Тамара Москвина
Экологический проект в средней группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : средней продолжительности (сентябрь – ноябрь 2024).
Место проведения: МКДОУ Доволенский детский сад №3, средняя группа.
Участники проекта : воспитатели Москвина Т. А., Бондарева Н. Н., дети, родители.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Предмет исследования: свойства воды.
Пояснительная записка.
Публикация «Экологический проект в средней группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.
Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования.
Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.
Дети на прогулке часто задают вопросы такие как: Почему идет дождь? Как вода превращается в снег, лед? Кто живет в воде? и т. п. Поэтому мы решили путём экспериментирования разобраться в свойствах воды, расширить имеющие знания о воде, её обитателях, о бережном отношении к природным ресурсам Родины.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель проекта : расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в
жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное
отношение к природным ресурсам нашей планеты.
Цель во взаимодействии с семьями воспитанников:
Повысить уровень экологической культуры родителей, их компетентность, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, привлечь их к воспитанию у детей экологической культуры, чувства ответственного и бережного отношения к природным ресурсам.
Задачи:
Образовательные
- Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, текучая, не имеет формы, растворитель, о её разных состояниях.
- Формировать представления о значении воды в жизни человека.
- Расширить знания детей о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т. д., о применении воды в бытовых и хозяйственных нуждах, о проблеме загрязнения водных ресурсов, о мероприятиях по предотвращению загрязнения.
- Дать первоначальные знания о реке Баган, протекающей через родное село Довольное.
- Формировать умение наблюдать простейшие связи круговорота воды в природе, познакомить с обитателями водоёмов, морей, океанов.
- Учить детей исследовать воду в разных состояниях.
- Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.
- Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
- Активизировать словарь детей.
- Повысить компетентность родителей по вопросу развития опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников.
Развивающие
- Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность, умение работать в группе.
Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу, интерес у детей к природе, любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.
Ожидаемый результат:
- У детей сформируются начальные представления о воде, как об источнике жизни живых организмов.
- Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
- У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту.
- Повысится воспитательская компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
- Закрепятся трудовые умения и навыки у детей.
- Развитие у ребёнка фантазии, спонтанности, эмоциональности, активизация словарного запаса детей.
- Получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Формы, методы и приё мы:
- беседы с детьми о воде,
- чтение художественной литературы,
- рассматривание иллюстраций,
- чтение стихотворений о воде,
- отгадывание загадок,
- информационные листы для родителей,
- постановка и решение вопросов проблемного характера,
- наблюдения,
- опыты,
- дидактические и подвижные игры,
- игровые обучающие и творчески развивающие ситуации,
- трудовые поручения, действия.
- познавательные занятия (рисование, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
Виды деятельности:
• речевая;
• игровая;
• трудовая;
• музыкальная;
• творческая;
• изобразительная;
• поисково-исследовательская;
• совместная и самостоятельная;
• ознакомление с художественной литературой;
• ознакомление с окружающим.
Принципы реализации проекта :
• учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• интеграция;
• совместная работа с родителями.
Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие
Расширять представления детей об окружающем мире.
Речевое развитие
Продолжать работу над развитием связной и диалогической речи. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Познакомить детей с художественной литературой, стихами, загадками. Чтение рассказов, беседы.
Художественно - эстетическое развитие
Формирование устойчивого интереса к изо-деятельности. Формировать навыки аккуратной работы.
Социально - коммуникативное развитие
Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.
Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности.
Представления о правилах согласованных действий и взаимоотношений.
Освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду.
Физическое развитие
Развивать мелкую и крупную моторику.
Мероприятия:
Развитие речи: Беседы: «Что мы знаем о воде», «Многообразие воды в природе», «Вода в жизни человека», «Вода-источник жизни», «Обитатели водоемов», «Какую воду можно пить?», «Круговорот воды в природе», «Где можно встретить воду», «Зачем растениям нужна вода», «Чистота и здоровье», «Важность воды для всех живых организмов», «Бережем воду вместе», «Загрязнение воды и как этого избежать».
НОД «Особенная вода»
«Природные явления», «Водный транспорт».
Познавательное развитие: Рассматривание иллюстраций «Природные водоемы» (река, ручей, озеро). НОД «Вода и её превращения»
НОД «Река Баган»
НОД «Волшебница вода»
НОД «Обитатели водоемов»
НОД «О связи живой и неживой природы»
Просмотр презентация для детей «Волшебница вода»
Опытно – экспериментальная деятельность «Вода – это жидкость», «Чистая вода прозрачная», «Чистая вода бесцветная», «Чистая вода не имеет вкуса и запаха», «Вода не имеет формы».
Опыт «Пар – вода», «снег-вода», «лед – вода».
Опыт «Вода – это растворитель, но растворяет не все».
Опыт «Очистим воду» (фильтрация воды). «Вода – это жидкость»
«Вода меняет цвет»
«Мыльные пузыри»
«Плавает – тонет»
Игры с водой: «Наливаем – выливаем», «Тонет –плавает», «Весёлые рыболовы»
«Ну – ка, вылови!», «Кто быстрее нальет и выльет?», «Жур – жур, кап – кап…», «Какие разные бутылочки!», «Волшебный камешек»
«Буря в стакане»
Наблюдения: «Лужи», «Дождь», «Облака и тучи», «Лед», «Наблюдения за водой», «Наблюдение за испарением воды».
«Снег кружится», «Снег и птицы», «Следы на снегу», «Гололед»
«Морозные узоры на окне»
Рисование: «Дождик идет», «Море на картинке», «Тучи по небу бежали», «Иней на деревьях».
Раскрашивание корабликов-оригами.
Аппликация: «Кораблик», «Море», «Аквариум», «Осьминожка», «Рыбки плавают, резвятся», «Снеговик».
Работа с бросовым материалом.
Лепка: «Тучка и дождик», «Лебединое озеро», «Кит», «Морская звезда»
Конструирование: «Улитка», «Черепашка»
Подвижные игры: «Ручеек», «Караси и щука», «Море волнуется раз», «Лягушки и цапля», «Солнышко и дождик», «Капельки и тучка», «Капельки и солнышко», «Солнце, дождик, ветерок», «Через ручеек»
Дидактические игры:
«Когда это бывает?», «Кто, где живет?», «Собери картинку», «Кому нужна вода, а кому полянка», «Какой бывает вода?», «Небо. Земля. Вода», «Где снежинки?», «Твердое – жидкое», «Где спряталась вода?», «Найди пару», «На что похожи облака?», «Найди отличия», «Животные водоемов», «Плавает, не плавает», «Хорошо - плохо», «Закончи рисунок», «Определи по контуру»
Словесные игры: «Доскажи словечко», «Кто больше назовет»
Сюжетно-ролевая игры: «Моряки»
«Пароход»
Дыхательная гимнастика «Ветер по морю гуляет»,
«Веселые рыбки»…
Пальчиковые игры: «Рыбки», «Водичка», «Снежок», «Зимние забавы», «Весна», «Раз, два, три, четыре, пять», «Туча – мельница», «Белый пух», «Шаловливые сосульки», «Гроза», «Вышел дождик погулять», «Сосульки», «Пришла зима», «Дождик», «Дельфин»…
Физминутки: «Очень всем нужна вода», «Водопад», «Как приятно в речке плавать», «К речке быстрой», «А над морем мы с тобою», «Что там чудится в тумане?», «Тихо плещется вода», «Речка», «Встал гусак на лапки», «Цапли ходят по воде», «Кто я?», «Над водой летят стрижи», «С неба падают снежинки», «Снежинка»
Чтение художественной литературы:
Загадки, пословицы и поговорки о воде
«Весенние воды» Ф. И. Тютчев
«Дождик» З. Н. Александрова
«Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
«Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
«Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
«Королева – вода» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
Мойдодыр» К. И. Чуковский
Э. Мошковская «Речка»,
Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой»,
Б. В. Заходер. «Кит и Кот»,
М. Д. Перина «Живая вода»,
Е. Благина «Снег»,
К. Чуковский «Мойдодыр»,
И. Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»,
А. Дэви «Зима», «Снежинка»,
Т. Новицкая «Белый снег пушистый»,
Николай Сладков «Под снегом»,
К. Ушинский «Проказы старухи зимы»,
Л. Воронкова «Снег идёт»,
Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах»,
Н. Абрамцева «Сказка о тумане»,
А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал»,
Л. Квитко «Корова в тумане»,
Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?»,
Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды».
Б. Заходер «Что случилось с водой»,
«Что случилось с рекой?» Б. Заходер
«Сказка о ручейке» Эстер Адам
«Вы слыхали о воде?» Н. А. Рыжова
К. И. Чуковский. «Федорино горе»
«Я по воде могу ходить» С. Олегова
«Ручеек и речка» С. Олегова
«Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова
«Берегите воду» С. Олегова
«Ручеек» Т. Жиброва
«Дождик» В. Минькова
«Весенний разговор» С. Погореловский
«Трудолюбивая вода» В. Иванова
«Капелька» Г. Люшнин
«Куда пропала река» Б. Заходер
Моряк» П. Мазикин
«Дождик» В. Минькова
«Дождинки» П. Мазикин
«Белый снег» Ч. Шагдуров
«Снежок и Алешка» Е. Андреева
«Шутка» Е. Андреева
«Моряк» Е. Стеклашова
«Волна» И. Бараев
«Река» Д. Сучков»
«Ручеек» Л. Квито (перевод Е. Благининой»
«Какой дождь» О. Григорьев
«Сколько я знаю дождей» А. Тараскин
Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»
Слушание музыки:
Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы” : “Шум моря”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”
Работа с родителями: Консультации:
«Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании,
«Экспериментируем дома с детьми»,
«Элементарные опыты и эксперименты с водой»,
«Экономим воду»,
«Чистая вода-источник жизни»,
«Нужно детям закаляться».
Опыт с детьми дома «Пар – это тоже вода»,
«Водяные превращения».
Макет «Подводное царство», «Круговорот воды в
Природе».
Выставка плакатов (совместных работ детей и родителей) «Берегите воду!», «Вода – это жизнь».
Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоемы Земли».
Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта.
Создание сборника произведений о воде: загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительно-организационный;
2. Основной;
3. Заключительный.
Подготовительный этап:
определение направленности проекта, целей и задач;
создание опытно- экспериментальной лаборатории в группе;
подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
изучение методической литературы и интернет ресурсов;
разработка плана мероприятий проекта;
подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
Основной этап:
занятия;
наблюдения на прогулках;
беседы, рассматривание иллюстраций, игровая деятельность…;
игры-эксперименты;
чтение художественной литературы;
работа с родителями.
Основной этап проекта :
Сроки проведения Совместная деятельность Работа с родителями
23.09.24.
Понедельник Беседа «Что мы знаем о воде».
Подвижная игра «Ручеек».
Дыхательная гимнастика «Ветер по морю гуляет». Подготовка информационного стенда для родителей по проекту.
24.09.24.
Вторник Беседа «Многообразие воды в природе».
Наблюдение «Лужи», «Дождь».
Дидактическая игра «Когда это бывает?» Подготовка информационного стенда для родителей по проекту.
25.09.24.
Среда Опыты «Вода – это жидкость», «Чистая вода – прозрачная».
Пальчиковые игры, физминутки.
Индивидуальные беседы с родителями.
26.09.24.
Четверг Беседа «Вода в жизни человека».
Рисование «Дождик идет».
Чтение художественной литературы. Организация выставки детских работ.
27.09.24.
Пятница Опыты «Чистая вода – бесцветная, «Чистая вода не имеет вкуса и запаха».
Подвижная игра «Караси и щука», «Море волнуется». Индивидуальные беседы с родителями.
30.09.24.
Понедельник Беседа «Вода – источник жизни».
Наблюдение «Облака и тучи».
Словесная игра «Доскажи словечко».
Слушание музыки. Создание подборки литературных произведений о воде.
1.10.24.
Вторник Рассматривание иллюстраций «Природные водоемы».
Аппликация «Море».
Пальчиковые игры. Организация выставки детских работ.
2.10.24.
Среда Игры с водой.
Лепка «Туча и дождик».
Опыт «В какой воде яйцо плавает?»
Физминутка. Организация выставки детских работ.
3.10.24.
Четверг НОД «Вода и ее превращения».
Рисование «Море на картинке».
Чтение художественной литературы. Организация выставки детских работ.
4.10.24.
Пятница Опыт «Вода не имеет формы».
Дидактические игры «Кто где живет?», «Собери картинку».
Создание макета «Водное царство», «Круговорот воды в природе».
7.10.24.
Понедельник Наблюдения «Облака».
Конструирование «Улитка».
Чтение художественной литературы. Организация выставки детских работ.
8.10.24.
Вторник Беседа «Обитатели водоемов».
Дидактические игры «Кому нужна вода, а кому полянка», «Какой бывает вода».
Принести раскраски по теме «Вода».
9.10.24.
Среда Аппликация «Кораблик».
Словесная игра «Кто больше назовет?».
Слушание музыки. Организация выставки детских работ.
10.10.24.
Четверг Чтение художественной литературы.
Беседа «Река Баган».
Подвижная игра «Лягушки и цапля». Консультация «Вода важна для организма».
11.10.24.
Пятница Беседа «Какую воду можно пить?».
Сюжетно – ролевая игра «Моряки». Привлечь к созданию сборника материалов о воде (иллюстрации).
14.10.24.
Понедельник НОД «Волшебница вода».
Дидактическая игра «Небо, земля, вода».
Пальчиковая гимнастика.
Чтение художественной литературы. Привлечь к созданию сборника материалов о воде (иллюстрации).
15.10.24.
Вторник Опыт «Пар – вода».
Словесная игра «Скажи ласково».
Слушание музыки. Привлечь к созданию сборника материалов о воде (иллюстрации).
16.10.24.
Среда Лепка «Лебединое озеро».
Слушание музыки.
Дидактическая игра «Твердое – жидкое». Организация выставки детских работ.
17.10.24.
Четверг Беседа «Круговорот воды в природе».
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Раскраски. Создание подборки литературных произведений о воде.
18.10.24.
Пятница Игры с водой.
Аппликация «Аквариум».
Дыхательная гимнастика «Веселые рыбки». Консультация «Элементарные опыты и эксперименты с водой».
21.10.24.
Понедельник Беседа «Где можно встретить воду?».
Подвижная игра «Капельки и туча», «Море волнуется раз». Создание подборки литературных произведений о воде.
22.10.24.
Вторник Опыт «Вода – это растворитель, но растворяет не все».
Сюжетно – ролевая игра «Пароход».
Дидактическая игра «Найди пару», «На что похоже облако». Создание фотоматериалов по проекту.
23.10.24.
Среда Аппликация «Осьминожка».
Чтение художественной литературы.
Дидактическая игра «Определи по контуру». Организация выставки детских работ.
24.10.24.
Четверг Беседа «Зачем растениям нужна вода».
Рисование «Рыбка». Организация выставки детских работ.
25.10.24.
Пятница Опыт «Очистим воду» (фильтрация воды).
Физминутки, пальчиковые игры.
Дидактическая игра «Найди отличия».
Консультация «Экономим воду».
28.10.24.
Понедельник Лепка «Кит».
Пальчиковая гимнастика.
Чтение художественной литературы.
Подвижная игра «Солнце, дождик, ветерок». Организация выставки детских работ.
Фотоотчет на вацап.
29.10.24.
Вторник Беседа «Чистота и здоровье».
Аппликация «Рыбки плавают, резвятся».
Слушание музыки. Организация выставки детских работ.
30.10.24.
Среда НОД «Обитатели водоемов».
Дидактическая игра «Животные водоемов», «Плавает – не плавает».
Чтение художественной литературы. Консультация «Чистая вода – источник жизни».
31.10.24.
Четверг Опыт «Вода меняет цвет».
Рисование «Речка бежит».
Чтение художественной литературы. Организация выставки детских работ.
1.11.24.
Пятница Беседа «Важность воды для всех живых организмов».
Слушание музыки.
Дидактическая игра «Закончи рисунок».
Выставка совместного творчества родителей и детей «Для чего нужна вода», «Водоемы Земли».
5.11.24.
Вторник Игры с водой.
Раскрашивание корабликов – оригами.
Чтение художественной литературы. Организация выставки детских работ.
6.11.24.
Среда Беседа «Бережем воду вместе».
Опыт «мыльные пузыри».
Раскраски. Привлечь к созданию сборника материалов о воде (иллюстрации).
7.11.24.
Четверг Беседа «Загрязнение воды и как этого избежать».
Лепка «Морская звезда».
Пальчиковые игры. Создание подборки литературных произведений о воде.
8.11.24.
Пятница Опыт «Плавает – тонет».
Конструирование «Черепашка».
Физминутки, пальчиковые игры. Организация выставки детских работ.
11.11.24.
Понедельник НОД «Особенная вода».
Наблюдение «Гололед», «Лед».
Слушание музыки. Консультация «Нужно детям закалятся».
12.11.24.
Вторник Рисование «Иней на деревьях».
Чтение художественной литературы.
Дидактическая игра «Где спряталась вода?». Организация выставки детских работ.
13.11.24.
Среда НОД «Природные явления».
Подвижная игра «Через ручеек».
Чтение художественной литературы.
Пальчиковые игры. Выставка плакатов «Берегите воду1», «Вода – это жизнь!»
14.11.24
Четверг НОД «О связи живой и неживой природы».
Дидактическая игра «Хорошо – плохо». Создание подборки литературных произведений о воде.
15.11.24.
Пятница Игры с водой.
Наблюдения «снег», «Следы на снегу».
Подвижные игры (по желанию). Фотоотчет на вацап.
18.11.24.
Понедельник НОД «Водный транспорт».
Слушание музыки.
Аппликация «Снеговик». Привлечь к созданию сборника материалов о воде (иллюстрации).
19.11.24.
Вторник Просмотр презентации «Волшебница вода».
Опыт «Снег – вода», «Лед – вода». Организация выставки детских работ.
20.11.24.
Среда Итоговое мероприятие – Досуг «Волшебница вода». Фотоотчет.
3 этап. Заключительный
Цель: обобщить полученные детьми знания о воде.
- Подведение итогов в реализации проекта.
- Презентация проекта.
4 этап. Продукт проектной деятельности.
1. Выставка работ по изо – деятельности.
2. Создание подборки стихов, потешек, загадок и т. д. (совместно с родителями).
3. Картотека игр о воде, опыты с водой.
4. картотека конспектов НОД и бесед о воде.
Презентация проекта :
Выставка детских работ.
фотовыставка «Мы - экспериментаторы».
Работа с родителями.
Консультации, участие в создании РППС (см. план).
Выставка совместного детско-родительского творчества - макет «Подводное царство», «Круговорот воды в природе».
Выставка плакатов (совместных работ детей и родителей) «Берегите воду!», «Вода – это жизнь».
Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоемы Земли».