Папки-передвижки

Экологическое воспитание дошкольников в процессе дидактической игры

Наталья Васильевна Харченко
Экологическое воспитание дошкольников в процессе дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание дошкольников в процессе дидактической игры

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко.

Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания : узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; золотое поле пшеницы в знойный летний день. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, это время; когда закладываются основы физического, психического, личностного развития. Экологическое воспитание дошкольников - это новое направление в дошкольной педагогике, которое стало складываться в 90-е годы ХХ века. Идея приобщения ребенка к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Известные педагоги, мыслители Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Пестолоции, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева и др. видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств. С именами этих ученых тесно связано становление такого традиционного направления, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создало хорошую базу для перехода к экологическому образованию дошкольников. Экологическое воспитание, образование-это начало становления нового мировоззрения, более гармоничных отношений между человеком и природой. Большой вклад в разработку проблемы экологического воспитания и образования дошкольников внесла С. Н. Николаева. Под экологическим воспитанием С. Н. Николаева понимает ознакомление детей с природой в основу которого положен экологический подход. Наш детский сад работает по программе «Радуга» Т. Н. Дороновой. Программа содержит раздел : «Познавательное развитие». Основная задача этого раздела способствовать познавательному развитию детей, упорядочивать и систематизировать полученные ранее знания о мире природы. Знакомить с жизнью животных и растений в разных условиях, показывать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы. Также хотелось бы обратить внимание на программу С. Н. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной концепции экологического воспитания дошкольников и ориентированная на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. Содержание программы отражает биоцентричный взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах. Работая с 2011 года над темой : «Экологическое воспитание дошкольников через дидактическую игру» поставила перед собой цель: «Формирование у дошкольников экологического сознания и бережного отношения к природе через дидактическую игру». Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в процессе дидактической игры» размещена в разделах

1. Знакомить детей с жизнью животных и растений в различных

условиях.

2. Создать предметно-развивающую среду, позволяющую детям расширять кругозор; уточнять и конкретизировать знания в области экологии.

3. Активизировать собственные познавательные интересы в области экологической культуры.

На основе сформированных цели и задач наметила следующие этапы работы:

1. Изучить уровень знаний родителей об экологическом воспитании дошкольников.

2. Подобрать диагностику и изучить уровень детей об экологическом

воспитании в повседневной жизни.

3. Наметить план работы по экологическому воспитанию через дидактические игры.

4. Создание предметно развивающей среды.

Начала работу с определения уровня знаний родителей о значении экологического воспитания в жизни дошкольников. Для этого использовала анкетирование. Родителям предложено было ответить на следующие вопросы: Проведенное анкетирование показало,что …родители понимают важность экологического воспитания детей. В результате полученных

данных, наметила план работы с родителями, Предложены консультации: 1 В группе среди родителей прошел конкурс : «Сказка на территории детского сада». Родители изготовили игрушки из бросового материала, для оформления территории участка группы цветочных клумб. Призерами конкурса стали четыре семьи: Ющенко Матвея, Соколовой Риты, Шибанова Олега, Быстровой Вики. Дети и родители были отмечены грамотами за выдумку и фантазию. С помощью родителей была создана экологическая библиотека, которая постоянно пополняется новыми книгами, мини-музей «Природа рядом» пополняется природным материалом: шишками, камешками, семенами. Родители оказывают активную помощь в подготовке к городским мероприятиям:

-Озеленение участка.

-Лего- мания по сказкам Киплинга; Андерсена. Участникам конкурса были вручены памятные подарки: книжки Л. Куликова.

-Акция «Живи лес».

Дальнейшую работу продолжила с изучения уровня знаний детей в экологическом воспитании. На начало учебного 2011года по результатам диагностики высокий уровень составил-

- средний-

- низкий-

Данные результаты представлены в виде диаграммы. На следующем этапе работы составлен перспективный план по экологическому воспитанию детей через дидактическую игру. План отражает работу по трем направлениям.

1 Работа с детьми

2 Работа с родителями

3 Создание предметно-развивающей среды.

Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада повлияло на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Был создан экологический уголок, в который входят : мини-музей, мини-лаборатория, экологическая библиотека, дидактические игры и упражнения. Большое значение в экологическом воспитании дошкольников оказывают игры изготовленные совместно с детьми.

-«Солнышко»

-«Пищевые цепочки»

-«В поисках пищи»

-«В поисках дома»

-«Растения и их плоды»

Данные игры имеют не только развивающую, но и познавательную основу, помогают, в занимательной форме познакомить ребенка с миром животных и растений. Знакомя детей с правилами поведения в лесу, в парке; я стремилась добиваться понимания детьми того,что в природе все взаимосвязано, что нарушение условий существования растений и животных ведет к их гибели и исчезновению. Этому пример дидактическая игра «Экологические цепочки». Я показывала детям, что по отношению к природе люди занимают позицию сильной стороны и поэтому они должны беречь ее и заботиться о ней. Знакомя детей с природой родного края, использовала дидактические игры с природным материалом. Это фрукты и овощи; листья деревьев и кустарников,цветы.

-«Что где растет?»

-«От какого дерева листочек?»

-«Найди сходство и отличие»

Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья и кустарники, цветы, запоминать их названия. Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений я проводила экскурсии по территории детского сада. Экскурсии и наблюдения дети обычно заканчивали просьбой, обращенной к растениям подарить на память несколько листочков, стебельков, цветочков, в группе дети выкладывали на листы бумаги разные по форме и цвету части растений, проговаривая их названия. Затем вместе с детьми из высушенных растений составляли композицию и наклеивали ее на картон. За сезон создали несколько растительных палитр, собранных с разных экологических точек (клумба лес, луг). Такого рода экскурсии помогают детям показать разнообразие и гармонию растительного мира родной природы. В экологическом воспитании дидактические игры помогают детям уточнить, закрепить расширить, систематизировать имеющиеся у детей знания о природе, а так же дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, фруктами, овощами) сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Часто в своей работе обращаюсь к предметным играм с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, овощи, фрукты). В качестве таких игр можно назвать:

-«Вершки, корешки»

-«Чудесный мешочек»

-«Путаница»

-«Узнай по вкусу»

-«Узнай дерево по листочку»

В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектах природы. Для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках предметов природы играем с детьми в словесные игры такие как :

-«Летает,бегает, прыгает»

-«Что это за птица»

-«В воздухе, воде, на земле»

-«Что лишнее?»

Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. После спланированных и проведенных занятий, игр и упражнений с детьми, мероприятий с родителями в мае 2013 года была проведена диагностика, которая имела следующие результаты: уровень

Экологического сознания продолжал подниматься.

На сентябрь 2013 результат обследования уровня экологического воспитания детей составил :

Данные результаты свидетельствуют о достижении поставленной передо мной цели- формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста через дидактическую игру. В итоге проделанной работы есть положительные результаты:

-Сформированы начала экологической культуры у дошкольников.

- Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.

-Дети учатся практическим действиям по охране природы.

-У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Публикации по теме:

Развлечение «День Земли» (апрель, старшая группа)Развлечение «День Земли» (апрель, старшая группа) Развлечение "День Земли" прошло в апреле. Предшествовала большая предварительная работа по экологическому воспитанию. Используя Интернет-ресурсы.

Туристические прогулки в детском саду.Туристические прогулки в детском саду. Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Мир.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников в процессе дидактической игры
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 12:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников в процессе дидактической игры» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Васильевна Харченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД