Наталья Осадченко
Экология в ДОУ. Деловая игра для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
План.
1. Теоретический.
2. Практический
• нарисовать комнатные цветы, рассказать принцип подбора по группам;
• определить породу древа по ветке;
• представить поделки из природного материала на выставку «Природа и фантазия»;
• представить альбом или ширму по экологическому воспитанию.
3. Решение кроссвордов, педситуаций.
Вопросы.
1. Как вы ответите на вопрос шестилетнего ребёнка «Что такое экология?»
Публикация «Экология в ДОУ, Деловая игра для педагогов» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Назовите задачи по экологическому воспитанию дошкольников.
3. Что должны знать и понимать дети по экологии?
4. С какой целью проводятся экскурсии и целевые прогулки с детьми по экологическому воспитанию?
5. Какие целевые прогулки можно проводить с детьми по экологическому воспитанию?
6. Назовите правила поведения детей в природе.
7. Назовите пословицы и поговорки по экологическому воспитанию.
8. Какое значение в экологическом воспитании имеют уголки природы?
9. Как помогает труд в природе осуществлять экологическое воспитание детей?
10. Какие объекты природы нашего района подлежат охране и как знакомить с ними детей?
11. Назовите дидактические и настольно – печатные игры по экологическому воспитанию детей.
12. С какой целью и в какое время года переносят в уголки природы растения цветника, леса, луга, какие?
13. Назовите предметы ухода за растениями в уголке природы.
14. Какие овощные культуры выращивают в уголке природы, цель выращивания?
15. Какие овощные культуры выращивают с детьми на огороде и в какой группе?
16. Как разбить цветник, какие цветы можно выращивать на цветнике?
17. Каких птиц, рыб, животных можно содержать в живом уголке?
18. Какую работу нужно провести, чтобы доказать детям, что для роста растений нужен свет, тепло, полив?
Кроссворды.
1. Экология – комнатные цветы.
2. Природа – деревья нашего участка.
3. Родина – птицы.
4. Растения – лекарственные растения детского сада.
Педситуации.
1. Группа детей рассматривает гусеницу, спустившуюся с листа на землю. Подошел Алеша, раздавил ее и объявил всем: «Она вредная». Как должен поступить воспитатель?
2. Дети старшей группы убрали сухие листья и ветки на участке, получилась большая куча. Пришел дворник и поджег эти листья на грядке. Как объяснить детям, что делать это нельзя, почему?
3. В углу групповой комнаты на полке дети заметили огромного комара с длинными лапами. Все начали на него показывать. Аня сказала: «Он малярийный, его надо убить». Так ли это, как поступить?
4. На прогулке в парке дети нашли в траве красивого паука. Полюбовались его зеленоватыми крылышками. А когда возвращались в детский сад, взяли его с собой. Правильно ли они сделали? Как должен поступить воспитатель?
5. Дети с воспитателем пришли на лужайку. Там цвели одуванчики. Дети сначала любовались ими, затем стали их рвать, плести венки, собирать букеты. Но на солнце цветы быстро завяли, дети их тут же выбросили. Как поступить воспитателю?
Ответы на вопросы.
1. Экология – экос – дом, жилище, родина; логос – учение. Наука о доме – родине. Сегодня наш дом в опасности. Нарушен климат, загрязняется воздух, вода, исчезают отдельные виды животных, растений.
2. Задача: вырастить и воспитать защитника природы, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, любить и беречь природу. Наиболее благоприятным периодом для формирования экологического сознания является старший дошкольный возраст.
3. Дети должны понимать важность охраны природы. Осознано выполнять определённые нормы поведения в природе. Должны иметь элементарные представления о жизни животных и растений, как живых существ, о взаимодействии человека и природы.
4. Экскурсии и целевые прогулки в природу служат обогащению знаний детей о природе родного края, взаимодействии человека и природы.
5. С детьми можно кроме сезонных целевых прогулок и экскурсий проводить тематические: «Деревья в нашем парке», «Лекарственные растения» и т. д.
