коллективная зарисовка «Поляна здоровья».
Четверг
- Беседа «Лекарственные растения - смородина и малина».
- Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Определи по вкусу ягоды», «Какого растения не стало?».
- Подвижная игра координацию речи с движением «Мы весной кусты сажали».
- Отгадывание загадок от пчёлки Майя.
- Рисование «Как можно и как нельзя? Правила поведения на природе».
- Рассматривание сюжетных картинок по теме.
Пятница
- Экологический праздник «Лесная аптека на службе человека».
- Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Собери цветок», «Моё любимое растение».
- Подвижная игры «В лес идём мы за малиной».
- Коллективная аппликация «На поляне цветов».
- Конструктивная деятельность «Строим цветник из кубиков».
Результаты реализации проекта :
- Сформировались знания о лекарственных растениях, помогающих здоровью человека.
- У ребят развился познавательный интерес, расширились представления о природе.
- Воспитанники научились воспринимать лекарственные растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их.
Дальнейшее развитие проекта :
После завершения проекта работа будет продолжаться и дальше в совместной деятельности педагог – ребенок – родитель.
Вывод:
В ходе проекта ребята узнали, как могут растения помочь здоровью человека, пополнили запас знаний о лекарственных растениях, где растут, чем полезны.
Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в творческой деятельности.
В процессе творческой работы дети получат полное и глубокое удовлетворение от сделанного, разовьётся их творческая активность, определится социальная позиция ребёнка, воспитается бережное отношение к растениям.
Информационные источники
1. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
2. Н. В. Елкина, О. В. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
3. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. Прогулки в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2009.
4. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
5. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка». – М. : «Просвещение», 2001.
6. Л. П. Молодова. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: «Асар», 200.1
7. С. Н. Николаева. Юный эколог : Серия в помощь воспитателю и педагогу. М. : Издательство «Мозаика – Синтез», 2002.
8. С. Н. Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду. – М. : «Просвещение», 2001.
9. А. А. Плешаков. Зеленая тропинка. – М. : «Просвещение», 2002.
10. О. А. Скорлупова. Занятия с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы». – М. : «Скрипторий», 2006.
11. Т. А. Шорыгина. Зеленые сказки. – М. : «Прометей Книголюб», 2003.
12. Т. А. Шорыгина. Цветы. Какие они? : Серия «Путешествие в мир природы. Развитие речи». – М. : «Прометей Книголюб», 2002.