Лариса Степановна Дахова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через художественное слово
▼ Скачать + Заказать документы
Дахова Л. С. (РФ, Адыгея, г. Майкоп, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2», mbdou-2@mail.ru)
Цветы — как дети: на добро щедры,
И щедро нежность, людям отдавая,
они растут, сердца обогревая,
как маленькие теплые костры.
Берегите детей и цветы! Любите их!
От этого только каждый из нас с вами
станет еще на чуточку красивее,
нежнее и мудрее!
Р. Гамзатов
1 .Введение
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через художественное слово» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.
В современном мире экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые нравственные проблемы: развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к ней. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
При встрече ребёнка с природой должны решаться в единстве познавательные, нравственные и эстетические задачи. Именно поэтические произведения дают доступные представления дошкольникам о гуманном отношении к природе, и могут быть использованы для экологического воспитания и развития.
2. Основная часть
Предлагаю Вам рассмотреть, как с помощью сказки Владимира Ивановича Даля «Старик - годовик» можно объяснить детям:
1) Что такое сутки?
2) Сколько суток в неделе?
3) Сколько дней в неделе?
4) Сколько недель в месяце?
5) Сколько месяцев в году?
Я хочу представить Вашему вниманию птиц-месяцев, которые были сделаны по сказке В. И. Даля. Всего этих сказочных птиц 12, по количеству месяцев в году.
Давайте рассмотрим 3 весенние птицы:
У каждой птицы по 4 крыла, потому что в месяце 4 недели.
На каждом крыле по 7 перьев, потому что в неделе 7 дней.
Каждое перо черно-белое, потому что сутки - это день и ночь.
Каждая весенняя птица месяц имеет свой цвет и название:
Первая светло-зеленая птица называется «Березень», так в старину называли месяц март, потому что первые почки появлялись на березе.
Вторая ярко-зеленая птица называлась «Цветень», так в старину называли апрель потому, что расцветали первые цветы.
Третья темно-зеленая птица называлась «Травень», так в старину называли май потому, что все деревья, кусты и земля были покрыты сочной зеленью и травой.
Работая по сказке В. И. Даля, я сочинила стихотворение для детей «Я расту», которое можно использовать как физминутку:
Я расту
День с ночью повстречаются
И в сутки превращаются.
А семь дней неразлучных
В недельку собираются.
Сутки в недельке, месяцы - в году
Так проходит время: и я расту.
Четыре недельки в месяце живут
А двенадцать месяцев годом зовут
Сутки в недельке, месяцы - в году
Так проходит время: и я расту.
За весною лето за осенью - зима
Четыре разных времени встречаем мы всегда
Сутки в недельке, месяцы - в году
Так проходит время: и я расту.
Дахова Л. С.
В своей работе с детьми я поняла, что именно стихи помогают быстрее запомнить и понять детям смысл сложных слов и явлений в природе. Поэтому сейчас я вам представлю свои стихи, которые помогают мне и детям в процессе экологического развития и воспитания.
Для знакомства детей с экологией как наукой о природе предлагаю Вам стихотворение «Фея-экология».
Фея Экология
Что-то случилось вдруг.
Земля задрожала, и тут
Вода испарилась из рек,
И стал погибать человек.
Все птицы, деревья, трава исчезли, сгорели дотла.
И вдруг зарыдала земля:
«О, жизнь! Как ты мне дорога и нужна!»
И сразу ударил гром, и дождик всю землю отмыл.
И смыл все, как страшный сон.
Радугой путь проложил.
По ней и спустилась она -
Экологии фея сама.
И вмиг распустились сады и цветы.
Птицы запели от шума воды.
Ожили все горы, леса и моря.
Феей хранимая наша Земля.
В старшем дошкольном возрасте ребятам интересно узнать о планетах солнечной системы. Чтобы детям было легче запомнить последовательность 9 планет и их названия, можно разучить стихотворение «Планеты солнечной системы».
Планеты солнечной системы
Девять подружек собрались в ряд.
Солнце их держит как мама ребят.
Все дружат и кружат возле нее,
И жизнь на планете нам дарит оно.
Меркурий - как младшая, рядом стоит.
Венера - с любовью ее сторожит.
Земля - удивляя, цветет и живет.
А Марс - потихоньку ее бережет.
Юпитер - как старший огромен и горд.
Сатурн — крутит обруч назад и вперед.
Уран - повторяя, не отстает.
Нептун - наблюдает.
Плутон - стережет.
Всегда неразлучны все девять они.
Все в ряд, друг за другом сестрицы Земли.
Все дружат и кружат, считая нам дни.
А мы с вами гости планеты Земли.
Стихотворение «Ярило» поможет детям запомнить, как в старину называли солнце.
Ярило
Нас утром будит солнышко
И дарит настроение.
А ночью посылает смешные сновидения.
Яркое, яркое, солнышко - Ярило.
Ярило, Ярило нам утро подарило.
Пускай нам светит вечно солнышко - Ярило!
И чтобы после ночи
Оно к нам приходило.
Во время занятий по «Календарному цветку» дети учатся не только бережно относиться к цветам, но и запоминают период цветения каждого из них. Сделать занятие интересным помогают детям стихи «Подснежник» и «Берегите Первоцветы!».
Подснежник
Пробиваясь сквозь снег,
Подснежник растет.
Лучик света от солнца
За собой он. несет.
Красотою своей обогреет сердца
И сказать можно смело:
«Ты прекрасна, Весна!»
Не срывайте подснежник,
Берегите его!
Он согреет всю землю и украсит ее!
Первоцветы.
Нам землю согревают первоцветы
После метелей, вьюги и снегов.
Ведь в Адыгее знают даже дети:
Что первоцветы не боятся холодов!
Сквозь снег, на радость людям пробиваясь,
Они спешат согреть сердца у всех:
Цветком изящным, стеблем преклоняясь - Подснежник нежный, яркий Цикламен.
Вы приглядитесь к первоцветам, полюбуйтесь:
Они нежны и щедростью полны!
Их берегите и любите, люди -
Все первоцветы несказанно хороши!
Чтобы научить детей любить и беречь диких животных и запомнить их разновидности можно использовать стихотворение «Мишки» и дидактическую игру «Кубик-рубик».
Мишки
Живут на свете мишки,
Мишки - топтыжки.
Плавают, играют,
Добычу собирают.
Бурые медведи, белые медведи,
Панда и коала, вас совсем не мало.
Мишки, вы мишки, разные все мишки, Панда и коала, вас осталось мало.
В берлоге засыпают, в снегу не замерзают,
И там, на белой льдине, детенышей ласкают.
Пускай живут на свете
Разные медведи.
Пускай не пропадают и землю украшают!
Научить любить природу родного края и запомнить название рек, нашей Республики Адыгея поможет стихотворение «Река мечты».
Река мечты
Текут в Адыгее реки:
Белая, Курджипс и Лаба.
Все знают - взрослые, дети,
Красивые их берега.
Над Белой стоит наш садик,
«Полянкой» назвали его.
Голосами детей он славит
Названье родное свое.
К берегу речки Белой,
Вода постоянно зовет,
Плескаясь, журча и играя,
Ласково всех обольет.
Ты, Белая - речка, прекрасна!
Твои берега нам нужны.
Беги к нам, и знай - не напрасно
Украсишь наш берег мечты!
3. Заключение
Из своего опыта работы я поняла, что художественное слово - наиболее эффективный метод работы по развитию экологической культуры у детей.
А закончить хотелось бы словами Р. Гамзатова:
С целым миром спорить я готов,
я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит - всех прошу я в сад:
Видите, качаясь еле-еле,
На людей застенчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
Литература
1. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду// Изд-во: Мозика-Синтез, - М: 2004-122с.
2. Дерябо С. Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на- Дону: Феникс, 1996. - 480 с.
3. Зацепина В. Планета Земля - наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. - 1996. -№ 7. - С. 29-36.
4. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : Детство - пресс, 2000. - 319 с.
5. Р. Гамзатов «Наследники», 2013.
6. Даль В. И. Старик-годовик. - Издательский дом: Детская литература- 1979.