Наталья Зобова
Экологическое воспитание детей старшего возраста. (Отчёт по самообразованию)
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает ребёнка морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
В 2014 - 2015 учебном году я взяла тему по самообразованию : «Экологическое воспитание детей среднего возраста». В 2015 – 2016 учебном году я продолжила эту тему уже в старшей группе.
Таким образом, я поставила перед собой следующую цель:
Изучить особенности экологического воспитания в детском саду.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- разработать перспективный план работы с детьми;
- подобрать и провести дидактические и подвижные игры по формированию экологических представлений у детей.
Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Изучение темы начала с раздела «Растительный мир», который пришёлся на сентябрь – октябрь. В него вошли следующие формы работы: беседы: «Осенние месяцы», «Осень золотая», «Что нам осень подарила»; наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе; художественное творчество: рисование «Рябина», рисование трафаретом «Осенние листья», аппликация «Осенний узор», работа с раскрасками; дидактические игры: «Узнай и назови дерево», «Вершки и корешки», «Что выше?», «Чьи детки, от какой ветки?», «Что растёт в саду, что в огороде?», «Найди по описанию». Подвижные игры: «Раз, два, три к дереву беги», «Листопад», «В огород мы пойдём»; загадки про овощи и фрукты; рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»; рассматривание книги «Природа Мордовии».
Составила компьютерную презентацию «Осень в лесу», «Грибы».
Итогом изучения данного раздела было развлечение «Приметы осени», а также выставка детского творчества совместно с родителями «Осенняя палитра».
Продолжила изучение темы разделом «Животный мир» в ноябре – декабре.
В этом разделе были использованы следующие формы работы: беседы «Как дикие животные готовятся к зиме?», «Зачем зайчик меняет шубку?», «Как звери зимой спасаются от стужи?»; игра – драматизация по русской народной сказке «Заюшкина избушка», «Теремок»; настольный театр «Волк и семеро козлят»; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме; составление описательного рассказа; дидактические игры: «Рыбы, птицы, звери», «Кто здесь лишний?», «Кто, где живёт?», «Кто у кого?», «Зоологическое домино»; подвижные игры: «Бездомный заяц», «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Лиса в курятнике», «Лиса и зайцы» и др. Составила альбомы «Домашние животные», «Дикие животные».
С января по март была продолжена работа по разделу «Мир птиц». В этом разделе основное внимание было уделено изготовлению кормушек для птиц. Была проведена акция «Кормушка для пичужки». В этом нам помогли родители. Каждую прогулку мы с детьми насыпали в них корм, таким образом, дети запоминали, чем можно кормить птиц. Составила альбом «Зимующие и перелётные птицы», который помогает детям различать птиц по внешнему виду.
Закончила работу разделом «Комнатные растения». Дети учились составлять рассказ на тему: «Комнатные растения», «Кто живёт на подоконнике». С детьми вырастили огород на окне. Были составлены альбомы «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».
В апреле – мае запланирован раздел «Мир насекомых», в котором будем наблюдать за насекомыми. В этом разделе также запланированы беседы: «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», рассматривание фотографий о насекомых; загадки о насекомых; чтение художественной литературы : И. Крылов «Стрекоза и муравей», М. Пришвин «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»; дидактические игры «Узнай по описанию», «Кто улетел», «Четвёртый лишний; подвижные игры: «Поймай бабочку», «Поймай комара», «Медведь и пчёлы».
Составлен альбом «Насекомые». Итогом этого раздела планируется провести развлечение «Здравствуй, лето красное!»
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).
На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование: песочницу, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются : консультации, беседы и др.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Экологическое воспитание дошкольников подготовительной группы» .
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.
3. Изучить новинки методической литературы.
4. В работе с родителями планирую включать организации совместных праздников.