Екатерина Твердохлеб
Экологическое воспитание дошкольников летом
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников летом.
Основные занятия о природе воспитанники групп получают не на занятиях, а в повседневной жизни. Поэтому воспитателю необходимо целенаправленно и постоянно вести эту работу, помогать детям, накапливать представления о природе, поддерживать их любознательность и активность.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников летом» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лето
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Младшая группа. С наступлением лета уголок природы выносится на веранду или на участок. Воспитатель продолжает знакомить детей с растениями и животными, учит ухаживать за ними, поддерживать любознательность. Время от времени он приносит новых обитателей (жук, бабочка, стрекоза и т. д., учит детей рассматривать их, бережно к ним относиться.
В результате наблюдений и труда в уголке природы у детей формируется конкретные представления о внешнем виде растений, некоторых способах ухода за ними. Дети должны научиться различать отдельных животных по внешнему виду и поведению, бережно к ним относиться и обеспечить элементарный уход (кормить, поить).
Средняя группа. Летом дети больше находятся на воздухе. Воспитатель напоминает им, что растения и животные уголка природы нуждаются в заботе и внимании. Совместно с детьми он уточняет способы ухода за обитателями уголка природы летом, приучает выполнять несложные трудовые поручения: полить растения, удалить с листьев пыль; покормить животных зеленым кормом, вынести на участок морскую свинку, хомяка, пообщаться с ними, покормить травой.
В процессе наблюдений, игр, практических действий дошкольники знакомятся со свойствами природных материалов – песка, глины, воды, камня. Закрепляются представления о состоянии погоды летом (тепло, светит солнце)
, ярких летних явлений (гроза, небо, затянутое тучами, радуга и т. д.). В течение лета дети ухаживают за огородом и цветником: поливают растения, рыхлят землю, пропалывают от сорняков. При этом воспитатель сообщает о назначении различных видов ухода. Дети наблюдают за растениями после полива и после дождя, до и после рыхления почвы, устанавливают связь между состоянием растения и условиями, в которых оно находится, уходом за ним. В процессе выращивания растений малыши начинают понимать, что ходить надо только по дорожкам, нельзя затаптывать клумбы и грядки, бегать по ним т. д.
Старшая группа. Дети продолжают ухаживать за животными и растениями в цветнике. Детей следует научить пропалывать грядки: подчеркнуть, что сорную траву надо вытаскивать с корнем и уносить из междурядий, попросить ответить, почему нужно делать так. Поливают растения, рыхлят землю.
Летом появляется возможность показать детям разнообразие растительного мира. Воспитатель организует целевые прогулки на луг, водоем, в лес, в парк. Знакомят ребят с водными растениями, воспитатель обращает их внимание на то, что и водные растения укореняются в земле, на дне. Он показывает, как расположены листья белой кувшинки, желтой кубышки, выясняет вместе с детьми значение такого расположения для растения.
В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. В календарь природы в старшей группе, также как и в средней, следует помещать наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдение за погодой, жизнью растений и животных, людей.
Подготовительная к школе группа. Накануне школы обогащение представлений детей о природе по-прежнему остается для воспитателя важной задачей. Вместе с тем накопленные детьми знания о растениях, животных, опыт практической деятельности по уходу за живыми существами, их выращиванию систематизируются и обобщаются. Основными формами опыта работы в подготовительной к школе группе являются наблюдения и труд в уголке природы и на участке, а также прогулки и экскурсии за его пределами.
На участке детского сада, на прогулках дети наблюдают за летними явлениями в природе и их динамикой: увлечением продолжительности дня в начале лета и его сокращением в августе; изменением высоты стояние солнца: к концу лета она также существенно меняется, солнце и в полдень не так высоко, как в июне. Определяя высоту стояния солнца в течение дня (утром и в полдень, дети с удовольствием наблюдают за тенью – своей или окружающих предметов, измеряют ее при помощи условной мерки.
Летом воспитатель организует наблюдения за такими явлениями природы, как гроза, радуга, роса и туман, дождь (ливень, мелкий моросящий, «грибной», солнцепек и т. д. Причины некоторых из них воспитатель может установить совместно с детьми. А также педагог организует прогулки на луг, водоем, в лес, а также экскурсии в поле, на ферму, в птичник и т. д.
Так же как и в предыдущих группах, в подготовительной к школе группе ведется календарь природы. Важной частью календаря становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца. В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца.