Аниса Салихова
Деловая игра по экологическому воспитанию для педагогов ДОУ «Робинзонада»
▼ Скачать + Заказать документы
по экологическому воспитанию
«Робинзонада».
Старший воспитатель МАДОУ Детский сад №1 общеразвивающего вида с. Караидель Республики Башкортостан Салихова А. Н.
Цель: уточнить и углубить знания педагогов по экологии, развивать творческий потенциал педагогов.
Публикация «Деловая игра по экологическому воспитанию для педагогов ДОУ „Робинзонада“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Лес может оказаться не менее грозным, чем вода или огонь, хотя на первый взгляд, какую опасность таят деревья, травы, мхи? Ведь под ногами твердь, тропинка где-то рядом, жилье недалеко. Но… грибы или ягоды манят, увлекают за собой, ведут прочь от хоженой тропы, от людей. К лесу нужно относиться осторожно и с уважением. Он может и одеть, и накормить, и приютить, только надо, прежде всего, запомнить непреложные правила:
- идете в лес, даже на час – берите спички, нож, соль, воду, компас;
- не гуляйте в лесу в одиночку;
- не уходите далеко от тропинки;
- примечайте ориентиры – они помогут найти дорогу домой;
- заблудившись и найдя незнакомую дорогу, не сходите с нее, а если выйдете к реке – идите берегом;
- заблудившись не отчаивайтесь! В лесу погибают не от холода и жажды, а от паники и страха. Главное – терпение и надежда;
-лес, каким бы дремучим он не был, таит следы пребывания человека, зверя – научитесь их замечать.
Давайте представим такую ситуацию. Вы отправились в лес по грибы, с собой взяли лукошко, нож, спички, целлофановый пакет, бутерброд. Незаметно для себя заблудились, в поисках обратной дороги все углублялись в лес. Страх, отчаяние уже поселились в вашей душе, но вы, собрав все свое мужество, взяли себя в руки. Приближается ночь, вам надо приготовить себе кров, поесть и дождаться утра… А утром снова в путь на поиски дороги домой.
Задание обеим командам «Как переночевать в лесу?»
Что может стать кровом? (Шалаш. Крупные ветки ели ставят конусом, мелкие по принципу черепицы между ними).
На чем спать (На матраце. Осока, еловые ветки уложенные в несколько слоев).
Простыня нужна? (Нужна. Из коры липы сплести полотно, оно хоть грубое, но теплое).
Подушка не помешает. (Можно использовать пух иван – чая, рогоз).
Без одеяла будет холодно? (Будет! Накроемся сухой травой, мхом).
Задание первой команде «Из чего будем есть?»
Готовим в котелке! (Корзину для грибов обмазать землей, обпечь на костре – можно кипятить воду и варить суп).
Достаточно одной кружки! В качестве кружки используем кусочек бересты, сложенной в виде конуса.
Про сервировку не забыли? (Листья лопуха – чем не скатерть? Они же салфетки и мелкие тарелки).
Задание второй команде. «Не забудем о гигиене».
Без мыла не обойтись! (В роли мыла выступают такие растения как мыльнянка и санонария, ягоды бузины а также внутренняя часть трутовых грибов, чага.
Зубы будем чистить? (Древесный уголь с размятыми листьями мяты – чем не паста)
Про щетку не забыли? (Колосок лисохвоста, веточка ели, сосны, липы, осины).
Умывальник нужен? (Используем нашу универсальную кружку).
Задание первой команде «Сварим чай, суп и кашу».
Где найти воду? ( Вода собирается с помощью целлофанового пакета: он «одевается» на ветку или небольшой куст с листьями, за счет испарения в нем через некоторое время оказывается вода, вполне пригодная для питья и приготовления пищи).
Заварите сладкий чай ( возможностей немало: цветы кипрея, земляника, малина, душистая мята. В роли сахара – сок березы, ягоды можжевельника, корни камыша).
Сала нет – нет и обеда. (Бульон грибной или из стеблей борщевика, вместо картофеля – клубни стрелолиста, корни лопуха, водяной орех; вместо моркови – корень или листья борщевика, в качестве приправ – корни гравилата, стебли люпина).
Каша – основа силы физической! Варим кашу из желудей, стеблей лишайника, семян спорыша. Заправляем маслом – семенами дикой редьки, люпина, лещины.
Задание второй команде «Кофе, хлеб, салат из даров леса».
Чашечка душистого кофе? Извольте! (Вместо кофе – слегка поджаренные корни одуванчика или цикория, желуди, плоды шиповника. В роли сахара – березовый сок, сладкие ягоды).
Хлеб – всему голова! (Муку «делаем» из корней молодой кувшинки, рогоза, тростника, пырея, водяного ореха, желудей. Кусок хлеба который взяли с собой, замочить, дать немного побродить, смешать с мукой. Замесить. Вырыть яму, дно выложить булыжниками, развести в ней костер. Уложить тесто раскаленные булыжники, закрыть дерном, печь до готовности.
Салат - кладезь витаминов! (Зелень – листья примулы (первоцвета, борщевика, сныти, обыкновенной душицы, медуницы – приправить листьями черемши, корнями гравилата, семенами пастушьей сумки, в роли «масла»- семена кипрея, редьки, лещина).
Задание обеим командам «Лечим раны и латаем дыры».
Лесные медикаменты. («Бинтуем» листьями подорожника, вместо ваты – сфагнум или кукушкин лен).
Лесное ателье (нитки делаем из льна, конопли, подорожника. Иголки в изобилии растут на ели и сосне).
Задание обеим командам «Лесной компас».
Мхи и лишайники растут на деревьях с северной стороны. На соснах и елях с южной стороны выступает смола. Бабочки тоже компас: их крылышки утром смотрят на восток, в полдень на юг, вечером на запад.
Почти все о животном мире.
Задание первой команде.
Назовите животных которые так или иначе связаны с производством лекарств (марал – панты, барсук – жир, медведь – желчь. Пчелы – мед, прополис, змея – яд).
Задание второй команде.
Назовите всех домашних животных и объясните, почему их одомашнили? (Кошка, собака, корова, лошадь, свинья, кролик, коза, буйвол, вол, як, верблюд, олень, осел – дают шерсть, молоко. Используют для охраны, как транспортное средство, для труда.
Задание первой команде.
Попробуйте объяснить названия известных птиц, животных, насекомых.
Пескарь – живет в песке, линь – линяет, меняет цвет с желтого на розовый, синица – поет зинь - зинь, кулик – кричит «куик», стрекоза – стрекочет, щегол – щёголь, козодой – так и вьется возле пасущихся стад, слепень – кусает так больно, что в глазах темнеет, слепнешь, волк – добычу тащит волоком, насекомое – насечки на теле.
Задание второй команде.
Разгадать фотозагадки «Чей это портрет?» (Снимки из журналов о природе).
Задание обеим командам.
Назвать исчезающих и уже исчезнувших с лица земли животных и птиц.
Красный волк, выхухоль, камчатский бобр, калан, тигр, снежный барс или ирбис, леопард, гепард, морж, тюлень –монах, синий или голубой кит, джейран, винторогий козел, кит – горбач, зубр (в красной книге); морская корова и странствующий голубь – полностью истреблены.
Задание «Белый конверт».
Одной команде предлагается конверт с иллюстрациями 20 птиц, среди которых надо узнать соловья.
Другой команде – с иллюстрциями20 животных, среди которых надо найти горностая.
Задание «Книга рекордов природы».
Первая команда должна продолжить фразу:
Самый длинный язык у ….(хамелеона)
Самое сильное обоняние у…. (бабочки)
Быстрее всех летает….(стриж)
Лучше всех слышит…. (сова)
Самый зоркий….(беркут)
Самые зубастые….(акулы)
Самый сильный яд у ….(тигровой змеи)
Самая доверчивая птица….(дикуша).
Вторая команда
Самые умные животные….(дельфины)
Больше всего глаз у …. (стрекозы, мухи)
Мощная природная электростанция… (электрический скат)
Самая крупная лягушка….(голиаф)
Чемпионы по долгожительству….(черепахи)
Чемпионы по глотанию (удав)
Чемпион по икрометанию (рыба луна)
Чемпион по нырянию (кит, черепаха)
Самые дальние перелеты (крачки)
Задание обоим командам «Законы природы».
Как бы вы сформулировали пять законов охраны природы, которые были выведены немецким ученым П. Эрлихом (1854 -1915) лауреатом Нобелевской премии.
1. Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
2. Все, что есть на Земле, необходимо для ее развития и развития человека.
3. Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.
4. Охраняя природу мы охраняем численность населения Земли.
5. Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война- несовместимы.