Елена
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
в летний период.
Экологическое воспитание - процесс формирования сознательного ответственного отношения к окружающей среде. Прежде всего речь идёт об охране и бережном, рациональном использовании природных ресурсов.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитание в целом - это процесс непрерывный, последовательный; так и экологическое воспитание не должно прерываться из-за того, что ребенок в летний период не посещает дошкольное учреждение, где стандартами образования предусмотрены все важнейшие компоненты формирования экологических представлений. Поэтому важно родителям и другим взрослым, находящимися с детками летом, продолжать непрерывный процесс экологического воспитания.
Экологическое воспитание деток дошкольного возраста обнаруживает важнейшее значение в вопросе формирования здоровой и гармоничной личности человека. Ведь именно в период дошкольного детства ребёнок проходит наиболее интенсивный и насыщенный интеллектуальный и духовно-нравственный путь развития. В этом возрасте формируются основы экологического мышления и всей экологической культуры.
В возрасте от 2 до 4-х лет ребенок впервые получает эмоционально-насыщенные впечатления о природе, он накапливает элементарные представления о различных формах жизни.
Летом открываются расширенные возможности для ознакомления детей с природными явлениями и объектами: увеличивается время пребывания детей на улице, во-вторых, в природе происходят многочисленные изменения и преобразовательные процессы. Взрослому важно тщательно продумывать каждую прогулку, с каким объектом или явлением природы будет знакомиться ребенок, взрослому необходимо сопровождать эмоционально-окрашенной информационной справкой.
Основными формами работы с детьми в летний период являются прогулки, экскурсии, сбор лекарственных трав, ягод, плодов, а также работа на грядках и цветниках.
Эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром является наблюдение:
- Наблюдения за живой природой (цель - формировать умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им) :
а) наблюдения за растениями (важно сформировать бережное отношение к растительности, объяснить, что это часть живой природы, которую нужно непременно беречь. Разъяснить, что нельзя без надобности рвать растения, растаптывать грибы, разбрасывать плоды и ягоды).
б) наблюдения за животными (важно объяснить ответственность человека за животного, которое он приручает, показать, как человек может помочь животным,
в) наблюдения за птицами (важно объяснить, что гнезда птиц разорять нельзя,
г) наблюдения за насекомыми (важно объяснить, что в природе нет ничего лишнего: например, мухи являются санитарами, так как уничтожают гниющие останки).
- Наблюдения за неживой природой.
а) сезонные и погодные явления,
б) природные объекты: вода, песок, камни и т. д.
Экологическое воспитание дошкольников также может быть эффективно реализовано через такой вид деятельности, как игра. Интересным для детей будет изготовление игрушек из различного природного материала. Детки смогут не только знакомиться с характеристиками и свойствами объектов природы, но и в результате получится красивая игрушка, повышающая интерес к занятиям.
Важно формировать у деток-дошкольников эстетическое отношение к природе, чувство красоты. Решению данной задачи могут служить - выращивание красивых цветов, составление букетов при украшении, рисование пейзажей, фотографирование и рассматривание фотографий с изображением природы, а также чтение литературы о природе.
Мы предложим некоторые игровые ситуации, которые позволят сделать пребывание ребенка на даче, прогулку во дворе интересным, познавательным, а также поможет воспитать бережное отношение окружающему миру, желание познавать природу:
Наблюдение за ветром, за тем, как колышутся листики деревьев и травинки.
Наблюдение радуги после дождя.
Показать ребёнку увеличительное стекло, помочь рассмотреть через него насекомых: божью коровку, бабочку, муравья или стрекозу.
Пристально и внимательно рассмотреть полевые цветы, их лепесточки и листочки.
Понаблюдать за подсолнухом, за тем, как он поворачивает головку вслед за движением солнца.
На даче понаблюдать, как открываются утром на солнышке одуванчики и закрываются – «ложатся спать» - вечером.
Показать детям утреннюю росу и туман.
Понаблюдать, как пчела собирает нектар с цветочков.
Понаблюдать, как прорастает из земли посаженные семена растений.
Очень важно сопровождать все наблюдения интересным для ребенка рассказом взрослого - эмоционально окрашенным и простым языком, понятным ребенку.
Полученные таким образом в дошкольном детстве знания и навыки поведения на природе будут являться основой формирования экологического сознания взрослого человека - ответственно и бережно относящегося к окружающему миру.