ЗАГОРУЛЬКО ТАТЬЯНА
Экологический проект «Зеленая грядка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зеленая грядка» с детьми старшей группы «Калинушка»
Краткая аннотация
Огород на подоконнике - очень привлекательное для детей занятие, это отличный способ расширить знания детей о культурных растениях. Ребята учатся основам научного эксперимента, формируется умение определять цель и результаты, представлять результаты своего труда.
Реализация проекта будет способствовать формированию у детей нравственно-ценностных качеств, развитию интереса к экологической культуре и исследовательской деятельности, а также профессиональному самоопределению.
Введение
Публикация «Экологический проект „Зеленая грядка“» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Новым федеральным государственным образовательным стандартом главной целью обучения в МБДОУ выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на приобретенный ими опыт практической деятельности. Достижение данной цели становится возможным через включение детей в учебно-исследовательскую деятельность. Дети учатся основам научного эксперимента, определению целей и задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентаций исследования. Одной из разновидностей организации учебного исследования является проектная деятельность.
Специфика исследовательской работы в группе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли воспитателя. Главное для воспитателя – увлечь, «зажечь» детей, показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в групповых делах своего ребенка.
Актуальность
Огород на подоконнике является очень привлекательным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется отведать свежей зелени. И нет ничего приятнее, когда эта первая весенняя зелень поспевает прямо на подоконнике группы. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Были привлечены родители, мама Ефимова Саши принесла семена для посадки. Огород на подоконнике – отличный способ расширить знания детей о культурных растениях. Реализация проекта будет способствовать формированию у детей нравственно - ценностных качеств, развитию интереса к экологической культуре и исследовательской деятельности, а так же профессиональному самоопределению.
Цель проекта : вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений
Задачи:
1. Расширить знания детей о культурных огородных растениях и условиях их выращивания.
2. Создать развивающую зону для реализации проекта.
3. Формировать практические умения и навыки ухода за растениями в комнатных условиях и на грядке.
4. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
5. Формировать умение отражать результаты исследования в дневнике наблюдений и рисунках.
Предмет исследования – социально-практическая деятельность детей.
Объект исследования – старшая группа «Калинушка».
Гипотеза - реализация проекта «Зеленя грядка» будет способствовать формированию у детей практических умений и навыков ухода за растениями.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный – апрель 2019 года
- определение цели и задач проекта;
- сбор информационного материала;
- создание условий для организации работы в «огороде на окне»;
- составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Предполагаемый результат: будет сформирована мотивация детей к занятиям проектной деятельности. Подготовка с помощью родителей посадочного материала и инвентаря.
2 этап – основной – май - август 2019 года
- проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, посев семян, высадка рассады в грунт)
Предполагаемый результат: сформируются практические умения и навыки ухода за растениями; умения работать в группах; фиксировать результаты исследований в дневнике наблюдений.
3 этап – заключительный - сентябрь 2019 года
- подведение итогов, сбор урожая, анализ результатов, подготовка и проведение праздника урожая.
Предполагаемый результат: появится опыт обобщения, анализа, сравнения; повысится социальная значимость практической деятельности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный – работа с методической литературой, подбор семян и оборудования.
Основной – реализация проекта, посев семян, высадка рассады в грунт, ухаживание за растениями, наблюдение, экспериментирование.
Заключительный – сбор урожая, подведение итогов, подготовка и проведение праздника урожая.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Работа с методической литературой.
2. Подготовка семя и оборудования для огорода на подоконнике.
3. Разработка консультаций для родителей «Витаминная корзина», «Полезные свойства овощей», «Огород на подоконнике в домашних условиях», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Экологическое воспитание ребенка в семье».
4. Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ:
1. Беседа с детьми о том, что такое огород и для чего он нужен.
2. Рассматривание энциклопедий иллюстраций о культурных растениях. Цель: вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
3. Чтение художественной литературы: Агния Борто: «Нарисуем огород», «Было у бабушки сорок внучат Т. Шорыгина: «Летний дождик», «Корзина овощей», «Росток», Я. Бжехва «Помидор», Т. Бокова «Праздник урожая». Цель: расширять знания детей о значении огорода для людей, познакомить детей с тем, какие культуры выращивают на огородах (воспитатель на протяжении проекта).
4. Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных условий для прорастания семян.
Цель: расширять знания детей о семенах, откуда они берутся и как появляются из них растения.
5. Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Опиши овощ», «Угадай, что это», «Вершки-корешки», «Четвёртый лишний», Игра-лото «В саду, на поле, огороде», «Один - много». Цель: расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания: различие овощей и фруктов.
6. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Приятного аппетита: сюжет - столовая», «Кафе», «Ярмарка». Цель: развитие игровой деятельности.
7. Практическая деятельность: посев семян, полив, наблюдение за всходами, высадка рассады в открытый грунт на территории детского сада, прополка грядок, рыхление земли. Цель: формировать умение детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян, развивать ответственность по уходу за растениями, вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
9. Беседы «Овощи», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Овощи на грядки и здоровье в порядке», «Что растет в огороде», «Вода и растения». Цель: расширять познания детей о овощах, их свойствах (воспитатели на протяжении проекта).
10. Художественно - эстетическое развитие: «Лепка помидор из пластилина», аппликация «На грядке». Цель: развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании, формирование трудовых умений и навыков (воспитатель на протяжении проекта).
11. Труд в огороде на грядке. Сбор созревших культур.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
1. Оформление фотовыставки «Наш урожай». Цель: вызвать положительные эмоции, чувство радости от проделанной работы и результата.
2. Анализ результативности. Выявить достигнута ли поставленная цель.
3. Подготовка и проведение праздника урожая совместно с родителями.
В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными огородными растениями.
2. У детей сформировался интерес к опытно исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений на подоконнике и в открытом грунте.
3. В результате практической деятельности и опытно - исследовательской деятельности дети получили представление о необходимых условиях для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. На территории детского сада создан мини - огород.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
Таким образом, данный проект, способствовал тому, что уровень интереса детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познаний растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними. Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно - исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований. С уверенностью можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась: реализация проекта «Зеленя грядка» способствует формированию у детей практических умений и навыков ухода за растениями.
Используемая литература:
1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» 2. Иванова А. И. «Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
3. Масленникова Е. А, Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
4. Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры» 5. Николаева С. Н. «Юный эколог»
6. Рыжова Н. А. «Экологическое развитие детей в детском саду»
7. Сигимова М. Н. «Воспитание экологической культуры ребенка»