Наталья Севрюкова
Экологическое воспитание детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается с детского сада- первого звена системы образования.
Дошкольное детство начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.
Публикация «Экологическое воспитание детей второй младшей группы» размещена в разделах
Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы-растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.
Взаимосвязь между объектами живой и неживой природы у детей 3-4 лет строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды. Такие знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
В возрасте3-4 лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты живой и неживой природы с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства- форму, цвет, величину, степень твёрдости или мягкости, характер поверхности, а так же познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Маленький ребёнок познаёт всё долго – при многократном повторении одни и тех же явлений и событий в течение учебного года, в течение пребывания в детском саду.
Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке зёрна и вода, берёзе на участке- свет и вода, а воробьям зимой- крошки хлеба.
Технология экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста построена на использовании персонажей широко известных русских народных сказок которые знакомы малышам и которые они с удовольствием слушают и обыгрывают. Задача сказочных героев- вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них.
Важным местом в технологии занимает игра –несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми. Роль взрослого-поддержать интерес ребё нка с помощью разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, трудовой, продуктивной, и др. Для этого целесообразно проводить познавательные игры - занятия с включением проблемных ситуаций, задач - загадок, куда включаются задания на развитие воображения, памяти, мышления.
В процессе экологического воспитания необходимо обучать малышей и первым несложным трудовым умениям: полить растения, протереть листья влажной тряпочкой, покормить рыбку, птичку.
На этой основе воспитываются бережное отношение к растениям и животным, у детей появляется радостное удивление. Первые переживания.
Основное содержание знаний малыши усваивают через систематические встречи с природой в процессе наблюдения в экологическом уголке и на участке детского сада.
Коллективные формы работы воспитатель чередует с индивидуальными, так как индивидуальное общение с ребёнком позволяет вызвать у него больший интерес, успешнее провести наблюдения.
Для развития наблюдательности проводим занятия и целевые прогулки.