Папки-передвижки

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через художественное слово

Лариса Степановна Дахова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через художественное слово
▼ Скачать + Заказать документы

Дахова Л. С. (РФ, Адыгея, г. Майкоп, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2», mbdou-2@mail.ru)

Цветы — как дети: на добро щедры,

И щедро нежность, людям отдавая,

они растут, сердца обогревая,

как маленькие теплые костры.

Берегите детей и цветы! Любите их!

От этого только каждый из нас с вами

станет еще на чуточку красивее,

нежнее и мудрее!

Р. Гамзатов

1 .Введение

Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через художественное слово» размещена в разделах

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

В современном мире экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые нравственные проблемы: развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к ней. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

При встрече ребёнка с природой должны решаться в единстве познавательные, нравственные и эстетические задачи. Именно поэтические произведения дают доступные представления дошкольникам о гуманном отношении к природе, и могут быть использованы для экологического воспитания и развития.

2. Основная часть

Предлагаю Вам рассмотреть, как с помощью сказки Владимира Ивановича Даля «Старик - годовик» можно объяснить детям:

1) Что такое сутки?

2) Сколько суток в неделе?

3) Сколько дней в неделе?

4) Сколько недель в месяце?

5) Сколько месяцев в году?

Я хочу представить Вашему вниманию птиц-месяцев, которые были сделаны по сказке В. И. Даля. Всего этих сказочных птиц 12, по количеству месяцев в году.

Давайте рассмотрим 3 весенние птицы:

У каждой птицы по 4 крыла, потому что в месяце 4 недели.

На каждом крыле по 7 перьев, потому что в неделе 7 дней.

Каждое перо черно-белое, потому что сутки - это день и ночь.

Каждая весенняя птица месяц имеет свой цвет и название:

Первая светло-зеленая птица называется «Березень», так в старину называли месяц март, потому что первые почки появлялись на березе.

Вторая ярко-зеленая птица называлась «Цветень», так в старину называли апрель потому, что расцветали первые цветы.

Третья темно-зеленая птица называлась «Травень», так в старину называли май потому, что все деревья, кусты и земля были покрыты сочной зеленью и травой.

Работая по сказке В. И. Даля, я сочинила стихотворение для детей «Я расту», которое можно использовать как физминутку:

Я расту

День с ночью повстречаются

И в сутки превращаются.

А семь дней неразлучных

В недельку собираются.

Сутки в недельке, месяцы - в году

Так проходит время: и я расту.

Четыре недельки в месяце живут

А двенадцать месяцев годом зовут

Сутки в недельке, месяцы - в году

Так проходит время: и я расту.

За весною лето за осенью - зима

Четыре разных времени встречаем мы всегда

Сутки в недельке, месяцы - в году

Так проходит время: и я расту.

Дахова Л. С.

В своей работе с детьми я поняла, что именно стихи помогают быстрее запомнить и понять детям смысл сложных слов и явлений в природе. Поэтому сейчас я вам представлю свои стихи, которые помогают мне и детям в процессе экологического развития и воспитания.

Для знакомства детей с экологией как наукой о природе предлагаю Вам стихотворение «Фея-экология».

Фея Экология

Что-то случилось вдруг.

Земля задрожала, и тут

Вода испарилась из рек,

И стал погибать человек.

Все птицы, деревья, трава исчезли, сгорели дотла.

И вдруг зарыдала земля:

«О, жизнь! Как ты мне дорога и нужна!»

И сразу ударил гром, и дождик всю землю отмыл.

И смыл все, как страшный сон.

Радугой путь проложил.

По ней и спустилась она -

Экологии фея сама.

И вмиг распустились сады и цветы.

Птицы запели от шума воды.

Ожили все горы, леса и моря.

Феей хранимая наша Земля.

В старшем дошкольном возрасте ребятам интересно узнать о планетах солнечной системы. Чтобы детям было легче запомнить последовательность 9 планет и их названия, можно разучить стихотворение «Планеты солнечной системы».

Планеты солнечной системы

Девять подружек собрались в ряд.

Солнце их держит как мама ребят.

Все дружат и кружат возле нее,

И жизнь на планете нам дарит оно.

Меркурий - как младшая, рядом стоит.

Венера - с любовью ее сторожит.

Земля - удивляя, цветет и живет.

А Марс - потихоньку ее бережет.

Юпитер - как старший огромен и горд.

