Светлана Вильдякскина
Экологический проект «Животные Свердловской области» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ТВОРЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
"ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ"
тема:
"Животные Свердловской области зимой"
Руководитель: Вильдякскина Светлана Георгиевна,
воспитатель ВКК
пгт. Рефтинский
2022
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный
Цель: Ввести проблемную ситуацию для детей, родителей; сформировать интерес к теме проекта.
Постановка проблемы:
Модель трёх вопросов:
Что мы знаем о животных зимой?
Что хотим узнать?
Как узнаем?
Что мы знаем?
Животные зимуют в лесу. Зимующие птицы не улетают в тёплые края.
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Свердловская область, родной край
- Экология, природа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Что хотим узнать?
Какие птицы и звери зимуют в лесах Свердловской области? Какие приспособления есть у этих животных, чтобы пережить зиму? Почему есть птицы, которые на зиму перемещаются в тёплые края, а среди зверей никто не покидает своих местообитаний на зимовку?
Как узнаем?
Расскажет воспитатель. Спросим у родителей. Прочитаем в энциклопедии.
Узнаем из интернета.
Изучение методической литературы.
Организация предметно-развивающей среды.
Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, костюмов, музыкальных произведений, музыкальных игр, интернет - ресурсов по теме проекта.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, серии мультфильмов и фильмов о диких животных по теме;
Подборка игр для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с темой проекта;
Информирование и привлечение родителей к участию в проекте.
II этап - основной
Цель: Способствовать расширению знаний детей о сезонном поведении животных в лесах Свердловской области.
Деятельность воспитателя:
- Определить формы и методы работы с детьми по реализации задач проекта.
- Разработка конспектов экологических мероприятий по теме.
- Создание условий для организации познавательно - исследовательской деятельности (подбор энциклопедий, карт, схем, подготовка оборудования для исследовательской деятельности, составление картотеки дидактических игр по теме).
Работа с детьми:
Основная образовательная деятельность: Чтение сказки Александра Афанасьева "Зимовье зверей", НОД "Дикие звери Урала", "Зимующие птицы Урала", "Редкие животные Урала".
Познавательный цикл экологических бесед: "Где живут дикие животные", "Лесные этажи", "Дикие звери Урала зимой", "Покормите птиц зимой", "Заповедники на Урале", "Красная книга", "Правила поведения в лесу".
Чтение художественной литературы: М. Зверев"Следы на снегу", М. Пришвин "Лисичкин хлеб", И. Акимушкин "Жил - был бобр", "Жил -был ёжик", "Чем кролик на зайца не похож", "Жил - был волк","Гости" "Красная книга Свердловской области", В. Бианки "Лесные разведчики", "Сова", "Мастера без топора", "Подкидыш", В. Астафьев "Стрижонок Скрип", А. Барков "Голоса весеннего леса".
Рассматривание энциклопедий и иллюстраций;
Загадывание ребусов и загадок о животных.
Подвижные игры: "Воробьи и вороны", "Птицы и леса", "Медведи и пчёлы", "Волк и зайцы", "Хитрая лиса", "Лиса в курятнике".
Опытно - исследовательская деятельность:"Почему заяц меняет окраску", "Волшебный окрас лисы", "Почему белка меняет шубку зимой", "Какая шубка теплее", "Всем на свете нужен дом, даже животным", "Такие разные следы", "Почему птицы улетают в тёплые края", "Секрет водоплавающих птиц", "Как устроены перья птицы", "Как птицы летают",
Сезонные наблюдения в природе: "Какие птицы прилетают к кормушке", "Чьи следы на участке", "Прислушаемся к голосам птиц", "Воробьи - какие они", "Ворона - что то стащила", "Зачем птицы собираются в стайки".
Дидактические познавательно-исследовательские игры:
"Какие животные спрятались", "Чей хвост", "Найди животных Урала и жарких стран", "Чья тень", "Пазлы", "Чей малышь", "Домино", "Чьи следы", "Чей голос", "Кто что ест", "Кто где живёт", "Найди пару", "Чьё пёрышко", "Перелётные и зимующие люди", "Что бывает зимой", "Покормите птиц".
Продуктивная деятельность:
конструирование "Зимовье", лего-конструирование "Дикие животные"; лепка "Звери сказки "Зимовье"; оригами "Лиса и заяц", рисование "Мой любимый лесной житель", "Берегите лес от пожара", аппликация "Медведь в берлоге", "Медведи", "Зимующие птицы. Снегирь", "Перелётные птицы. Ласточка", поделки из природного материала: "Животные", коллективная работа: "Лебедь".
Просмотр презентаций, мультфильмов:
"Зимующие птицы", "Как дикие звери зимуют", "Зимующие птицы", "Помогите птицам зимой", "Редкие животные Урала", "Берегите лес друзья",
Интерактивные игры:
"Какие звери впадают в спячку" https://learningapps.org/watch?v=pcpcdkpfn22
"Кто, что ест" https://learningapps.org/watch?v=pkwdqtyqn22
"Найди следы животных и птиц" https://learningapps.org/watch?v=pnjr5nagn22
"Перелётные и зимующие птицы"https://learningapps.org/watch?v=pkcvyksg522
Театрализованная деятельность: постановка "Зверятам холодно зимой",
Изготовление Заповедника для диких животных
Акция: "Помоги птицам зимой"
Экскурсия по "Тропе здоровья"
Выставки художественной и научно-познавательной литературы
Создание книжки - малышки: "Мир о животных Урала"
Выставка детско - родительских рисунков: "Моё любимое животное зимой".
Детско - родительское проектирование:
"Зимующие птицы", "Дикие звери зимой"
Квест - игра: "По следам диких животных в лесу зимой".
Игра - викторина: "Зимующие птицы"
Проектирование
Взаимодействие с родителями:
• Консультация для родителей:
• Привлечение родителей к созданию детско-родительских проектов: "Дикие звери Свердловской области зимой", "Зимующие птицы Урала".
• Привлечение родителей для участия в акции: "Помоги зимующим птицам" (изготовление кормушек).
• Совместное участие детей и родителей в выставке рисунков: "Моё любимое животное зимой".
III этап - заключительный
Цель: Подведение итогов проекта
• Создание сюжетно-ролевой игры: "Заповедник".
• Оформление выставки совместных проектов детей и родителей: "Как приспособились животные к зиме", "Зимующие птицы".
• Оформление совместной выставки рисунков: "Моё любимое животное зимой".
• Презентация проекта.
• Участие в муниципальной экологической кейс-игре для детей дошкольного возраста Green Team (игра является правопреемником игры "ЭкоКолобок"). Общая тема игры: "Экология животных", подтема "Животные Свердловской области зимой".
Значение метода проектирования
в изучение сезонного поведения животных
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Особенно велика
роль природы в воспитании детей. Именно поэтому наиболее понятными и доступными являются для детей дошкольного возраста проекты, посвященные животным. Используя в своей работе педагогическое проектирование, мы реализуем личностно – ориентированный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а с ними и новых компетенций, технологий.
Проектный метод является наиболее эффективным способом организации образовательно-воспитательной деятельности, стержнем которого является исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Учитывая актуальность заявленной темы и интересы детей, нами был разработан проект «Животные Свердловской области зимой».
Знакомство с природой будет не полным, если не рассказывать ребенку о диких животных. Без животных природа пуста. Даже самый маленький ребенок знает, что в лесу живут звери. Дети искренне сочувствуют героям сказок с животными. Народная мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качествами - этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни. Детей необходимо знакомить с внешним видом и повадками животных зимой, обращая внимание на характерные признаки каждого животного, давая правильные сведения, а также дать представление о сезонном поведении животных.
Суть проекта заключается в том, чтобы во время проектно-исследовательской деятельности дети могли больше узнать о животных зимой. Могли проследить взаимосвязь и взаимозависимость: в природе с изменением времени года происходят изменения в жизни диких животных. Рассказать о питании, жилище, способе добывания и запасания пищи на зиму, размножении, детенышах и заботе взрослых животных о своем потомстве.
Заключение
Результатами реализации проекта мы видим следующее: воспитание у детей эмоционального, бережного отношения к природе, умения видеть красоту окружающего мира; формирование представлений о природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе; развитие умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде, желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Реализуя проект «Животные Свердловской области зимой» нам удалось расширить кругозор, развить познавательную и творческую активность и любознательность у детей; развить умения к самостоятельным размышлениям (ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией); привить любовь и заботливое отношение к животным.
В процессе занятий, бесед, проектной деятельности, игр, исследовательской деятельности, познавательных игр, творческой и совместной деятельности были актуализированы знания детей о сезонном поведении животных.
Участие детей в проекте позволило обогатить знания о животных нашего края, о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме. Проект помог ответить на вопрос: "Почему нужно помогать животным зимой"
Познавательно - исследовательская деятельность позволила развить у детей наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности, что способствовало активизации словарного запаса, повышению уровня коммуникативной компетентности. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.
Многие родители приняли активное участие в работе над проектом. В группе улучшилась предметно – развивающая среда. Реализация данного проекта способствовало более тесному сплочению между его участниками.
Из всего сказанного ранее можно констатировать: в данном проекте поставленные задачи успешно реализованы. Целенаправленная организация проектной деятельности способствовала целостному развитию детей, успешной социализации, раскрытию индивидуализации детей, а также сплочению как педагогического коллектива, так гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
Стремись животных защищать,
Они ведь - братья наши!
Стремись чуть-чуть добрее стать,
Мир этот сделать краше!
Их дружба крепкая верна,
Животные как - люди!
И нам их доброта нужна,
Кем без добра мы будем?
Список литературы:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : ТЦ СФЕРА, 2004.
2. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного
возраста. – ИЗД. 5-е, - Ростов Н/Д: Феникс, 2010 -251с.
3. Проектная деятельность старших дошкольников / сост. В. Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2011.- 202с. : ил. ISBN 978-5-7057-1982-2
4. Экологические занятия с детьми: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-159с.
5. Юшков А. Н. Загадки природы. Рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками. – СПб. : Речь; образовательные проекты; М. : Сфера, 2009.- 176с.
6. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Эксперементировангие. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.-128с.
7. Лесные тайнички: [рассказы, сказки] / Николай Сладков. - СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2010. – 95с. : ил. – (Серия «Звери и птицы»).
8.«Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Л. Г. Горькова М. -2008г
9.«. Какие звери в лесу?» Шорыгина Т. А. М. -2000г.