Анна Ивановна Кобыжакова
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ёлочка»
г. Черногорск, Республика Хакасия
Кобыжакова Анна Ивановна, воспитатель первой категории
Бондарь Ирина Владимировна
Экологическое воспитание дошкольников
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном стрю,
Лететь в одном полёте.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
Рыбе — вода, зверю — лес,
степи, горы, а человеку
нужна Родина.
И охранять природу -
значит, охранять Родину!
М. Пришвин
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе, болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно — психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих имеющие врождённые аномалии.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда - то был ребёнком. Вот почему велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего детства.
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта
Процесс формирования личности дошкольника в целом, и экологическое воспитание в частности, должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере ( живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке, как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы
Дошкольный возраст — самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно — экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому, возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем
В связи с этим на базе ДОУ»Ёлочка» нами был разработан:
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«Беречь природу, значит беречь Родину»
Целью этого проекта является
Создать условия для формирования человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой
Цель достигается через решение образовательно — воспитательных задач :
Формировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их решения
Формировать мотивы, потребности и привычки, экологически целесообразное поведение и деятельность, здоровый образ жизни;
Развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
Развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды
Воспитывать любовь к родному краю, Родине.
Был составлен план решения и выполнения задач;
План проекта разделё н на три блока:
1. Совместная деятельность педагога и детей
- Организация в группе познавательно — экологической среды
- Беседы
«Изучение флоры родного края»
«Познавательные экологические пословицы, поговорки, загадки»
- Исследовательская деятельность
Посадка цветника, уход за цветами
Опытно — исследовательская деятельность на огороде
с целью вырастить зерновую культуру для получения полноценного урожая зерновых
Экскурсии в парк города
с целью создавать условия для закрепления знания детей о названии деревьев, изменения в природе, по внешнему виду деревьев и трав с весны до осени
Поиск проблемных вопросов и ответов
«Напиши письмо сове» - по теме «Природа»
Конкурс детских работ
«Вторая жизнь упаковки» поделки из природного и бросового материалов
- Экспериментирование
«Сухой из воды»
«Что выделяет растение?»
Развлечение
«Тайны птичьего полёта» - экологическая викторина.
2. Самостоятельная деятельность детей
Дидактические игры
«Отвечайте, правда ли?»
«Хитрые вопросы»
«Концовки»
«Кто больше?»
«Перепутаница»
«Родственники»
«Кто кем становится?»
- Подвижные игры
«Летает, плавает,бегает»
«Я знаю»
«Воздух, земля, вода»
«Птицелов»
«Скворцы и кошки»
«Голуби и кот»
- Инсценировки сказок
«Колобок», «Репка», «Красная шапочка», «Чиполлино»
3 Работа с родителями
- Консультации
«Какое место экологическое воспитание в вашей семье»
«Прогулки в природу — основа здоровья ребёнка»
«Птицы уголка природы дома»
- Практическая деятельность
«Птичья столовая»
- Составление гербарий
«Наши растения»
- Родительское собрание
«Экологическая культура»
Замечательный педагог В А Сухомлинский писал
«Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе к богатствам духовной культуры.
Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Всё хорошее в людях - из детства!
Как источник добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивляться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души.