светлана панкратьева
Экологическое воспитание в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности.
Публикация «Экологическое воспитание в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Группы компенсирующей направленности
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, важно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Перед нами стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине.
Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.
Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основные направления экологического воспитания – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей.
У нас имеется природоведческая литература, пособия, альбомы, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания
Предметно - развивающая среда должна быть максимально насыщенной, доступной и безопасной.
Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Здесь мы ухаживаем за комнатными цветами (круглый год). Выращиваем огород на окне (февраль- март, наблюдаем как появляются листочки на веточках в вазе (март-апрель, за появлением первых одуванчиков на участке (апрель-май).
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, составлен каталог «научных» игр. На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, небольшая емкость с водой, плавающие игрушки. … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.
Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Узнай по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Угадай на ощупь», «Когда это бывает», «Вершки - корешки», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).
Используем проектную деятельность. На осенних каникулах у нас мы работали над проектом «Красная книга Хакасии», ребята знакомились с литературой «Красная книга России», «Красная книга Хакасии». Читали сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Лесная газета», «Красная горка»и др.
По итогам работы сделали книжку – малышку «Красная книга Хакасии», оформили газету «Правила поведения в лесу».
В работе над проектом приняли участие и родители. Вместе с детьми они создавали рисунки по сказкам В. Бианки
На зимних каникулах мы работали над проектом «Животные Крайнего Севера», в рамках которого читали рассказы Н. Сладкова «В тундре», ненецкую сказку «Белый медведь и
бурый медведь» Прошло познавательное занятие «Путешествие к Северному полюсу». Занятие по рисованию «Северное сияние» и лепка «Пингвины на льдине».
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Дети с увлечением принимают участие в инсценировках сказок «Добрый ёжик», «Пожар в лесу».
Работа с родителями.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека.
Одной из интересных форм работы является акция. Вместе с детьми родители делают поделки из природного материала к празднику осени,
мастерят скворечники и кормушки, рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое положительное отношение к природе.
Акция: «Посади дерево», «Покорми птиц зимой».
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В. А. Сухомлинский
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Пусть будет в человеке все прекрасно.
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!