6. Дети должны выполнять правила:
• ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения;
• если увидишь мусор, убрать его;
• не рвать цветы, не ломать ветки;
• не подходить близко к гнездам птиц, не разорять их;
• не обрывать паутину и не убивать пауков;
• не ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых;
• не разорять муравейники;
• не разжигать костры, не сжигать сухую траву, листья;
• не сбивать грибы, даже несъедобные;
• не ловить и не уносить домой птиц, детенышей зверей.
7. Пословицы и поговорки:
• Лес – богатство и краса, береги свои леса;
• Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади;
• Земля – наша мать;
• Хлеб – это жизнь;
• Земля любит хорошего хозяина;
• И болото – земля, и колючий куст – лес;
• Срубишь дерево – за год не вырастет.
8. Уголки природы помогают установить простейшие взаимосвязи в природе, расширяются знания о природе. Помогают воспитать трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за тех животных, которые живут в уголке природы.
9. Труд уголке природы позволяет подвести детей к выводу, что все в природе взаимосвязано, взаимозависимо, каждый вид приспособлен к определённой среде обитания.
10. Охране подлежат: земля и ее недра (газ, вода (реки, озера, атмосфера; места отдыха; растительный и животный мир; красивые места природы.
11. Дидактические игры:
• «Что ты знаешь об этом животном (растении?
• «Бывает - не бывает»;
• «Времена года»;
• «Домашние и дикие животные»;
• «Птицы в кормушках»;
• «Угадай правило»;
• «Выбери правильную дорогу»;
• «Зелёный друг» и др.
12. Растения цветника переносят на зиму в уголок природы, чтобы наблюдать влияние тепла и холода на жизнь растений. С этой целью перенести можно и луговые растения. В уголок можно поместить цветы: астра, хризантемы, душистый табак, левкой, гвоздику. Луговые растения: гусиный лук, медуница, одуванчик, земляника и др.
13. Предметы ухода за растениями в уголке природы: лейки, пульверизатор, ножницы, палочки для рыхления, речки, щеточки, салфетки, горшки и поддоны, ящики для посевов (20/12/8, 30/15/8, 4/20/12).
14. В уголке природы выращивают лук, овес, или ячмень (для подкормки птиц и животных, рассаду овощей (огурцы, томаты, капуста, можно выращивать редис, салат, свеклу, морковь, петрушку.
15. На огороде с детьми выращивают следующие овощные культуры: лук репчатый, горох, фасоль, огурцы, тыквы, кабачки, свекла столовая, морковь, петрушка, капуста, помидоры, репа, салат.
16. Клумбы для однолетних цветов можно делать разной формы, но они должны быть такого размера, чтобы ребёнок мог рукой достать до ее середины. Цветы выращивают однолетние и многолетние, размещая по принципу – высокие в середину клумбы, низкие по краям. Цветы однолетние: настурция, циния, петунья, бархатцы, календула, астры, львиный зев и др.
17. В уголке природы можно содержать:
• рыбок тропических, теплолюбивых – гуппи, меченосцы, золотая рыбка и др. ;
• пресмыкающиеся – черепаха;
• птицы – попугайчики волнистые, щегол, канарейка;
• животные – еж, белка, морская свинка.
18. Для того, чтобы показать детям, что растениям нужен свет, вода и тепло проводят эксперимент с растениями, но не в коем случае не доводят растения до гибели. Все изменения зарисовывают, сравнивают. Опыты чаще проводятся с детьми старшего дошкольного возраста.
Ответы на кроссворды.
1. Экология (комнатные цветы) : алое, фикус, хлорофитум, бальзамин, колеус, бегония, фуксия.
2. Природа (деревья) : тополь, береза, ива, сафора, сосна, дуб, катальпа.
3. Родина (птицы) : сорока, соловей, дятел, синица, ворона, грач.
4. Растения (лекарственные растения) : подорожник, ландыш, пустырник, мята, календула, одуванчик, чистотел, девясил.
ПРАВИЛО:
1. В природе будь вежливым гостем добрых хозяев (лесных, луговых, садовых).
2. Старайся ничего не уносить с тропинки, кроме знаний и впечатлений.
3. Не нарушая дружбу растений и животных с человеком, оставь природу в целости и сохранности.
4. Замечай, запоминай, зарисовывай интересное, увиденное тобой.