Марина Елисеева
Экологическое образование дошкольников. Проект «Здравствуй, рябинка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии с детьми второй младшей группы.
Актуальность
• Экологическое образование дошкольников – одно из самых главных направлений в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. [3,с. 23]
• Необходимо помнить о том, что,зачастую, небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Публикация «Экологическое образование дошкольников, Проект „Здравствуй, рябинка!“» размещена в разделах
• Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
• Китайская пословица гласит: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.
• При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического и нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию высоких моральных качеств. [5, с. 64]
Тип проекта
• По доминирующей деятельности - познавательный
• По времени проведения – краткосрочный (2 недели)
• Участники проекта – дети 2 младшей группы, педагоги, родители.
Цель проекта
• Создание условий для развития кругозора и познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в природе на примере дерева Рябина, растущего на групповом участке.
Задачи
• Обучающие:
- формировать у детей представление о деревьях;
- формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
• Развивающие:
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг;
- развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
- способствовать приобретению детьми опыта исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать своиинтересы;
- развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
• Воспитательные:
- формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к деревьям;
- воспитывать любовь к природе, желание оберегать и охранять её.
Ожидаемые результаты
• Создание на групповом участке экологически благоприятной среды для наблюдений и опытно – экспериментальной деятельности по проекту
• Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей и воспитанников о росте и развитии дерева – Рябина, а также повышение уровня их экологического сознания.
Подготовительный этап
• Работа педагога с литературой: анализ книг с информацией о деревьях; подборка стихов, загадок, рассказов, пословиц о Рябине ; подборка и оформление игр на тему экологии.
• Организация предметно-развивающей среды: альбом для оформления результатов наблюдений; карандаши, фломастеры; фотографии, репродукции картин с изображением Рябины; кормушки, скворечники; модель дерева.
• Беседа «Что мы знаем о деревьях?». Цель: формировать представления детей о деревьях (какие бывают деревья – хвойные, лиственные, их название; внешнее строение, чем отличаются от других растений).
• Работа с родителями. Познакомить родителей с проектом «Здравствуй, Рябинка!». Предложить провести с детьми наблюдения за деревьями, которые растут у них во дворах и дачных участках.
Исследовательский этап
• Прогулка на участке детского сада «Познакомимся поближе». Цель: познакомить детей с внешними особенностями Рябины (листья, корни, ствол, кора – для чего они нужны); какой высоты дерево; какая ширина (диаметр) ствола.
• Образовательная деятельность по экологии «Перелетные и зимующие птицы». Тему проекта «Здравствуй, рябинка!» включаем как часть занятия. Цель: формировать представления детей о зимующих птицах (в частности, о снегирях, которые посещают наше дерево в зимний период времени, роли дерева в жизни птиц.
• Продуктивная деятельность детей: Рисование «Ветка рябины», лепка «Кисть рябины».
• Совместная работа с родителями. Изготовление кормушек для снегирей и установка их на рябине.
Заключительный этап
• В ходе проекта было сформировано представление детей о деревьях, об их многообразии и важной роли в жизни птиц;
• Получены знания о характерных особенностях Рябины, о сезонных изменениях дерева, о целебных свойствах ягод рябины;
• Создана благоприятная среда на участке детского сада для наблюдений и опытно- экспериментальной деятельности детей;
• Повышен уровень знаний родителей о росте и развитии дерева Рябина, а так же, благодаря совместной деятельности, вырос уровень экологического сознания воспитанников и родителей.
Используемая литература
1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой– М. : Просвещение, 1973. – 240 с.
2. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспи-тания в детском саду. – М. :МОЗАИКА–СИНТЕЗ,2010.–112с.
3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей - М. : Академия, 2002. – 340 с.
4. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой – М. : Просвещение, 1978. – 280 с.
5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.