Лучший педагог года

Экологический проект «Сосновая шишка»

Татьяна Усанова
Экологический проект «Сосновая шишка»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологический проект

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 6 Г. ТЕМРЮКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

Экологический проект

«Сосновая шишка»

Руководитель проекта

Воспитатель

Усанова Татьяна Григорьевна

г. Темрюк

2016 год

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Справка о деятельности коллектива… 2

Актуальность проблемы…. 3

Публикация «Экологический проект „Сосновая шишка“» размещена в разделах

Цель, задачи проекта….…4

Методы исследования и этапы реализации…. 4

Программа действий реализации проекта. ….. 5

План реализации проекта….. 6

Беседа Сосна и сосновая шишка … …7 План непосредственно организованной деятельности …10 Консультация для родителей Экологическое воспитание в семье….12 Список используемой литературы…. .16

СПРАВКА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА

Коллектив начал работу 5 декабря 2016года.

Состав:

1. Старший воспитатель Людмила Анатольевна Литвиненко, разработка проекта

2. Воспитатель Усанова Татьяна Григорьевна, руководитель проекта

.

Вид проекта : познавательно-исследовательский.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.

Продолжительность проекта с 5 по 25 декабря 2016 года

Актуальность:

Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Природа оставляет большой след в душе ребенка, воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую травку, слушая щебетание птиц, ощущая запах цветов.

Первые восприятия важны для ребенка, а новое удивляет и вызывает интерес. Мир огромен, а ребенок еще мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно, сначала с близкими и доступными явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы у ребенка формировались правильные представления о ней. Для этого не нужно специально куда-то везти ребенка, можно знакомить детей с природой, которая окружает их в повседневной жизни.

Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно, относиться к природе своего края, своей Родины.

Цель:

Расширить знания детей о сосновой шишке, сформировать у детей осознанно-правильное отношение к природе - убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи:

- Закрепить и углубить знания детей о сосновой шишке.

- Формировать умение различать сосновую шишку.

- Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы.

- Воспитывать интерес детей к объектам природы.

- Научить детей вести наблюдения за объектами природы.

- Способствовать накоплению детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.

Предполагаемый результат:

1. Получение дополнительных знаний о сосновой шишке.

2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе

поисково-познавательной деятельности.

3. Сформировать у детей бережное отношение к миру природы.

4. Ответственное отношение детей к окружающей среде.

5. Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Гипотеза:

Если дети узнают больше информации о сосновой шишке, то они станут внимательнее и бережнее относиться к окружающей их природе.

Этапы реализации проекта.

1 этап – Подготовительный.

2 этап – Основной.

3 этап – Заключительный.

Подготовительный.

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.

4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной.

1. Апробация содержания краткосрочного проекта “ Сосновая шишка”.

2. Проведение мероприятий в группах.

3. Взаимодействие с родителями- консультация

«Экологическое воспитание дошкольников в семье».

Заключительный.

1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.

2. Фото-отчет о проделанной работе.

3. Подведение итогов.

Формы реализации проекта.

Экологические занятия.

Наблюдения и экологические экскурсии.

Познавательное чтение.

Подвижные, дидактические игры.

Принципы реализации проекта :

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- принцип интеграции.

Интеграция образовательных областей.

№ Образовательные области Вид деятельности

1. Познавательное развитие Обследование и рассматривание шишек, экскурсии, наблюдения.

2. Речевое развитие Рассказ воспитателя, беседы, свободное общение.

3. Физическое развитие Подвижные игры, физкультурные минутки.

4. Художественно-эстетическое развитие Чтение стихотворений, загадывание загадок, художественное творчество.

5. Социально-коммуникативное развитие Свободное общение детей, беседы, дидактические игры.

Перспективный план реализации проекта «Сосновая шишка»

№ Дата Образовательная деятельность

1. 5

декабря 1. Экскурсия в сосновый лес - Физкультурное развлечение в группе «В гости к медведю» (сбор сосновых шишек.)

2. 12 декабря 1. Беседа «Сосна и сосновая шишка»

2. Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору».

3. 16 декабря 1. Игровой само-массаж шишками сосны с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук, релаксации и повышения иммунитета детей.

2. Художественное творчество (рисование)«Шишка на сосне».

4. 20 декабря 1. Изготовление поделок из шишек «Лесные зверята».

5. 25 декабря

1 Выставка поделок и рисунков.

Беседа: «Сосна и сосновая шишка»

Сосновые (лат. Pinceae) — семейство хвойных растений порядка Сосновые, или Хвойные (Pinales). К семейству относятся такие известные роды, как сосна, ель, кедр, лиственница, пихта, тсуга.

Вечнозелёные (исключение — листопадные лиственница и псевдолиственница) деревья, реже кустарники; смолистые и пахучие, однодомные.

Кора гладкая, чешуйчатая либо бороздчатая.

Боковые ветви хорошо развиты и схожи с длинными отростками, либо уменьшены до хорошо выраженных коротких отростков (лиственница, псевдолиственница, кедр, либо до карликовых отростков у сосен; веточки цилиндрической формы, иногда покрыты постоянной хвоей либо черенками хвои; промежуток между междоузлиями не превышает 1 см; почки хорошо различимы.

Корневая система волокнистая либо древесная, не адаптированная, как правило, с эктэндотрофной микоризой.

Листья (хвоя) простые, опадают по одному (пучками у сосен, по листорасположению очерёдные и спиральные, но иногда сплетённые в основании, так что выглядят одно- или двурядными (пучками); игловидные либо реже узколанцетные; бесчерешковые либо расположены на коротком черешке. Хвоинки вырастают либо по одной (спирально) на длинных отростках, либо пучками на коротких; молодые листья (если присутствуют) растут на длинных отростках. Листья имеют смоляные каналы. У большинства вечнозелёных родов хвоя живёт два — пять лет. Количество семядолей 2—15(24).

Почки покрыты плотно прилегающими друг к другу тонкими смолистыми чешуями. Генеративные почки образуют мужские колоски, или шишки (микростробилы) и женские шишечки (мегастробилы). Микростробилы обычно малозаметны, располагаются на концах побегов, красные или жёлтые, их микроспорофиллы мелкие, несут на нижней стороне по два микроспорангия, содержащих пыльцу. Мегастробилы собраны в сложные шишки, которые имеют ось с сидящими на ней многочисленными парами чешуй: кроющей и расположенной в её пазухе семенной. Женские шишки созревают ежегодно (урода Сосна — раз в два — три года, затем либо опадают, либо ещё долго остаются на дереве; у некоторых видов сосен не раскрываются при созревании.

Чешуи шишек накладываются друг на друга, прицветники отсутствуют почти по всей длине шишки; расположены спирально.

Семена по два на каждую чешуйку, имеют удлинённое крыло (у некоторых видов сосен крыло короткое либо рудиментарное); кожура отсутствует.

Кариотип большинства сосновых соответствует диплоидному набору хромосом (2n=24, у некоторых наиболее широко культивируемых и тщательно исследованных видов елей, сосен и лиственниц наряду с диплоидами известны также тетраплоиды и миксоплоиды[2].

Распространены преимущественно в умеренном поясе Северного полушария.

Хозяйственное значение и применение[

Растения семейства содержат смолы, стерины, эфирные масла и дубильные вещества, витамины, жирные масла, находящие широкое применение. Они являются основным источником сырья для лесохимической и целлюлозно-бумажной промышленности, а также широко используются в лакокрасочной, медицинской, кожевенной, текстильной и пищевой промышленности.

Использование в медицине

Почки сосны обыкновенной (лат. Turiones Pini) в качестве лекарственного сырья заготовляют зимой или ранней весной (февраль — март, срезая секаторами или ножами в виде коронок с остатком стебля около 3 мм, сушат на чердаках или под навесами с хорошей вентиляцией, разложив тонким слоем на бумаге или ткани (нельзя сушить на чердаках под железной крышей и в сушилках[9]). Применяют как дезинфицирующее, противокашлевое, диуретическое средство в сборах и для ванн.

Хвою сосны (лат. Folium Pini) собирают в виде «лапок» на лесосеках во время рубок. Хвоя содержит до 1 % эфирного масла, до 0,2 % аскорбиновой кислоты, смолу, дубильные вещества[9]. Из хвои, молодых побегов и шишек получают сосновое масло(Oleum Pini, которое входит в состав препаратов «Пинабин» и «Фитолизин», применяемых как противовоспалительные и спазмолитические средства и при почечнокаменной болезни. Масло используют для ингаляций при заболеваниях лёгких и для освежения воздуха в служебных и жилых помещениях, больничных палатах, детских садах, школах, в саунах. Из хвои производят сосновый экстракт для укрепляющих ванн.

Очищенная живица сосны обыкновенной — терпентин (лат. Terebinthina communis) применяется для производства пластырей. Масло терпентинное очищенное (скипидар) (лат. Oleum Terebinthinae rectif icatum) широко применяется в медицине.