Сатурн — крутит обруч назад и вперед.

Уран - повторяя, не отстает.

Нептун - наблюдает.

Плутон - стережет.

Всегда неразлучны все девять они.

Все в ряд, друг за другом сестрицы Земли.

Все дружат и кружат, считая нам дни.

А мы с вами гости планеты Земли.

Стихотворение «Ярило» поможет детям запомнить, как в старину называли солнце.

Ярило

Нас утром будит солнышко

И дарит настроение.

А ночью посылает смешные сновидения.

Яркое, яркое, солнышко - Ярило.

Ярило, Ярило нам утро подарило.

Пускай нам светит вечно солнышко - Ярило!

И чтобы после ночи

Оно к нам приходило.

Во время занятий по «Календарному цветку» дети учатся не только бережно относиться к цветам, но и запоминают период цветения каждого из них. Сделать занятие интересным помогают детям стихи «Подснежник» и «Берегите Первоцветы!».

Подснежник

Пробиваясь сквозь снег,

Подснежник растет.

Лучик света от солнца

За собой он. несет.

Красотою своей обогреет сердца

И сказать можно смело:

«Ты прекрасна, Весна!»

Не срывайте подснежник,

Берегите его!

Он согреет всю землю и украсит ее!

Первоцветы.

Нам землю согревают первоцветы

После метелей, вьюги и снегов.

Ведь в Адыгее знают даже дети:

Что первоцветы не боятся холодов!

Сквозь снег, на радость людям пробиваясь,

Они спешат согреть сердца у всех:

Цветком изящным, стеблем преклоняясь - Подснежник нежный, яркий Цикламен.

Вы приглядитесь к первоцветам, полюбуйтесь:

Они нежны и щедростью полны!

Их берегите и любите, люди -

Все первоцветы несказанно хороши!

Чтобы научить детей любить и беречь диких животных и запомнить их разновидности можно использовать стихотворение «Мишки» и дидактическую игру «Кубик-рубик».

Мишки

Живут на свете мишки,

Мишки - топтыжки.

Плавают, играют,

Добычу собирают.

Бурые медведи, белые медведи,

Панда и коала, вас совсем не мало.

Мишки, вы мишки, разные все мишки, Панда и коала, вас осталось мало.

В берлоге засыпают, в снегу не замерзают,

И там, на белой льдине, детенышей ласкают.

Пускай живут на свете

Разные медведи.

Пускай не пропадают и землю украшают!

Научить любить природу родного края и запомнить название рек, нашей Республики Адыгея поможет стихотворение «Река мечты».

Река мечты

Текут в Адыгее реки:

Белая, Курджипс и Лаба.

Все знают - взрослые, дети,

Красивые их берега.

Над Белой стоит наш садик,

«Полянкой» назвали его.

Голосами детей он славит

Названье родное свое.

К берегу речки Белой,

Вода постоянно зовет,

Плескаясь, журча и играя,

Ласково всех обольет.

Ты, Белая - речка, прекрасна!

Твои берега нам нужны.

Беги к нам, и знай - не напрасно

Украсишь наш берег мечты!

3. Заключение

Из своего опыта работы я поняла, что художественное слово - наиболее эффективный метод работы по развитию экологической культуры у детей.

А закончить хотелось бы словами Р. Гамзатова:

С целым миром спорить я готов,

я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы как люди плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит - всех прошу я в сад:

Видите, качаясь еле-еле,

На людей застенчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

Литература

1. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду// Изд-во: Мозика-Синтез, - М: 2004-122с.

2. Дерябо С. Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на- Дону: Феникс, 1996. - 480 с.

3. Зацепина В. Планета Земля - наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. - 1996. -№ 7. - С. 29-36.

4. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : Детство - пресс, 2000. - 319 с.

5. Р. Гамзатов «Наследники», 2013.

6. Даль В. И. Старик-годовик. - Издательский дом: Детская литература- 1979.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Осень. Занятие 1. Беседа о лете. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Опыт «Вода нужна всем». Художественное творчество детей.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Совместно с родителями были проведены мероприятия: - анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого – краеведческому воспитанию.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возрастаЭкологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возраста Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования экологического воспитания ребёнка. Следовательно, экологическое воспитание.

«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Поэтому знакомство с природой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через художественное слово
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 16:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через художественное слово» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Степановна Дахова (УИ 351043) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД