Лариса Радченко
Статья «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Одной из главных проблем современного мира является экологическая проблема. Человек долгое время считал себя «хозяином природы» однако сегодня мы видим, что это не так. Вырубка лесов, осушение рек и озер, загрязнение атмосферы, и многое другое привели к необратимым последствиям в мире природы.
Публикация «Статья „Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Человек сам является частью природы, поэтому начинать надо с самого себя. Именно поэтому так важно уже на этапе дошкольного детства воспитать правильное понимание природы, ценностное, бережное, заботливое отношение к ее объектам, развивать потребность в познавательном общении с окружающим миром.
Познавая ребенок понимает, о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли.
При этом его знания, как показали научные исследования Кондратьевой Н. Н., Логиновой В. И., Николаевой С. Н., Саморуковой П. Г. приобретают качество системности.
Тем самым возрастают возможности памяти, интеллекта, чувств то есть совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.
Сущность процесса формирования сезонных представлений детей дошкольного возраста.
Наука об условиях существования живых организмов которые взаимодействуют между собой и средой обитания называется экологией. Воздух, свет, вода, тепло, пища это элементы среды, они называются экологическими факторами.
Приспособляемость организмов к условиям среды мы можем наблюдать в сезонных явлениях природы, в строении органов животных и растений, а также в разнообразных способах передвижения и питания, в потребностях растений в свете, в температуре и воздухе которые им необходимы для жизни.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто мы помним всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы и разные насекомые вокруг, птицы, звери, бегущие по небу облака, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают много радостных переживаний. Запах цветов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шуршание листьев или скрип снега под ногами – все это позволяет детям почувствовать природу и служит богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.
Мы рассматриваем наблюдение сезонных процессов, как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие
мыслительной деятельности. Сезонные изменения в природе это природные факторы, оказывающие влияние на жизнедеятельность живых организмов.
Сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Для полноценного развитая ребенка необходимо сформировать начальные мировоззренческие представления о взаимных связях, которые есть в природе [4].
Экологическое воспитание в дошкольной педагогике - это новое направление, которое появилось не так давно, примерно тридцать, сорок лет назад.
В программах дошкольного образования есть раздел «Ознакомление детей с природой», его смысл в том, чтобы помочь сориентироваться детям в понимании природных явлений, которые можно наблюдать: познакомить с некоторыми растениями и животными, научить выделять характерные особенности, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи.
Последние лет десять работа детских учреждений направлена на воспитание бережного отношения ко всему живому в окружающей нас экосистеме [3].
Е. И. Тихеева делала акцент на силу воспитательного влияния естественной среды на ребенка, считала, что это неиссякаемый аккумулятор, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда.
Чем больше органов чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом ребенок, тем полнее он познает окружающее.
Е. И. Тихеева считает, что мир природы таит большие возможности для развития у детей наблюдательности и совершенствования родной речи.
На действующем этапе проблемами экологического воспитания дошкольников занимаются И. А. Комарова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова и др. Результаты проведенных ими исследований показывают, что на этапе дошкольного возраста целью экологического воспитания является формирование только первоначальных основ экологической культуры [2].
Вместе с тем, экологическое образование как комплексная проблема современного мира стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие
(Э. В. Гирусов, Ю. Г. Марков, Д. Ж. Маркович, Н. И. Моисеев).
Сложная ситуация экологического образования были предметом исследований А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, Н. Н. Моисеева, И. Т. Суравегиной, А. П. Сидельковского и др. которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования дошкольников. Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы.
Дети старшего дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила общения с живыми существами, гуманно, бережно относиться к природе [1].
Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ничем незаменимую ценность и красоту, в понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле, природа и человек взаимосвязаны между собой.
В таких условиях развитие у дошкольников системы представлений о сезонных изменениях в природе способствует формированию нравственно-ценностных отношений к природе и людям, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой. Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы.
Дети младшего дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила общения с живыми существами, гуманно, бережно относиться к природе [2].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие / Под ред. Л. Н. Прохоровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2012. - 72с.
2. Каменева, Л. А. Как знакомить дошкольников с природой : пособие для воспитателей детского сада/ Л. А. Каменева, А. К. Матвеева,
3. Игнатова В. А. Формирование экологической культуры учащихся : теория и практика / Под ред. В. И. Загвязинского. – Тюмень, 1998.
4. Иванова, Г. М. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст] / Г. М. Иванова //Дошкольное воспитание. – 2013. - № 7. - С. 53 – 67
5. Барковская, О. М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания : учебное пособие для студентов СПО/ О. М. Баркровская. – 5 – е изд., стереотип. - Москва: Просвещение, 2013. – 382с.