татьяна коломиец
Экологическое воспитание. Совместная деятельность педагога, родителей и дошкольников. Эколята в жизни младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Беречь родную природу, бережно относится к ее ресурсам, оставить следующему поколению возможность жить в гармонии с природой. Вмешательство человека в природу Севера имеет много последствий, которые не учитываются при вмешательстве в природу, вызывают отрицательное изменения в окружающей среде. Особенно это касается поисково-разведочных, строительных, эксплуатационных работ по освоению недр Ямала. Любое изменение среды обитания человека: загрязнение воздуха, почвы, плохое качество воды, исчезновение лесов и кустарников, уменьшение видового разнообразия животных и птиц приводит к катастрофе ранимой природы Севера.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Конспекты занятий
- Темочки
В совместной работе педагога, родителей и детей мы можем научить бережному отношению к природным ресурсам, объяснить детям о последствиях возможных изменениях в природе при неправильном их использовании.
Младший дошкольный возраст – главный этап в развитии экологического воспитания, грамотного участника в защите природы. В этот период закладываются основы личности, в том числе бережного отношения к природе и окружающему миру. Маленький ребенок с помощью взрослого начинает выделять себя из окружающей среды, эмоционально реагирует ко всему окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки.
Ведущую роль в познании окружающего мира у дошкольников является игра. И в экологическом воспитании ребенка можно применить различные игры (дидактические, настольно-печатные, легоконструкторы, театрализованные и многие другие).
Хочется остановиться на играх со сказочными героями-Эколятами. Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогут весёлые сказочные герои “Эколята” – друзья и защитники Природы. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Это Умница, Елочка, Шалун, Тихоня.
В изготовлении их образов могут помочь родители. Тесная связь в сотрудничестве родителей, педагогов и детей, благотворно влияет на положительное отношение в воспитании ребенка.
Уже начиная с воплощением придумывания образов героев, родители вместе с ребенком обсуждают его, а также его поступки, которые взрослый сочиняет вместе с ребенком.
Совместно они придумывают размер героя, материал из которого его будут изготавливать, одежду, аксессуары к одежде. Большое значение имеет лица Эколят. У Умницы-оно умное, воспитанное, строгое, у Елочки-доброе, У Шалуна-веселое, дерзкое и у Тихони-спокойное, выдержанное. Каждая семья может для ребят детского сада сделать вот таких героев, которые вместе с педагогом и воспитанники отправятся в различные путешествия, например, «Как зверята шалили с Шалуном», «Как Елочке помогали сортировать мусор», «Как Эколята помогали садить лук» и многие другие интересные истории.
Воспитательное значение в экологии Эколят трудно переоценить. Это герои в данном случае созданы самим ребенком с родителями и принесены в детский сад с гордостью. Каждый ребенок думает, что это его герой может помочь лесу, спасти растения, зверей от гибели.
Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач:
- образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.