Чумакова
Экологический проект в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : долгосрочный, познавательно–игровой, групповой.
Участники проекта : дети 5-7 лет.
Взаимодействие педагогов: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта : Сентябрь 2020 –май 2021. Проблема: низкий уровень экологической грамотности, культуры у дошкольников старшего возраста.
Публикация «Экологический проект в средней группе» размещена в разделах
Актуальность: очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а так же уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
-o представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
-o понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
-o осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие, и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного.
А. С. Арсеньев
Цель: воспитание гуманного отношения к природе.
Задачи:
-учить детей конкретным способам исследования объектов природы;
-развивать у детей умение вести наблюдения за объектами природы; проводить простейшие опыты, делать выводы; экспериментировать, устанавливая связи между объектами природы и ролью человека в природе; развивать экологическое мышление в процессе проведения опытов, наблюдений, экспериментов;
-развивать эстетические чувства (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее, экологическую воспитанность дошкольников.
-воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе; поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
Этапы проекта :
1.‘Этап. Подготовительный:
-подбор методической литературы по данной теме,
-разработка наблюдений, НОД по данной теме,
-подбор художественной литературы (рассказов, загадок, экологических сказок, стихов.
-подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр,
-подбор иллюстрированного материала,
-пополнение картотеки опытов,
-анкетирование родителей.
2. Этап. Познавательно –практический, игровой:
1. Анкетирование родителей.
2. Проведение дидактических игр по экологическому воспитанию.
3 этап. Заключительный:
Проведение развлечения по экологическому воспитанию.
Риски: непостоянный состав детей, слабая заинтересованность детей и родителей.
Ожидаемые результаты:
-становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;
-проявление умения экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-сознательное отношение к объектам и явлениям природы, развитое экологического мышления;
-бережное отношение к природе;
-активное участие родителей в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей.
Способы оценки: опыты, наблюдения, беседы.
СЕНТЯБРЬ
Подбор методической литературы по данной теме, разработка наблюдений, НОД по данной теме, подбор художественной литературы (рассказов, загадок, экологических сказок, стихов, подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр, подбор иллюстрированного материала, пополнение картотеки опытов, анкетирование родителей.
ОКТЯБРЬ
1. Анкетирование родителей
Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
2. Проведение дидактических игр по экологическому воспитанию.
Цель: дифференцировать отличительные признаки деревьев; Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик. ; упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей;
НОЯБРЬ
1. Беседа с детьми «Ты—часть природы»
Цель: учить детей беречь природу, обогатить детей знаниями об окружающем мире; способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о добре, милосердии, дружбе; Воспитывать любовь к природе, научить ее беречь и защищать.
2. Мероприятие: День загадок о природе».
Цель: воспитывать гуманную, социально активную, творческую личность, способную понимать и любить, развивать наблюдательность.
ДЕКАБРЬ
1. Настольные игры: Времена года, выложи цветы (мозаика).
Цель: актуализировать и дополнить знания детей о временах года, месяцах, явлениях живой и неживой природы.
2. Наблюдения в природе: «за березой». Цель: учить подбирать к слову «берёза» слова –определения; учить сравнивать два дерева по внешним признакам ;закреплять характерные признаки строения дерева (корень, ствол, ветки, листья) ;воспитывать бережное отношение к природе.
ЯНВАРЬ
1. Беседа с детьми «Вода –источник жизни» Цель: показать значение воды в жизни живой природы; рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадет в наши дома; формировать привычку бережно и разумно использовать воду; закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует.
2. Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе на тему : «Волшебница -вода» Цель: закрепить знания о состоянии воды в окружающей среде; развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель; развивать навыки проведения опытов; воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
ФЕВРАЛЬ
». Цель: показать значимость воды в природе и в жизни человека.
2. Разучивание потешек о воде. Цель: знакомить детей со значением и содержанием потешек; воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи; уточнить представления детей о значении воды в нашей жизни.
МАРТ
1. Чтение экологической сказки «Катя и божья 1. Составление альбома «Вода в природе и в жизни человека коровка» Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, понимание о единстве и взаимосвязи человека с живой природы Земли.
2. Конспект НОД «Насекомые». Цель: формировать познавательный интерес к природе родного края; расширить знания детей о внешнем виде насекомых, образе жизни, значении в природе;
развивать познавательный интерес, восприятие, внимание; развивать логическое мышление детей, учить строить причинно-следственные связи: исчезновение одного звена в цепочке взаимосвязей вызывает изменение в других звеньях;
воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы; воспитывать желание охранять маленьких полезных животных.
АПРЕЛЬ
1. Чтение экологической сказки «Сказка о трех украденных каплях». Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, понимание о единстве и взаимосвязи человека с живой природы Земли.
2. Слушание П. И. Чайковского «Вальс цветов». Цель: продолжать знакомить детей с музыкой русских композиторов (Петр Ильич Чайковский); продолжать закреплять умение детей выполнять движения соответственно ритму танца, воспитывать у детей интерес к музыке и желание ее слушать; воспитывать навыки культурного слушания; приучать детей эмоционально откликаться на музыку.
МАЙ
1. Памятки для родителей экологическое воспитание. Цель: повышать педагогическую компетентность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе.
2. Развлечение по экологии «Праздник юных любителей природы».
Цель: Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе. Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении