Инна Герасимова
Экологический проект «Учимся любить природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Учимся любить природу» (средняя группа)
Участники: воспитатели, дети, родители
Вид проекта : краткосрочный, групповой, информационно-творческий.
Срок реализации: с 17.10. 16 г. по24.10.16 г. (2 недели)
Цель: Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры
Публикация «Экологический проект „Учимся любить природу“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Задачи:
1. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
2. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле
4. Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
5. Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
6. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
7. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
8. Развивать такие качества, как целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей;
9. Стимулировать желание организовать самостоятельную исследовательскую деятельность для ответа на интересующий вопрос.
10. Развивать умений работать в группе: сотрудничать, разрешать споры, договариваться друг с другом, уступать;
11. Способствовать развитию связной, диалогической речи; развивать навыки общения.
Актуальность темы:
Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников
Ведь именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания, где не мало важную роль играет не только знание взрослого, но и его личный пример. Осознанное отношение к природе проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов, он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта.
Ожидаемые результаты:
1. У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
2. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
3. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
4. Они научатся анализировать и делать выводы.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2. Основной этап: мероприятия по работе с детьми:
чтение художественной литературы, занятия, беседы, наблюдения, рисование, аппликация, подвижные игры, дидактические игры.
3. Заключительный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций, выставка совместных работ родителей и детей «Береги природу».
Комплекс мероприятий:
День первый
Беседа: «Что такое природа?»
Задача: уточнить и расширить знания детей о живой и неживой природе.
Чтение стихотворения «Тишина» С. Скаченкова
Задача: уточнить и расширить знания детей о живой и неживой природе.
Д/и «Природа – не природа», «Да или нет»
Задача: учить различать природные явления и объекты, созданные человеком.
Физминутка «Дорога домой»
Пальчиковая гимнастика «Мальчик с пальчик»
П/и «Солнышко и дождик»
День второй
Беседа: «Вода – основа жизни»
Задача: уточнить и расширить знания детей о воде как источнике жизни.
Д/и «Подскажи словечко»
Задача: активизация речи детей.
Физкультминутка «Путешествие капельки»
П/и «Караси и щука».
Чтение рассказа «Как люди речку обидели».
Задача: вызвать интерес к художественному произведению, желание слушать текст, анализировать поступки героев.
Чтение стихотворения «Купаясь, не пачкай воду»
День третий
Беседа: «Что мы знаем о деревьях».
Задача: расширять знания детей о деревьях, как живых организмах, воспитывать у детей отзывчивость, бережное отношение к природе.
Чтение и обсуждение рассказа «Коля и Миша» Е. Бариновой
Задача: развивать умение давать моральную оценку поступкам героев, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Д/и «Найди листок, как на дереве»
Задача: учить детей классифицировать растения по определенному признаку.
П/и «К названному дереву беги»
Пальчиковая гимнастика «Дерево»
Физминутка: «Станем мы деревьями»
Театрализованная игра «В нашем саду»
Задачи: развивать интерес к театрализованной игре, вовлекать в игровую ситуацию, упражнять в выразительной интонации голоса, выражать эмоции через движения
День четвертый
Беседа: «Для чего нужны цветы»
Задача: воспитывать любовь к прекрасному, бережное отношение к природе.
Чтение стихотворения: «История синих подснежников» С. Тавлияровой
Задача: воспитывать бережное отношение к природе.
Д/и «Какие цветы, где цветут».
Задача: закреплять знания о цветах.
Физминутка «Наши алые цветы»
Пальчиковая гимнастика «Будит солнышко цветочек»
Домашнее задание: нарисовать рисунок «Мой любимый цветок»»
День пятый
Беседа: «Птицы - голос природы»
Чтение стихотворения: «Не залезайте на деревья» Г. Шалаевой.
Задача: воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к природе.
Составление рассказа по картине «Не торопись забрать птенца…»
Задача: развивать связную речь, воображение.
Пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнезде»
П/и «Воробушки и автомобили».
Задача: развивать слуховое внимание детей, умение двигаться, не наталкиваясь друг на друга
Д/и «Скажи ласково»
Задача: развивать связную речь
День шестой
Беседа: «Дикие животные леса»
Физминутка «Медвежата»
Чтение и пересказ сказки «Лисичка – сестричка и Волк»
Задача: знакомить с особенностями передачи образов животных в русских народных сказках
Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»
Задача: развивать связную речь, активизировать словарь.
Д/и «Кто как передвигается».
Задача: развивать способность к имитации движений, координацию движений.
П/и «Звери»
День седьмой
Беседа «Жизнь насекомых»
Задачи: продолжать знакомить детей с насекомыми.
Чтение «Как Толя муравьям помогал» П. Мочалова
Задачи: продолжать учить анализировать произведение и делать простейшие умозаключения.
Д/и «На лугу»
Задачи: учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.
Аппликация «Божья коровка»
Задачи: развивать творческие способности детей.
Малоподвижная игра «Тараканы»
Загадывание загадок о насекомых.
Физминутка «Насекомые»
Пальчиковая гимнастика «Жук»
День восьмой
Составление рассказа: «Мой любимый домашний питомец»,
Чтение: С. Михалков «Щенок», Е. Благинина «Котенок».
Задача: продолжать учить внимательно слушать художественные произведения.
Д/и «Отгадай».
Задача: активизация речи детей, создавать радостный эмоциональный настрой.
Пальчиковая гимнастика «Вот какие лапки»
П/и «Кот и мыши»
День девятый
Беседа «Правила поведения в лесу»
Физкульминутка «Мы - осенние листочки».
Дыхательное упражнение «Ветерок».
Пальчиковая гимнастика «Птичка - невеличка»
Чтение стихотворения «Лесные жители» Г. Давыдовой
Задача: вызвать интерес к литературному слову, общению с книгой, развивать связную речь.
Д/и «Кто где живет?»
Задача: активизация речи детей, создавать радостный эмоциональный настрой.
П/и «Четыре стихии»
День десятый «Будем мы любить природу»
Чтение «Стыдно перед соловушкой»
Задача: вызвать интерес к литературному слову, общению с книгой, развивать связную речь.
Выставка совместных работ родителей и детей «Береги природу»
Задача: вызвать интерес к совместному творчеству детей и родителей, воспитывать эстетический вкус.
Пальчиковая гимнастика «Комарики»
П/и «Воробушки»
Физминутка «Мы в лесу»
Д/и «Прилетели птицы»
Задача: способствовать развитию внимания детей
Используемая литература.
1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
2.. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
3.. С. Н. Николаева «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
4. 19. «Экологическое воспитание дошкольников средствами народной педагогики». Дошкольное воспитание №5 2009г.
5. Е. В. Баринова «Учимся любить природу» -Ростов-на-Дону – Синтез 2014
6. Е. А, Алябьева «Природа. Сказки и игры для детей» - Творческий центр – Сфера, 2012
7. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова «Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа» - Учитель»- Волгоград, 201
Приложение
Игровое упражнение «Солнышко и дождик»
Цели. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Описание. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит «Солнышко!», игра повторяется.
Указание к проведению. В игре участвует сначала небольшое число детей, затем могут быть привлечены 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пёстрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик». Во время прогулки можно предложить детям по собирать цветы, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно усложнить, разместив домики в разных местах площадки (комнаты). Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать к нему.
«Четыре стихии»
Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Ход игры. Дети стоят полукругом. По команде воспитателя выполняют то или иное движение.
Команда Движения
«ЗЕМЛЯ» Опускают руки вниз.
«ВОДА» Вытягивают руки вперёд.
«ВОЗДУХ» Поднимают руки вверх.
«ОГОНЬ» Прячут руки за спину.
Усложнение. Педагог даёт одну команду, а сам делает другое движение, дети должны выполнить то движение, о котором слышат.
Игра «Найди листок, как на дереве»
Цель. Учить детей классифицировать растения определенному признаку.
Задание. Найти часть по целому.
Игровое правило. Искать на земле следует только такие же листья, как на дереве, указанном педагогом.
ОПИСАНИЕ. Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагается хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит : «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья» Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.
Игровое упражнение «Кто найдёт берёзу, ель, дуб»
Цель. Найти дерево по названию.
Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».
Описание. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:
-Кто быстрее найдёт березу?
-Раз, два, три - к берёзе беги!
Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берёз, растущих на участке, где проводится игра.
Подвижная игра «Воробушки»
Цель. Развитие ловкости.
Правило: Дети (воробушки) сидят на скамейке (в гнездах) и спят.
На слова педагога:
В гнезде воробушки живут,
И утром рано все встают.
Дети раскрывают глаза и громко говорят:
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик!
Так весело поют.
После этих слов дети разбегаются по участку. На слова педагога : «В гнездышко полетели!- возвращаются на свои места.
Игровое упражнение «Воробушки и автомобили».
Цель. Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.
Материал. Игрушечный руль.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы - птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке».
Прилетели птички,
Птички - невелички,
Весело скакали,
Зёрнышки клевали.
Дети - птички летают и прыгают - садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит: «Тра - та - та, берегись, посторонись».
Игра «Подскажи словечко» (Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово) :
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю: (снег).
С неба все скользят пушинки
Серебристые: (снежинки).
На полянку, на лужок
Все снижается: (снежок).
Вот веселье для ребят-
Все сильнее: (снегопад).
Все бегут вперегонки.
Все хотят играть в: (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился: (снеговик).
Рядом снежная фигурка,
Это девочка: (снегурка).
На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой: (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Подвижная игра “Караси и щука”.
Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси”, уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.
Физкультминутка «Путешествие капельки»
Педагог: «Сейчас каждый превратится в веселую капельку и вместе с другими соберется в облачко и полетит. Полетели! (Дети бегают).
