Елена Григорьева
Экологический проект в средней группе «Хвойные деревья Удмуртии»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Хвойные деревья Удмуртии»
выполнила воспитатель Григорьева Е. Б.
Тип проекта среднесрочный, март- апрель 2019
Участники проекта воспитатели, дети, родители средней группы
Тип проекта познавательно- исследовательский, творческий
Направленность проекта познавательное развитие детей
Форма проведения групповая
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Удмуртия, мой край
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Финансирование проекта не требует финансовых затрат
Актуальность проекта
Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Экологические знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается к миру природы, поэтому необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Наблюдается очень высокий уровень различных заболеваний. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Наш удмуртский край богат лесами, а леса-это легкие планеты. Особый эффект для оздоровления организма представляют хвойные деревья. На территории нашего города, в частности в лесо-парковой зоне и близлежащих лесополос, обильно произрастает сосна обыкновенная. Жители города даже не подозревают, как им повезло, находиться рядом с таким богатством природы. Во–первых, сосна имеет очень полезное свойство очищать загрязненный воздух, а в городе, как известно, воздух, которым мы дышим, состоит в основном из автомобильных выхлопов, пыли и т. д. Во-вторых, издревле сосна использовалась человеком в хозяйстве (в постройке жилища, изготовлении мебели, скипидара, дегтя) и столь же давно стала лекарственным растением. Установлено, что хвоя сосны и молодые побеги (почки)содержат смолу, эфирное масло, миндальные соли, дубильные вещества, витамины С1,В2, К, провитамин А. С лекарственной целью используются молодые побеги и хвоя.
Природа и здоровье – эти два понятия тесно связаны между собой. Прежде чем заботиться о здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде. В нашем крае много красивых мест, где люди любят отдыхать. Но не все бережно относятся к природе. Какой же пример, взрослые подают детям! После отдыха оставляя за собой мусор, не потушенные костры, вырубленные молодые деревья! Поэтому, мы часто видим, что дети не понимают, как относиться к природе – ломают ветви, губят молодые деревца. У дошкольников слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Ведь изучать и любить природу невозможно только по картинкам и иллюстрациям. Изучать ее лучше в процессе исследовательской деятельности. На основании этих проблем мы и решили реализовать идею экологического проекта. Мы решили разработать проект по экологическому воспитанию по теме : «Хвойные деревья Удмуртии».
Цели:
1. Сформировать у детей представление о хвойных деревьях родного края.
2. Повысить экологическую культуру, экологическое сознание и мышление детей и родителей.
Задачи:
1. Создать условия для ознакомления детей с хвойными деревьями
2. Систематизировать и конкретизировать представления детей о хвойных деревьях родного края.
3. Обобщать знания о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.
4. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость к природе, красоте деревьев, общение с ними на равных
5. Воспитывать чувство любви к природе родного края, желание беречь и охранять ее.
1 ЭТАП: подготовительный
1. Подбор познавательной и художественной литературы о хвойных деревьях.
2. Изготовление картотеки дидактических игр.
3. Подбор иллюстративного материала.
4. Разработка конспектов занятий.
5. Опрос родителей: «Какая ель стояла у вас на Новый год?».
6. Знакомство родителей с содержанием проекта.
Дата реализации: Вид деятельности Цель
1 неделя проекта
Просмотр познавательного фильмв «Хвойные деревья» Знакомство детей с видами деревьев произрастающих в России. Развивать интерес, любознательность. Воспитывать любовь к природе.
Наблюдения «Какие разные деревья»
Обратить внимание детей на деревья и спросить одинаковые или нет. Чем отличаются? Рассмотреть каждое в отдельности – выявить сходство и отличия.
«Что нужно деревьям»
Углубить представления о том, без чего деревья не могут жить. Солнце (дереву нужен свет и тепло.) Вода (без воды деревья погибнут ей они питаются). Почва (всё, что нужно для роста находится в почве). Ветер разносит семена, за счёт чего прорастают новые деревья. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
«Хвойные деревья родного края»
Закреплять представления о хвойных деревьях, растущих на территорииродного края, особенностях их строения, местах произростания, воспитывать бережное отношение к ним, гордиться природой края, котором мы живем
наблюдение на территории детского сада «Как узнать ель?»
Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев, показать, что все ветки у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, тёмно-зелёного цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться.
Беседа «Как хвойные деревья помогают человеку?» Определить значение растений в жизни человека.
2 неделя Чтение стихотворения
Ю. Насимович «Лиственница» Формировать интерес к хвойным деревьям. Развивать кругозор детей. Воспитывать любовь к художественной литературе.
«Как лиственница готовится к зиме» Рассказать детям, что лиственница, сбрасывает хвою, готовится к холодам. Хвоя укрывают землю и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшей хвоей глубоко не промёрзнет. А весной под опавшей хвоей больше влаги, что очень хорошо для дерева.
Беседа «Такиае разные шишки» Показать разновидность шишек хвойных деревьев. Отличительные признаки, семена, форма. Учить сравнивать, анализировать
Рассматривание веток сосны, ели, лиственницы Научить определять ветви хвойных деревьев, определять отличительные признаки.
3 неделя Рассматривание семян сосны с последующим проращиванием
«Как дятел кормится семенами ели и сосны». Рассматривание книжки - малышки Рассказать детям о «кузнице»дятла
Чтение художественной литературы С. Михалков «Ёлочка»
Учить, внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы. Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать бережное отношение к ели
Беседа «Знакомство с кедром
4 неделя проекта «Елочки» лепка
Аппликация «Елочка» Учить создавать елочку из заготовок квадратной формы разного размера способом оригами. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к деревьям.
Гипотеза: Книги изготавливают из дерева.
Мастерская «Книжкина больница» (ремонт книг в группе) Подвести детей к пониманию того, что необходимо бережно относиться к книгам, изделиям из бумаги, потому, что для их производства используется большое количество деревьев. Побуждать детей оказывать помощь в заклеивании старых книг, воспитание заботливого отношения к книгам группы
5 неделя Пословицы про книгу:
- Книга твой друг, без нее как без рук.
- Кто много читает, тот много знает. Расширять активный словарь детей, умение использовать пословицы, поговорки, речевые обороты в быту
Мастерская «Книжкина больница» (ремонт книг в группе) Побуждать детей оказывать помощь в заклеивании старых книг, воспитание заботливого отношения к книгам группы
Опрос: «Какая елка стояла в вашем доме на Новый год?» Побуждать родителей приобретать искусственные елки для празднования Нового года
6 неделя «Как сохранить хвойный лес» Воспитывать у детей бережное отношение к хвойным деревьям
«Обитатели хвойного леса» Продолжать пополнять знания об обитателях леса
«Кто работает в лесу»
«Елочка — колкая иголочка», коллективная работа Знакомить детей с нетрадиционным способами рисования ели.
7 неделя Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» Знакомить детей с изобразительным искусством, развивать художественное восприятие, учить эмоционально откликаться на действие произведения. Учить детей понимать содержание картин, воспитывать чуткое отношение к природе
Ознакомление с художественной и познавательной литературой:
О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», «Елочка» Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Изготовление мини-плакатов «Сохраним лесную красавицу» Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу, доводить дело до конца.
Раскрашивание раскрасок, рисование с помощью трафаретов, и с использованием разных материалов (гуашь, акварель, восковые мелки). Развивать интерес к изобразительной деятельности, воспитывать у детей интерес, желание изображать деревья различными способами и разным материалом.
8 неделя Оформление выставки книг писателей натуралистов:
В. Бианки, Н. Сладков, М. Пришвин, И. Соколов- Микитов, Д. Мамин – Сибиряк. Расширять знания детей о писателях – натуралистах.
Вовлечь родителей пополнить библиотеку группы книгами
Участие родителей в выставке поделок из шишек в рамках экологического проекта «Елочка живи»
консультация для родителей «Хвойная терапия в оздоровлении детей»
3 ЭТАП: заключительный
1. Изготовление презентации и обобщение работы по проекту
2. Изготовление лэпбука «Хвойные деревья»
Итоги проекта :
1 Сформированы знания детей о хвойном лесе родного края.
2 Дети стремятся к исследованию живой и неживой природы, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.
3 Дети овладели навыками экологически целесообразного поведения в природе.