Инна Гайыр
Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели нашего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Обитатели нашего леса»
Подготовила: воспитатель Гайыр И. С.
Актуальность проекта :
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе о животных, человек получает в детстве. В дошкольном возрасте происходит формирование нравственных качеств посредством экологического воспитания, эмоциональной отзывчивости. Дети постепенно накапливают знания о наиболее распространенных лесных животных, их приспособленности к жизни в разных сезонах в условиях леса, взаимоотношения с другими обитателями. Развитие экологического сознания у дошкольников невозможно без проживания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него.
Публикация «Экологический проект во второй младшей группе „Обитатели нашего леса“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цели и задачи проекта :
Цель: Формировать представления детей о животных (строение, характерные признаки – размер, форма, об особенностях образа жизни (как двигаются, что и как едят, какие звуки издают, где живут); способствовать возникновению добрых чувств ко всему живому, проявлению любопытства, любознательности. Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у детей первоначальное представление о лесе и его обитателях - диких животных (заяц, лиса, медведь, волк).
2. Познакомить детей с тем, как звери живут в разное время года. 3. Формировать знания о характерных особенностях внешнего вида и повадок. 4. Формировать знания детей о том, чем питаются дикие звери. 5. Способствовать развитию познавательного интереса и любознательности. 6. Развивать умение находить книги о лесных жителях по обложке и иллюстрации.
7. Развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя.
Развивающие:
1. Формировать умение выполнять действия соответственно игровому правилу.
2. Формировать умения выполнять имитационные движения, подражать движениям животных.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
4. Развивать умение раскатывать пластилин между ладонями; различать цвета. 5. Формировать умение детей чередовать предметы по величине и по форме. 6. Формировать умение строить из различных фигур стену, ставить один кубик (брусок или кирпичик) на другой.
7. Развивать умение собирать целую картинку из частей
Воспитывающие:
Формировать доброе, чуткое отношение к лесным животным.
Нормативно-правовая основа: Является Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Федеральный закон “Об образовании В Российской Федерации”
Планируемые результаты:
Проект является краткосрочным, рассчитан на одну неделю. Дети познакомятся с лесными обитателями, их строением, образом жизни.
Итогом проекта будет выставка детского творчества.
Участники проекта :
Дети второй младшей группы, воспитатель.
Проблема: Дети мало знают о диких животных нашего региона и среде их обитания.
Пути решения:
Для повышения интереса детей все события проходят в игровой форме.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Формирование основ экологической культуры
2. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
3. У детей будут сформированы знания о диких животных (заяц, лиса, волк, медведь, их детенышах, повадках и среде обитания.
4. Установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания.
5. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – диким животным
6. Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Для педагогов:
Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста основам экологической культуры Разработать конспекты НОД;
-Игрушки и игровое оборудование;
-Наглядно-дидактические пособия;
-Картотека дидактических игр;
-Картотека подвижных игр;
-Создать уголок экологии в группе.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап:
Выбор темы проекта;
Диагностика;
Постановка целей и задач;
Определение методов;
Подбор художественной литературы;
Создание картотеки пальчиковых, дидактических и подвижных игр Подбор наглядного материала.
2. Практический этап (непосредственно реализация проекта)
1. Познание. Ознакомление с окружающим миром:
Дидактические игры:
«Кто в лесу живет»;
«Дикие животные и их детёныши»;
«Среда обитания»;
«Кто, чем питается».
2. Коммуникация:
Беседа о животных.
Рассматривание картинок с животными
«Медвежья семья», «Волчица с волчатами», «Зайцы» и т. д.
Заучивание стихотворений и потешек.
Отгадывание загадок.
3. Ознакомление с художественной литературой:
Русские народные сказки: «Колобок»;
«Волк и семеро козлят»;
«Теремок»;
«Кот, петух и лиса»;
«Лиса и дрозд»;
«Лиса и волк»;
«Медведь – липовая нога»;
«Зимовье зверей» и т. д.
Сказки по Сутееву: «Мешок яблок»;
«Палочка выручалочка»;
«Дядя Миша» и т. д.
«Телефон;
«Айболит» и т. д.
Проза: «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; «Лиса Патрикеевна»; «Храбрый еж».
4. Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Кто где живет?»; «Чей домик?», «Чья мама?», «Кто лишний?»
«Собери картинку», «Чудесный мешочек».
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка серенький.», «Лиса и зайцы», «Гуси лебеди».
Театрализованные игры: «Колобок», «Теремок».
5. Развитие элементарных математических представлений: Поможем Мишке построить домики. Высокий и низкий.
6. Художественно - продуктивная деятельность:
Рисование: Любимый сказочный персонаж: «Зайка», “Белочка”, “Медведь” Лепка: «Угощение для зайки»
Раскрашивание: раскраски для самых маленьких «Животные» Конструирование: «Домики для мишки».
Формы работы:
-ООД
-Дидактические игры
-Подвижные игры
-Пальчиковые игры
-Речевые игры
-Сюжетно ролевые игры
-Театрализованная деятельность
-Продуктивная деятельность
- Чтение художественной литературы
-Музыкально-ритмические движения
Дорожная карта проекта :
Понедельник
В первую половину дня
1. Беседа «Обитатели наших лесов»
2. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»
3. ООД по развитию речи «Лесные жители»
4. п/и «Зайка беленький сидит»
Во вторую половину дня
1. Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса»,
2. Дидактическая игра: «Что за зверь?»