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Занятия по ознакомлению с окружающим миром, по экологии. Составление конспекта НОД по теме «Сосновая шишка».

Цель занятия - развивать познавательную активность детей в процессе

формирования представления о хвойных растениях – о правилах их сбора шишек,

хранения и применения.

НОД по рисованию «Шишка на сосне»

Наблюдения в природе.

Оформление сюжетно ролевой игры «Мы в лесу»

Изготовление поделок из шишек «Лесные зверята».

ВЫВОДЫ

В результате проведения исследования расширились представления детей и родителей о целебных свойствах лекарственного растения алоэ.

Изменилось эмоциональное отношение к природе, к комнатным растениям, которые окружают ребенка. Комнатные растения являются не только украшением дома, групповой комнаты, но и целителями.

Родители готовы участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).

Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Консультация для родителей

по теме «Экологическое воспитание дошкольников в семье»

Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, какое оправдание они найдут для нас?

Айзек Азимов

Уважаемые родители! Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Теме «Человек и природа». В наши дни угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофа, нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.

Из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах последнее время наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. Активное участие родителей в этом процессе имеет огромную и очень важную роль.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы, взрослые. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Мы не смогли научить видеть красивое, заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать. Должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Вопросы помогают познавать детям мир, обогащают ум открытиями. Толково ответить на вопрос – большое искусство, оно требует осторожности. Очень важно, чтобы наши ответы, родителей в первую очередь, побуждали ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Общение родителей, старших членов семьи с ребенком должно создавать радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. В этом помогают прогулки в природу, которые сближают родителей с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, а также учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы мамы или папы, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив.

У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.

Самостоятельный или совместный труд с родителями в природе по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараясь им не навредить.

Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев у детей развивает любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посетить несколько раз.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства, помогает присматриваться к природе и учит правильно ее воспринимать. Книга дает детям представление об отдельных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы.

Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания. Учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам, взрослым.

Список литературы:

Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5.

Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2007.

Зеленова Ю. В. "Человек и природа". Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников.

Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. -

Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.

Педагогическое проектирование. Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2011.

Публикации по теме:

Мастер-класс. Поделка из бумаги «Сосновая веточка с шишкой»Мастер-класс. Поделка из бумаги «Сосновая веточка с шишкой» Сосновая шишка весит на сосне Ох, как же она нравится мне Шершава она и ершиста И так же как хвоя душиста. Данный материал Могут применять.

Мастер-класс «Шишка из одноразовых ложек» для украшения интерьераМастер-класс «Шишка из одноразовых ложек» для украшения интерьера Добрый день, Коллеги! Сейчас для каждого педагога актуален вопрос как же украсить группу или кабинет, чтобы получилось красиво, оригинально.

Мастер-класс «Шишка из бумаги»Мастер-класс «Шишка из бумаги» Из коры их пёрышки, А под ними зёрнышки, И с еловых веточек Ждут зимою белочек. Кроме остреньких иголок Что растёт на ветках ёлок? (Шишка).

Мастер-класс «Шишка из гофрированной бумаги»Мастер-класс «Шишка из гофрированной бумаги» Мастер-класс с пошаговым фото по изготовлению Шишки из гофрированной бумаги будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования,.

Новогодняя шишка для танца белочекНовогодняя шишка для танца белочек Я работаю музыкальным руководителем. Для танца белочек мне понадобились шишки. Поделок из шишек очень много в интернете и все они достаточно.

Сувенир к новогоднему празднику «Шишка»Сувенир к новогоднему празднику «Шишка» Материалы: 1. Газеты 6-8 листов 2. Белая бумага 3. Клейстер 4. Прозрачный лак 5. Краски (гуашь или акриловые) 6. Кисточки 7. Салфетки 8. Картон.

Экологический проект «А у нас во дворе» У каждого человека есть Родина. Это место где он родился и вырос. Родина – это многозначное слово. Под ним мы понимаем родную страну и государство,.

Экологический проект «Мир вокруг нас» Экологический проект «Мир вокруг нас». Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: долгосрочный. 9 месяцев. Участники.

Экологический проект. НаблюдениеЭкологический проект. Наблюдение Хотелось поделиться экологическим проектом, наблюдение. исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема:наблюдение.

Экологический проект «Пауки» Тип проекта • информационно-творческий, познавательно –исследовательский. Срок реализации проекта: • долгосрочный 3 месяца (с 1.09.16г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Сосновая шишка»
Опубликовано: 15 января 2017 в 16:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект «Сосновая шишка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Усанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД