Авраменко Светлана Александровна
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
С каждым годом человек всё больше и больше влияет на природу. Возросшая деятельность человека негативно сказывается на природную среду. Чтобы её сберечь населению нашей планеты нужно стать экологически грамотными. Только сегодня, в современных условиях необдуманного потребления природных ресурсов, экологическое воспитание может стать основой процесса гармонизации взаимодействия человека и природы. Поэтому экологическое воспитание – это самое актуальное направление в педагогике. Экологическое воспитание дошкольников – это первая начальная ступень процесса познания природы. Экологическое воспитание детей в дошкольном учреждении начинается в младшей группе.
Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети младшего возраста очень любознательны и непосредственны. Они легко включаются в совместную с воспитателем практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Воспитателю нужно проявлять эмоции вместе с ребёнком, выслушивать рассуждения, восхищаться вместе с ним, хвалить за проявленные способности. Дети не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени, поэтому педагогу нужно частое переключать внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой.
Задачи воспитателя в работе с детьми младшего дошкольного возраста :
1. заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ,
2. обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.
Важным аспектом экологического воспитания в младшем возрасте является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от неживого объекта, формирования элементарных умений правильно взаимодействовать с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
В процессе экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в детском саду используют различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра, труд); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (поисковые действия).
Ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель использует метод демонстрации. Во время демонстрации натуральных предметов воспитатель дает детям обследовать предмет. Малыши берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.
Важную роль в познании малышами объектов природы играет наблюдение, являющимся основным методом ознакомления детей с природой. Наблюдение это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности; поэтому для детей младшего возраста оно непродолжительно. Наблюдая за живой природой, ребенок учится понимать и ценить её, формируются конкретные представления о растениях, о сезонных явлениях.. Основным содержанием наблюдений детей младшего дошкольного возраста в уголке природы становятся рост и развитие растений, изменения, происходящие с ними в зависимости от сезона. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; различные растения нуждаются в разном количестве света и влаги. Воспитатель для малышей может организовывать экскурсии по экологической тропе, находящейся на территории детского сада. Прогулки и экскурсии обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные времена года. Малыши наблюдают за предметами и явлениями природы в естественных условиях, во всем их многообразии и фиксируют это в календаре природы. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей. Работа с календарем обогащает конкретные представления детей об изменениях в природе и осознание, что все эти изменения имеют свои естественные причины.
Важное место в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста принадлежит экологическим играм. Игра - это ведущий вид деятельности ребенка, являющейся неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада.
Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы.
В играх с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты, овощи, камни) уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
В играх типа лото, домино, разрезные и парные картинки уточняются, систематизируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы («Четыре времени года», «Собери картинку»). Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы малышам. Для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание — сложить целую картинку из ее частей. Словесные игры проводятся для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов («Когда это бывает?», «В воде, воздухе, на земле», «Съедобное – не съедобное»).
Особенно детям младшего дошкольного возраста нравятся подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Наседка и цыплята», «Лохматый пёс», «Мыши и кот» и т. д.
Интересной и нетрадиционной формой работы является организация и проведение творческих игр «Путешествие в деревню», «Поход в лес» и т. д.
Работа в природе рассматривается как один из основных методов ознакомления дошкольников с природой. Воспитатель учит детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных. Постепенно малыши прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека. Дети младшего дошкольного возраста могут помочь в поливе и уходе за цветами и овощами на огороде детского сада, собрать семена, листья и природные материалы для поделок.
В словесном методе воспитатель может использовать советы Е. И. Тихеевой: прежде чем читать тот или иной стишок, надо обязательно познакомить малышей с живым объектом или его изображением на картинке, т. е. те образы, которые предлагает ребенку живое слово, должны быть ему знакомы, связаны с его личными воспоминаниями, переживаниями.
Сказка является, одним из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира. Она не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. В этом возрасте ребенка также привлекают легкие шуточные стихи, стихи-потешки, стихи-небывальщины. Для того чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным, воспитателю необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры.
В младших группах воспитатель использует отдельные поисковые действия. Они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности и мыслительной деятельности.
Малышам сначала задаются вопросы, например: “Что тонет в воде – камень, или дерево?”, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет со снегом, если принести его в группу?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, проводят поисковые действия.
Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире. Освоение систематизированных знаний о растениях и животных, как о живых организмах, формирует основы экологического мышления малышей. Если малыш, видя красивый цветок, не сорвет его, а только полюбуется им; не ловит бабочек ради развлечения; подкармливает птиц в зимнее время, то это верный шаг в сторону развития экологически воспитанного человека. Ведь главное в экологическом воспитании – личная убежденность воспитателя, умение заинтересовать, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.