3. Сюжетно ролевая игра «Зоопарк»
3. Предложить детям раскраски по теме
Вторник
В первую половину дня
1. Беседа «Сравнение диких и домашних животных».
2. Сюжетно - ролевая ритмическая гимнастика «Лесные жители».
3. ООД по фемп «В лес по заснеженной дорожке»
4. п/и «Мишка косолапый»
Во вторую половину дня
1. Дидактические игры «О ком я говорю»
2. Конструирование «Домик для медвежонка»
3. Рассказывание русской народной сказки «Маша и Медведь».
4. Сюжетно ролевая игра «Путешествие в лес»
Среда
В первую половину дня
1. Показ сюжетных картинок по сказкам «Три медведя»,
2. ООД Лепка «Угощение для зайчика»
3. Дидактическая игра: «Кто, кто в теремочке живет?»
4. п/и «Лиса и зайцы»
Во вторую половину дня
1. Чтение и заучивание стихов о животных:
2. Дидактическая игра «Кто в лесу живет».
3. Показ сюжетных картинок по сказке «Теремок»
4. Сюжетно ролевая игра «Дома для животных»
Четверг
В первую половину дня
1. Дидактическая игра «Кто что ест»
2. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
3. ООД по познавательному развитию «Как звери готовятся к зиме»
4. п/и «Пройди мишкой - проползи мышкой»
Во вторую половину дня
1. Драматизация сказки «Кот, Петух и Лиса»
2. Сюжетно ролевая игра «Зоопарк»
3. Предложить детям раскраски по теме
Пятница
В первую половину дня
1. Беседа «Что мы узнали о диких животных наших лесов» :
2. ООД Рисование «Любимый сказочный персонаж»
3. Пальчиковый театр «Колобок»
4. п/и «У медведя во бору»
Во вторую половину дня
1. Чтение рассказов В. Бианки «Лис и мышонок», «Волчишко»
2. Прослушивание фонограмм: разучивание движений, передающих характер животных
Приложение.
Потешки, песенки, физминутки:
1. Скачут побегайчики -
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут.
Были тут – и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были тут – и нет их там.
Где же зайчики? Ушли!
Вы нигде их не нашли?
2. Заинька
Заинька, походи,
Серенький, походи.
Вот так-этак походи.
Вот так-этак походи.
Заинька, покружись,
Серенький, покружись.
Вот так-этак покружись.
Вот так-этак покружись.
Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой.
Вот так-этак топни ножкой,
Вот так-этак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Вот так-этак попляши,
Вот так-этак попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так-этак поклонись,
Вот так-этак поклонись.
движения по тексту
3. Мы по лесу идем
Возьмитесь за руки и ходите по кругу: Мы по лесу идем,
Зверей найдем.
Волка громко позовем:
«Ау-ау-ау!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау-ау-ау!»
4. ЗАЙЦЫ И ЛИСА
Дети выполняют движения по тексту.
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Дети-зайчики легко бегают по залу.)
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
("Зайчики" присаживаются и выполняют имитационные движения по тексту.) Вот бежит лисичка —
Рыжая сестричка.
Ищет, где же зайки,
Зайки-побегайки.
(Лиса бежит между детками, с окончанием песни догоняет малышей.)
Загадки о лесных животных.
1. Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его. (медведь)
2. Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая. (лисица)
3. Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый. (волк
4. У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это. (еж)
5. Лапки у него и уши
Словно сделаны из плюша. Знает девочка и мальчик — Любит есть морковку. (зайчик)
Стихи о диких животных Медведь
По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом. Любит мишка сладкий мёд Да малину с веток рвёт.
Медведь
На колоде у болота
Шил медведь медвежьи боты. Любовался ботами —
Хорошо сработаны!
Мехом оторочены,
Пятки скособочены.
Ходят медвежатки,
Косо ставят пятки.
Заяц
Прокатился шум лесной — Под кустом притих косой. Уши длинные прижал,
Долго эхо провожал.
Лиса
Знает лисонька-лиса:
В шубе вся её краса.
Шубы нет в лесу рыжей, Зверя нет в лесу хитрей.
Волк
День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходит-бродит волк молчком, Уши серые — торчком.
Про мышку
Где-то в поле за рекой
Мышь живет со всей семьей. Любит в гости приглашать, Пирожками угощать.
Вот однажды к ней в берлогу Постучался крот знакомый.
Говорит: «Сгорел мой дом.»
Просит: «Приголубь, укрой.»
Мышка добрая была,
Друга жить к себе взяла.
Год живут уже они
От весны и до зимы.
Лягушка
,Ква-ква-ква” поет лягушка,
И почесывает брюшко,
На листочке ей уютно,
Можно петь почти все утро.
Все в пруду лягушку знают,
Всем она надоедает,
Но лягушке все равно.
Физминутка. «Три медведя»
Три медведя шли домой.
(Переступание с ноги на ногу, раскачивание корпусом, руки слегка округлены и опущены вдоль туловища)
Папа мишка был большой,
(Встать на носочки, поднять руки вверх)
Мама чуть поменьше ростом,
(Слегка подогнуть колени, руки опустить и слегка развести в стороны) А сынок малютка просто.
(Присесть на корточки)
Самый маленький он был
С погремушками ходил
Дзинь - ля-ля, дзинь — ля-ля.
(Поднять руки на уровень груди и потряхивать кистями обеих рук).
«Дикие животные»
Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибать пальцы в кулачок,
Это лисёнок, это волчонок, начиная с мизинца)
А это спешит, ковыляет спросонок (Вращать большим пальцем) Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.