Екатерина Михеева
Экологический проект «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать +Заказ
«ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Возраст: подготовительная группа№5
Воспитатель: Михеева Екатерина Леонидовна
Вид проекта : практико – исследовательский
Продолжительность: 1 месяц
2015 год
Экологический проект «Земля — наш общий дом»
Проект : «Земля - наш общий дом»
Возраст: подготовительная группа.
Публикация «Экологический проект „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Воспитатель: Михеева Екатерина Леонидовна
Вид проекта : практико – исследовательский.
Продолжительность: 1месяц.
Проблема
Проводимая в начале учебного года педагогическая диагностика помогла выявить некоторые особенности развития детей нашей группы. Одной из образовательных областей, требующей особого педагогического внимания, является – образовательная область «Познавательное развитие».
Развитие детей группы сильно отличается друг от друга, дети имеют разный уровень познавательного интереса. В группе есть дети с высокой познавательной активностью. А есть и такие, которых больше интересуют игрушки и игровые моменты. И именно у этой части детей одной из ярких проблем, выявленных в результате диагностики, является недостаточно высокий познавательный интерес к природе и окружающему миру. Формы работы и с теми, и с другими не могут быть одинаковыми как в силу разного уровня развития детей, так и в силу различия их интересов. В рамках непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», в частности решая задачи развития кругозора на примере темы проекта, сделать так, чтобы дети все увлеклись, поняли, осмыслили это, поэтому и появилась идея предоставить возможность каждому ребенку побыть в роли исследователя, самому узнать что-то новое.
Актуальность
Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живет на Земле, должен заботливо и бережно относится к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства. Этому нужно приучать детей с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих на земле людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности – правильно- организованное, систематически- осуществляемое в дошкольных образовательных учреждениях под руководством педагогов (людей, которые обладают высокой экологической культурой) оказывает на ее умственные, нравственные, физические качества, способствует на развитие логического мышления и речи. Мир природы очень разнообразен и таит в себе огромные возможности для всестороннего развития детей. Поэтому, очень важно продумать организацию обучения, прогулок, специальных наблюдений. Воспитательное значение природы на развитие дошкольников очень велико: общаясь с природой, дети учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа. Они дышат, пьют воду, растут, а самое главное. Чувствуют боль как человек. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольники обогащают свои знания, чувства, у них формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Я считаю, что именно с дошкольного возраста нужно создавать условия для полноценного и своевременного развития ребенка, ориентируясь на разнообразные формы и методы и обязательно привлекая к участию родителей.
Для разностороннего развития детей подготовительной группы важно развивать эрудированность, расширять границы познания окружающего мира, формировать планетарное сознание. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к миру природы можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности детей.
Тема проекта великолепно подходит для углубленного исследования детьми вместе с родителями многообразия жизни на земле. Конечно, важна здесь и направляющая роль воспитателя как координатора, человека, который подсказывает и помогает найти закономерности и зависимости, поможет систематизировать полученные знания.
Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в процесс познания.
Познавать мир лучше комплексно, охватывая не только какую-то одну его сторону, а постараться раскрыть детям многообразие мира. Это возможно сделать, объединив разные области познания.
Концептуальные основы
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
В основе исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения.
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Итак, исследовательская, поисковая активность естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Именно поэтому каждое исследование, проведенное ребенком при поддержке родителей будет способствовать развитию самостоятельности мышления, помогать ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, это своеобразная поисково-познавательная деятельность дошкольника, направленная на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения, и ценности.
Все это позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивать творческие начала и умственные способности, способствовать развитию целеустремленности, настойчивости, учить общаться со сверстниками и взрослыми.
Данный метод основан на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы исследований в основном рождаются именно из интересов детей.
Каждое исследование своеобразно, в каждом ребенок может углубиться в заинтересовавшую его тему настолько, насколько позволяют ему его способности и возникший интерес. Исследования предполагают использовать любые подручные средства: книги и интернет, знания взрослых, игрушки, картинки и т. п.
Цель проекта :
Формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Осуществление общественно-значимой деятельности, направленной на использование базовых знаний дошкольников по экологическому образованию в практической природоохранительной деятельности, способствующей развитию интереса в деле сохранения и приумножения природных богатств, духовно- нравственному становлению личности.
Задачи проекта :
1. Образовательные:
• познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете
• вовлекать в природоохранительную деятельность
• формировать навыки исследовательской деятельности
• развивать умения и навыки работы с природным материалом
2. Развивающие:
• развивать умение сравнивать и анализировать
• знакомить с лекарственными травами нашего края
• развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
• развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов
• развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
3. Воспитательные:
• воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
• воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, природному наследию нашего края.
• формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.
Развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
• воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.
Место реализации проекта : Ивановская область, Ивановский район, с. Новоталицы МОУ Новоталицкая СОШ Дошкольные Группы «Малыш».
Создание педагогических условий:
1. Создание развивающей среды.
2. Проведение систематического знакомства с объектами и обитателями природы, худ. произведениями, …
3. Привлечение к проекту родителей : информационные стенды, конкурсы совместных работ (рисунков, поделок, консультации, участие в развлечениях.
Принципы реализации:
1. Актуальность.
2. Системность.
3. Доступность.
4. Наглядность.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительная работа.
1. Выбор и утверждение темы.
2. Определение целей и задач проекта.
3. Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.
4. Создание картотеки игр
5. Составление перспективно - тематического плана.
6. Проведение анкетирования с родителями
7. Обеспечение условий для проведения проекта.
8. Осуществление контроля над реализацией проекта.
2. основной этап.
1. Проведение бесед.
2. Ознакомление детей с детским фольклором, художественными произведениями детских писателей.
3. Знакомство детей с народными, подвижными, дидактическими играми.
4. Ознакомление детей с образцами декоративно-прикладного творчества.
5. Организация выставок.
6. Просмотр слайдов.
7 Разучивание песен, хороводов.
8. Экскурсия.
3. Заключительный этап.
1. презентация проекта
2. Обработка результатов по реализации проекта.
3. Внесение дополнений, поправок.
Формы работы по реализации проекта :
наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
Создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
Познавательное чтение;
Конкурсы совместно с родителями, КВН;
Лаборатория (опыты и эксперименты) ;
Выпуск экологический газеты;
Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
Эколого-познавательные праздники и развлечения.
Итоговая выставка тематических работ.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня знаний по экологии у детей;
Воспитать любовь к природе (через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия)
Научить детей сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности)
Научить грамотно, защищать природу и бороться за ее сохранение.
Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей
Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.
Перспективно - тематический план.
№ Тема
Организованная образовательная область Совместная работа воспитателя и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная работа с родителями
1 неделя «Дом под крышей голубой»
1. «Земля - наш общий дом» ФКЦМ Беседа
Цели: расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;
Чтение худ. лит-ры:
Я. Драгунский «Земля»
Л. Квитко «На песке»
Т. А. Шорыгина «Волшебник с планеты Омега»,
«Наша кормилица-Земля». Экспериментирование с песком: игра «Откопай разгадку»
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, воображение, логическое мышление, пространственную ориентировку. Анкетирование на тему «Экологическое воспитание дошкольников»
2. Дид. игры: «Где, что растет?»
Цель: активизировать знания детей о месте произрастания лекарственных растений, кормовых, овощных, хлебных злаков.
«Правила безопасности летом» цель: Формировать знания о правилах безопасности в летнее время (в лесу, на даче, на воде) .
Игра – путешествие «по родному городу»
Цель: активизировать знания о родном городе (комплексе, учить использовать формочки разных размеров, формировать интерес к изучению родных мест. «Зоологическое лото», «Кто, где живет?», «Земля и солнечная система»
Просмотр картинок с изображением опасных ситуаций, возникающих в летнее время.
3. Рисование на тему: «Моя планета – Земля» Рассматривание иллюстраций альбомов:
«Мой родной, зеленый город»
«Моя голубая планета-земля» Составление плана экологической тропы.
4. Музыка Д/игра «Лето в музыке»
Цель: формировать умение по характеру музыки определять состояние погоды, соответствующее сезону, развивать чувство прекрасного, внимание, образную речь
5. Трудовая деятельность: уход за комнатными растениями, цветами на клумбе. Поливка и рыхление растений. Трудовой десант «Сделаем участок детского сада красивым»
7. Подвижные игры: «Солнышко и дождик»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции.
«Охотники и звери»
Рассматривание рисунков по правилам ОБЖ Фотовыставка: «Удивлению нет конца и края, когда в природе лето»
8 Интеллектуальная игра «Что, где, когда?»
Цель: Закрепить знания детей о природе; через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе. Круглый стол «Сбережем родную природу»
2 неделя «Красная книга»
9. «В мире редких растений» ФКЦМ Беседа: «Морские коровы и красная книга»
Цели: Чтение худ. литературы:
В. Песков «Лоси»
В. Танасийчук «Взрыв без шума»
Экспериментирование с водой: игра «Овощи и фрукты»
Цель: различать овощи и фрукты, развивать внимание и быстроту реакции, ловкость. Памятка для родителей по экологическому воспитанию.
10 Дид. игры: «Угадай, что за растение?»
Цель: уточнить представления о растениях, учить узнавать их по описанию
«Вершки, корешки»
Цель: развивать умение соотносить вершки и корешки овощных культур. «Выложи узор»
Цель: развивать умение выкладывать узор из природного материала, воображение, чувство ритма, эстетический вкус, учить в узоре сочетать различные материалы.
Н/п игра Лото «Овощи и фрукты»
Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах.
11 Рисование Составление альбома детских работ «Зеленая аптека» «Лекарственные растения»
12 Музыка Разучивание песни «Не рвите цветы не рвите»
Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы»
13 Труд Прополка клумбы за всходами на огороде.
14 Подвижные игры: «К названному дереву беги»
Цель: закрепить знания детей о деревьях.
«Найди себе пару»
15 Развлечение КВН «Знатоки природы» Рассматривание иллюстраций «Как правильно вести себя в природе» Экологическая тропа «Деревья в детском саду»
3 неделя «Хорошо, там, где не мусорят»
16 «Чистота на планете» ФКЦМ
Беседа на тему: «О мусоре и о том что можно сделать, чтобы мусора стало меньше… .»
Цели: Чтение худ. литературы:
В. Бианки «Лесная газета»
В. Танасийчук
«Кислый дождь»
Т. А. Шорыгина «Родник» Экспериментирование с водой: игра «Что на дне?»
Цель: Развивать тактильно-двигательные ощущения, умение обследовать предмет в воде. Информационный стенд «Человек и природа»
17 Дид. игры: «Морской бой»
Цель: закрепить знания о том, что предметы из бумаги не тонут, но намокают и размокают.
«Что делают люди летом?» Цель: сформировать знания о том, что летом у людей много работы: на даче, на полях, на лугах и т. д. «Времена года»
Цель: конкретизировать знания детей о временах года. Сбор литературы: стихов, рассказов, пословиц, поговорок о лекарственных травах.
18 Рисование «Дождь и растения летом» Рисование экологических знаков
19 Музыка П. И. Чайковский «Времена года»
Прослушивание аудиозаписи
«Шум дождя» Акция «Очистим детский сад от мусора»
20 Подвижные игры: «Берег, море, паруса»
Цель: развивать быстроту реакции, внимание.
«Лягушка и цапля» Составление плана экологической тропы.
21 Мастер класс на тему: «Пчелка» Рассматривание альбома: «Вторая жизнь брошенных вещей» Сбор бросового материала для конкурса. Конкурс «Поделки из бросового материала».
4 неделя «Экологические цепи»
22 «Живые цепочки» ФКЦМ
Беседа на тему: «Экология в лесу… .»
Цели: асширять представления детей о деревьях, растениях, животных, насекомых. Чтение худ литературы:
Т. А. Шорыгина
«Рябина»
В. Песков «Лечебница под сосной» Экспериментирование с песком: «Сочини историю»
Цель: развивать тактильно - кинестетическую чувствительность, пространственную ориентировку, воображение, связную речь. Консультация на тему: «Воспитание любви к природе»
23 Дид. игры: «Что будет если…»
Цель: развивать мышление, воображение, актуализировать опыт детей, их знания.
«Если я был бы деревом»
Цель: закрепить знания детей об особенностях строения деревьев. «Зоологическое лото»
Цель: систематизировать знания детей о животных и их месте обитания.
«Ателье летней одежды»
Цель: формировать умение выбирать летнюю одежду из предложенной, описывать ее, называя детали, качество материала, подбирая по цвету, виду, использованию. Путешествие по экологической тропе «Растения в нашем саду»
24 Рисование «Какую пользу я принес планете» Рисование экологических знаков Выставка : «экологические знаки»
25 Музыка «Это называется природа» Рассматривание иллюстраций природы.
Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы»
26 Подвижные игры: «Деревья и червяки»
Цель: закрепить знания детей о связи растений, почвенных животных, почвы.
«Охотники и звери»
27 Итоговая выставка работ воспитанников на тему «Земля наш общий дом».
Приложения:
Макет планеты «Земля» - результат коллективной работы детей и воспитателя группы №5.
Насекомые и животные созданы руками воспитанников подготовительной группы.
Дети с большим интересом рассматривают макет земного шара.
Рисование на тему «Моя планета Земля»
Результат творчества воспитанников группы №5.
С домашним заданием дети справились на «Отлично»,
Тема «Наша удивительная планета»
Рисунки воспитанниц группы №5 Курбановой Насти и Мясниковой Ксюши на тему «Экологические знаки».
Творческие работы Смирнова Андрея и Канаева Саши на тему «Экологические знаки»