«Вдруг похолодало, ударил мороз, и капельки превратились в снежинки!» (Дети плавно, на носочках танцуют – «летают как снежинки».)
«Подул ветер, и снежинки сбились в сугроб. Сугроб получился большой сугроб!» (Дети подбегают друг к другу.)
«Но солнышко вышло, сугроб стал таять, превратился в ручеек, капельки потекли в ручейке» (Дети опять бегают)
Рассказ «Как люди речку обидели».
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
Беседа по рассказу «Как люди речку обидели».
Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.
Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу? Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?
Почему так нельзя поступать?
Что бы ты сделал на месте Кости?
Ребята, но и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что хотели этого.
Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться (Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно.)
Дети, если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми.
Театрализованная игра «В нашем саду»
Хозяйка. Пришла хозяйка в сад
(Дети стоят стайкой, расставив «руки-ветви».)
И видит - фрукты спелые висят.
(Хозяйка обходит сад.)
На деревце качаются,
(Дети покачивают руками с зажатыми в них плодами.)
На деревце качаются,
Упасть с него хотят.
Хозяйка к дереву идет,
(Хозяйка подходит к деревцу-ребенку.)
Себя оно пусть назовет.
(Ребенок называет себя (яблонька) .)
- Теперь с него сорву плоды,
(Хозяйка подставляет корзину.)
Не пропадут мои труды.
(Ребенок кладет в него свой плод (яблоко) .)
Пришла хозяйка снова в сад
(То же повторяется с другим деревом.)
И видит - фрукты там висят,
На деревце качаются,
На деревце качаются,
Упасть с него хотят.
Хозяйка к дереву идет,
Себя оно пусть назовет.
- Теперь и тут сорву плоды,
Чтоб не пропали все труды.
(После того как хозяйка обойдет все деревья и наберет целый таз плодов, игра продолжается.)
Хозяйка (показывает и достает плоды по одному, обращаясь к детям). Что это? (Яблоко.) Кто тут яблочко? Выходи! (Ребенок-яблочко выходит.)
Ну-ка, яблочко, дружок,
(Ребенок-яблочко танцует.)
Поверни-ка свой бочок,
Вот этак да вот так,
Поверни-ка свой бочок.
Мы похлопаем чуток,
(Дети хлопают.)
И еще один разок.
Ты в кругу своих друзей
Попляши веселей.
А это что? (Груша.) Кто тут у нас груша? Выходи! (Ребенок-груша выходит.)
Ну-ка, груша, дружок,
(Ребенок-груша танцует.)
Поверни-ка свой бочок,
Вот этак да вот так,
Поверни-ка свой бочок.
Мы похлопаем чуток,
(Дети хлопают.)
И еще один разок.
Ты в кругу своих друзей
Попляши веселей.
Игра проводится со всеми желающими детьми, которые выступают в роли различных фруктов и ягод.
Дыхательное упражнение «Ветерок».
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Дидактическая игра «На лугу»
Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.
Ход игры
Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».
Например:
Бабочки в небе …. (летают,
Крыльями… (машут,
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю,
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)
Дидактическая игра «Отгадай»
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
(Кошка)
Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.
(Корова)
Я скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру.
Кто это?
(Лошадь)
Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Нос пятачком,
Ничем не больна,
А всё стонет она.
(Поросенок)
Борода да рожки
Бегут по дорожке.
(Козлик)
Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит.
(Собака)
Берегись мышиный род,
На охоту вышел.
(Кот)
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан
(Баран)
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца.
Ест и пьёт он из корытца.
(Поросенок)
Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днём спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.
(Кошка)
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
(Собака)
Пальчиковая гимнастика «Вот какие лапки»
Апельсин я положу,
лучше лапки покажу.
Вот какие лапки,
а в лапках цап-царапки.
Физкульминутка «Мы - осенние листочки».
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
(Дети образуют круг.)
Ветер дунул - полетели.
(Разбегаются по комнате).
Мы летали, мы летали -
(Бегают, помахивая листьями).
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (Садятся на корточки, поднимают листья над головой.)
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
(Бегают, помахивая листьями.)
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Подбрасывают листья.)
Дидактическая игра «Да или нет» (дайте правильный ответ) :
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Дидактическая игра «Отгадай загадку про птичку»
Задача: Упражнять детей в отгадывании загадок про птиц. Закрепить названия птиц: воробей, синица, скворец, ворона.
Игровое действие:
Прослушивание и отгадывание загадок. Нахождение ответа на карточках с изображением птиц. (На прогулке можно обойтись без карточек, игру можно совместить с настоящей птичкой и поощрить за правильный ответ заранее изготовленными птичками с помощью оригами.)
Ход игры.
Воспитатель загадывает детям загадки о птицах.
Серый маленький комочек:
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (Воробей)
И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку. (синица)
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая. (сорока)
- Как можно наших гостей назвать одним словом? Кто у нас в гостях? (Птицы)