Воронцова Наталья
Долгосрочный познавательный проект «Юные метеорологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
г. о. Саранск
"Детский сад №116 комбинированного вида"
Проект
«Юные метеорологи"
подготовила: Воронцова Н. П.
воспитатель выс. кв. к.
Тема: «Юные метеорологи».
Тип проекта : познавательный.
Продолжительность:
Долгосрочный, длительностью 12 месяцев
Этапы проекта :
1. Этап подготовительный
2. Этап исследовательский
3. Этап заключительный
Цель проекта
Публикация «Долгосрочный познавательный проект „Юные метеорологи“» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека, растительного и животного мира.
Задачи проекта
В соответствии с выбранной целью, мною были поставлены следующие задачи:
— Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца; формировать представления о четырех частях света;
— Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, анемометром, барометром, снегомером, осадкомером.
— Развивать познавательную активность и любознательность, умение детей последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы.
— Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе.
— Приобщать детей к народной культуре, посредством знакомства с приметами, пословицами, поговорками о погоде.
Актуальность проекта
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.
Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Погода – дело глобальное, поэтому синоптики всего мира работают сообща: утверждают единые стандарты, обмениваются данными. Прогнозы погоды касаются больших территорий и, при всём желании, не могут учитывать особые климатические условия именно нашего детского сада. Вот почему так часто обещанный дождь проходит стороной!
Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы.
Объект проекта
Дети, родители и воспитатели группы
Основные формы реализации проекта
-непосредственно организованная деятельность
-наблюдения
- экскурсии
-опытно -экспериментальная деятельность
- чтение художественной литературы
-выставка работ детей
-игры
-различные формы работы с родителями (консультации, беседы, тестирование, папки-передвижки).
Ожидаемые результаты
Деятельность моего проекта была нацелена на предполагаемый результат:
- Создание необходимых условий для получение детьми элементарных представлений о погоде (о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра) и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;
- Приобретение детьми навыков использования приборов для наблюдения за погодой;
- Появление интереса к знанию примет, пословиц, поговорок о погоде;
- Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Работа над проектом строилась на следующих принципах:
принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;
принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;
принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;
принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.
Этапы проекта
1 Подготовительный:
-На этом этапе совместно с родителями была создана и оборудована метеоплощадка на участке и лаборатория в группе.
-Вместе с детьми были рассмотрены картины, связанные с объектами и явлениями неживой природы.
-Мною был проведен подбор игр, был собран методический, научно-популярный материал по изучаемой теме.
-Составлены конспекты тематических занятий по разным разделам программы.
-Подобрана и составлена картотека опытов и экспериментов; народных примет, пословиц, поговорок и загадок по теме.
2. Исследовательский
На этом этапе мы приступили к исследовательской деятельности.
Для определения проблемы проекта я провела беседу на тему: "Что такое погода". В ходе которой дети получили представления о погодных явлениях, познакомились с приметами, пословицами поговорками которые могут предсказывать погоду.
С целью пополнения и расширения знаний была организована НОД на тему:" Загадки планеты Земля".Дети получили представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца. Для обогащения представлений детей о планете Земля я провела беседу на тему:"Что такое компас?". Цель которой -формировать представление о частях света, познакомить с компасом. Обучать детей работе с компасом.
Стараясь связать новые знания с тем, что дети уже знают я проводила НОД с детьми по знакомству с приборами - помощниками :"Какие бывают термометры?".Дети познакомились с водным и напочвенным термометрами, учились измерять температуру воздуха,воды, почвы. "Чем измерить снежный покров?" Учились работе со снегомером, правильно определяя глубину. "Для чего нужен барометр? Вызвал интерес прибор-барометр для измерения атмосферного давления. "Чем измерить скорость ветра?". Дети учились определять скорость ветра – анемометром. "Что такое осадки и как их измерить (при помощи дождемера) "Знакомство с песочными часами. " Полученные знания закрепляли в игровой деятельности : " Откуда дует ветер?" (с компасом, "Прогноз погоды? ", "Когда это бывает?". - "Найди по заданному направлению". С целью закрепления знаний на протяжении всего лета были организованы систематические наблюдения за погодой. В течении всего проекта вместе с детьми фиксировали наблюдения в календаре погоды и вели дневник наблюдений.
3. Заключительный
На заключительном этапе были систематизированы и обобщены знания детей о погоде и её явлениях, проведена итоговая НОД (непосредственно образовательная деятельность) «Все о погоде». Мы подвели итог всей проделанной работе, и сделали вывод, что погода имеет важное значение в жизни человека, а также растительного и животного мира.
Результативность работы по проекту
С целью выявления результативности проведения данного проекта, мною была проведена диагностика уровня знаний детей по ознакомлению с представлениями о погоде и ее значении в жизни человека, растительного и животного мира. В результате были получены следующие данные.
В начале проекта количество детей с высоким уровнем познания
Составил—20%
Средний—50%
Низкий—30%
Диагностирование детей в конце проекта показав, что высокий уровень значительно увеличился и составил 55%
Средний—45%
С низким уровнем не выявлено.
Ожидаемый результат по проекту
• Дети получили представления о погоде, ее явлениях и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;
• Вырос уровень знаний у детей о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности.
• Значительно улучшились навыки работы с календарем наблюдений.
• Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать.
• У детей развился интерес к миру природы посредством знаний примет, пословиц, поговорок о погоде.
• В ходе игр, экспериментов и экскурсий дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствовало, на наш взгляд, воспитанию гражданской позиции детей.
Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.