Гайкало Елена Викторовна
Экологический проект «Времена года» в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Мбдоу детский сад № 3 «Ивушка»
Экологический проект в средней группе
с 01.06.2023г. по 31.05.2025г.
Воспитатель: Е. В. Гайкало.
с. Лопанка
Актуальность проекта :
Публикация «Экологический проект „Времена года“ в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В наше время экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Экология является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него закладываются начальные элементы экологической культуры.
Проект «Времена года» раскрывает детям некоторые взаимосвязи живой и неживой природы, растений и животных, помогая понять, что человек – это часть природы. Он основывается на различных видах деятельности: наблюдение в природе, сенсорное обследование объектов природы; различные виды игр, игровые ситуации; изобразительная деятельность, ручной труд.
Цель проекта :
Целью экологического проекта «Времена года» является формирование начальных представлений о временах года и знакомство детей с характерными особенностями каждого времени года.
Задачи проекта :
- Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
- формировать представления о труде взрослых в природе;
- развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки;
- развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы;
- воспитывать любовь к родной природе.
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Тип проекта – долгосрочный, групповой, творческий.
Срок проекта - 01.06.2023 – 31.05.2025 гг.
Участники проекта – воспитатели, дети средней группы, родители детей.
Предполагаемый результат проекта :
- формирование элементарных представлений о временах года;
- создание развивающей экологической среды в ДОУ;
- повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.
- плодотворная совместная деятельность детей и взрослых.
Кадровые ресурсы:
- дети;
- воспитатели;
- родители.
Информационные ресурсы:
- художественная литература;
- рисунки, альбомы, иллюстрации;
- выставка;
- дидактические игры.
Перспективный план
по экологическому воспитанию детей средней группы :
Июнь.
1. Тема: "Лето в народном календаре".
Цель: Знакомить детей с народными приметами.
Форма работы: Беседа.
2. Тема: "Праздник лета".
Цель: Формировать радостные эмоции, связанные с приходом лета.
Форма работы: Опыты с водой, мыльные пузыри.
3. Тема: "Экскурсия в поле".
Цель: Учить наблюдать за изменениями в погоде, уметь описывать погоду. Форма работы: Беседа, экскурсия.
Июль.
1. Тема: "Когда это бывает".
Цель: Формировать представления об основных характеристиках каждого времени года.
Форма работы: Беседа. Разучивание стихов о временах года.
2. Тема: "Что цветет на клумбе".
Цель: Формировать у детей знания о различных растениях, уметь их различать.
Форма работы: Викторина.
3. Тема: "Труд людей в природе летом".
Цель: Воспитывать уважение к труду людей, учить приходить на помощь окружающим.
Форма работы: Беседа. Наблюдение за работой дворника.
Август.
1. Тема: "Изготовление поделок из природного и бросового материала".
Цель: Развить воображение.
Форма работы: Привлечение родителей к сбору природного и бросового материала.
2. Тема: "Берегите лес".
Цель: Дать представление о том, чем является лес для его обитателей, растений и людей. Воспитывать гуманное отношение к природе.
Форма работы: Беседа. Просмотр слайд-шоу про лес. Дидактическая игра «Кто живет в лесу».
3. Тема: "Как я провел лето".
Цель: Побуждать детей к составлению рассказа о своем отдыхе, учить отбирать нужные приметы лета, используя красочные прилагательные. Форма работы: Беседа.
Сентябрь.
1. Тема: "Как природа рисует красками".
Цель: Развивать эстетическое восприятие детей. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы.
Форма работы: Беседа. Рассматривание иллюстраций художников.
2. Тема: "Гербарий".
Цель: Закрепить в памяти детей с помощью листьев названия деревьев.
Форма работы: Рассматривание гербария. Дидактическая игра: «С какого дерева листок?»
3. Тема: "Красота осени".
Цель: Познакомить детей с разнообразием осенних красок. Побуждать в детях способность наслаждаться многообразием форм, звуков, красок окружающей их природы.
Форма работы: Экскурсия в парк. Сбор природного материала (листики, веточки, шишки).
4. Тема: "Птицы нашего края".
Цель: Познакомить детей с птицами, обитающими в нашем крае. Расширить знания детей о зимующих и перелетных птицах.
Форма работы: Дидактические игры: «Птицы», «Узнай птицу по хвосту». Наблюдение за птицами на природе. Установка скворечника на территории детского сада.
Октябрь.
1. Тема: "В гости к деревьям".
Цель: Познакомить детей с деревьями (береза, рябина, липа, где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень.
Форма работы: Экскурсия по экологической тропе. Наблюдения за деревьями. Беседа о деревьях. Дидактические игры: «Найди по месту дерево», «Найди то, о чем расскажу».
2. Тема: "Скучная картина".
Цель: Формировать у детей смекалку, сообразительность
Форма работы: Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Дидактические игры: «Времена года», «Сложи картинку».
3. Тема: "Праздник осени".
Цель: Закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
Форма работы: Музыкальное развлечение.
Ноябрь.
1. Тема: "Золотая осень".
Цель: Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды. Форма работы: Загадывание загадок. Рассматривание картины «Золотая осень». Беседа об осени. Рисование «Листопад».
2. Тема: "Осень разноцветная".
Цель: Закрепить представления об осени.
Форма работы: Выставка поделок из природного материала.
3. Тема: "Листопад".
Цель: Учить любоваться листьями, относиться к ним бережно. Вызвать у детей эмоциональные отношения к явлениям природы.
Форма работы: Беседа. Рисование. Наблюдение за падающими листьями. Сбор листочков.
Декабрь.
1. Тема: "Зимушка-Зима".
Цель: Закреплять знания детей о времени года – зима. Знакомить детей со свойствами снега и льда.
Форма работы: Беседа. Наблюдение за снежинками, наблюдение за зимним небом. Дидактическая игра «Сложи снежинку».
2. Тема: "Засыпание природы".
Цель: Научить детей видеть красоту и мощь природы. Обратить внимание на тихую грусть «засыпания» природы с наступлением зимы.
Форма работы: Экскурсия по территории детского сада.
3. Тема: "Новый год".
Цель: Закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе зимой; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый.
Форма работы: Утренник «Новый год».
Январь.
1. Тема: "Русская зима".
Цель: Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа. Развивать эстетическое восприятие, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства.
Форма работы: Рассматривание картин по теме: «Зима».
2. Тема: "Волшебница Зима".
Цель: Развивать творчество, воображение.
Форма работы: Занятие по изобразительному искусству.
3. Тема: "Первый снег".
Цель: Закрепить умение рисовать пальчиками, отпечатки следов.
Форма работы: Прогулка по территории детского сада.
Февраль.
1. Тема: "Зимние приметы".
Цель: Учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
Форма работы: Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.
2. Тема: "Покормите птиц зимой".
Цель: Научить детей заботиться о птицах, которые остаются зимовать. Форма работы: Развешивание кормушек на территории детского сада, кормление птиц.
3. Тема: "Снеговичок".
Цель: Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла.
Форма работы: Рассматривание картины с зимним пейзажем. Беседа о зиме. Опыт со снегом. Постройка снеговика на участке.
Март.
1. Тема: "Весна пришла".
Цель: Познакомить с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Форма работы: Рисование «Сосульки длинные и короткие». Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?».
2. Тема: "Красавица весна".
Цель: Показать детям, как фотографы передали неповторимость, очарование этого времени года.
Форма работы: Рассматривание картин, фотографий, открыток о весне.
3. Тема: "Жизненный цикл растений".
Цель: Обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла растений.
Форма работы: Опыт «Жизненный цикл растений». Оборудование: ветки с различных деревьев.
Апрель.
1. Тема: "Экологическая тропинка".
Цель: Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.
Форма работы: Целевая прогулка по объектам экологической тропинки. Разучивание стихотворений о природе. Рассматривание картины «Весна». Рисование «Одуванчики на траве».
2. Тема: "Весна".
Цель: Побуждать детей к составлению рассказа о весне, формировать эстетическое отношение к природе.
Форма работы: Беседа на тему: «Весна».
3. Тема: "Весенний букет".
Цель: Развивать чувство композиции.
Форма работы: Занятие по изобразительному искусству.
Май.
1. Тема: "Сельская песенка".
Цель: Приобщить детей к труду.
Форма работы: Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки, сгребание рассыпанного песка обратно в песочницу.
2. Тема: "Нужные вещи из ненужных вещей".
Цель: Дать понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.
Форма работы: Рассматривание игрушек, предметов. Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового материала и природного. Беседа. Дидактическая игра «Что из чего сделано».
3. Тема: "Времена года".
Цель: Закрепить представления о каждом времени года.
Форма работы: Беседа. Дидактическая игра: «Времена года».
Вывод.
Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Они научились выделять особенности каждого времени года, смогли выражать свои впечатления и эмоциональное отношение к каждому из них. Мир природы стал неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Дети приобрели практические навыки по уходу за живыми объектами, научились анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую, контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда).