Татьяна Усанова
Экологический проект «Сосновая шишка»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 6 Г. ТЕМРЮКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
«Сосновая шишка»
Руководитель проекта
Воспитатель
Усанова Татьяна Григорьевна
г. Темрюк
2016 год
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Справка о деятельности коллектива… 2
Актуальность проблемы…. 3
Публикация «Экологический проект „Сосновая шишка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Шишки. Поделки из шишек, занятия, игры
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель, задачи проекта….…4
Методы исследования и этапы реализации…. 4
Программа действий реализации проекта. ….. 5
План реализации проекта….. 6
Беседа Сосна и сосновая шишка … …7 План непосредственно организованной деятельности …10 Консультация для родителей Экологическое воспитание в семье….12 Список используемой литературы…. .16
СПРАВКА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА
Коллектив начал работу 5 декабря 2016года.
Состав:
1. Старший воспитатель Людмила Анатольевна Литвиненко, разработка проекта
2. Воспитатель Усанова Татьяна Григорьевна, руководитель проекта
.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Продолжительность проекта с 5 по 25 декабря 2016 года
Актуальность:
Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Природа оставляет большой след в душе ребенка, воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую травку, слушая щебетание птиц, ощущая запах цветов.
Первые восприятия важны для ребенка, а новое удивляет и вызывает интерес. Мир огромен, а ребенок еще мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно, сначала с близкими и доступными явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы у ребенка формировались правильные представления о ней. Для этого не нужно специально куда-то везти ребенка, можно знакомить детей с природой, которая окружает их в повседневной жизни.
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно, относиться к природе своего края, своей Родины.
Цель:
Расширить знания детей о сосновой шишке, сформировать у детей осознанно-правильное отношение к природе - убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
- Закрепить и углубить знания детей о сосновой шишке.
- Формировать умение различать сосновую шишку.
- Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы.
- Воспитывать интерес детей к объектам природы.
- Научить детей вести наблюдения за объектами природы.
- Способствовать накоплению детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
Предполагаемый результат:
1. Получение дополнительных знаний о сосновой шишке.
2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
3. Сформировать у детей бережное отношение к миру природы.
4. Ответственное отношение детей к окружающей среде.
5. Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
Гипотеза:
Если дети узнают больше информации о сосновой шишке, то они станут внимательнее и бережнее относиться к окружающей их природе.
Этапы реализации проекта.
1 этап – Подготовительный.
2 этап – Основной.
3 этап – Заключительный.
Подготовительный.
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной.
1. Апробация содержания краткосрочного проекта “ Сосновая шишка”.
2. Проведение мероприятий в группах.
3. Взаимодействие с родителями- консультация
«Экологическое воспитание дошкольников в семье».
Заключительный.
1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.
2. Фото-отчет о проделанной работе.
3. Подведение итогов.
Формы реализации проекта.
Экологические занятия.
Наблюдения и экологические экскурсии.
Познавательное чтение.
Подвижные, дидактические игры.
Принципы реализации проекта :
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- принцип интеграции.
Интеграция образовательных областей.
№ Образовательные области Вид деятельности
1. Познавательное развитие Обследование и рассматривание шишек, экскурсии, наблюдения.
2. Речевое развитие Рассказ воспитателя, беседы, свободное общение.
3. Физическое развитие Подвижные игры, физкультурные минутки.
4. Художественно-эстетическое развитие Чтение стихотворений, загадывание загадок, художественное творчество.
5. Социально-коммуникативное развитие Свободное общение детей, беседы, дидактические игры.
Перспективный план реализации проекта «Сосновая шишка»
№ Дата Образовательная деятельность
1. 5
декабря 1. Экскурсия в сосновый лес - Физкультурное развлечение в группе «В гости к медведю» (сбор сосновых шишек.)
2. 12 декабря 1. Беседа «Сосна и сосновая шишка»
2. Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
3. 16 декабря 1. Игровой само-массаж шишками сосны с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук, релаксации и повышения иммунитета детей.
2. Художественное творчество (рисование) – «Шишка на сосне».
4. 20 декабря 1. Изготовление поделок из шишек «Лесные зверята».
5. 25 декабря
1 Выставка поделок и рисунков.
Беседа: «Сосна и сосновая шишка»
Сосновые (лат. Pinceae) — семейство хвойных растений порядка Сосновые, или Хвойные (Pinales). К семейству относятся такие известные роды, как сосна, ель, кедр, лиственница, пихта, тсуга.
Вечнозелёные (исключение — листопадные лиственница и псевдолиственница) деревья, реже кустарники; смолистые и пахучие, однодомные.
Кора гладкая, чешуйчатая либо бороздчатая.
Боковые ветви хорошо развиты и схожи с длинными отростками, либо уменьшены до хорошо выраженных коротких отростков (лиственница, псевдолиственница, кедр, либо до карликовых отростков у сосен; веточки цилиндрической формы, иногда покрыты постоянной хвоей либо черенками хвои; промежуток между междоузлиями не превышает 1 см; почки хорошо различимы.
Корневая система волокнистая либо древесная, не адаптированная, как правило, с эктэндотрофной микоризой.
Листья (хвоя) простые, опадают по одному (пучками у сосен, по листорасположению очерёдные и спиральные, но иногда сплетённые в основании, так что выглядят одно- или двурядными (пучками); игловидные либо реже узколанцетные; бесчерешковые либо расположены на коротком черешке. Хвоинки вырастают либо по одной (спирально) на длинных отростках, либо пучками на коротких; молодые листья (если присутствуют) растут на длинных отростках. Листья имеют смоляные каналы. У большинства вечнозелёных родов хвоя живёт два — пять лет. Количество семядолей 2—15(24).
Почки покрыты плотно прилегающими друг к другу тонкими смолистыми чешуями. Генеративные почки образуют мужские колоски, или шишки (микростробилы) и женские шишечки (мегастробилы). Микростробилы обычно малозаметны, располагаются на концах побегов, красные или жёлтые, их микроспорофиллы мелкие, несут на нижней стороне по два микроспорангия, содержащих пыльцу. Мегастробилы собраны в сложные шишки, которые имеют ось с сидящими на ней многочисленными парами чешуй: кроющей и расположенной в её пазухе семенной. Женские шишки созревают ежегодно (урода Сосна — раз в два — три года, затем либо опадают, либо ещё долго остаются на дереве; у некоторых видов сосен не раскрываются при созревании.
Чешуи шишек накладываются друг на друга, прицветники отсутствуют почти по всей длине шишки; расположены спирально.
Семена по два на каждую чешуйку, имеют удлинённое крыло (у некоторых видов сосен крыло короткое либо рудиментарное); кожура отсутствует.
Кариотип большинства сосновых соответствует диплоидному набору хромосом (2n=24, у некоторых наиболее широко культивируемых и тщательно исследованных видов елей, сосен и лиственниц наряду с диплоидами известны также тетраплоиды и миксоплоиды[2].
Распространены преимущественно в умеренном поясе Северного полушария.
Хозяйственное значение и применение[
Растения семейства содержат смолы, стерины, эфирные масла и дубильные вещества, витамины, жирные масла, находящие широкое применение. Они являются основным источником сырья для лесохимической и целлюлозно-бумажной промышленности, а также широко используются в лакокрасочной, медицинской, кожевенной, текстильной и пищевой промышленности.
Использование в медицине
Почки сосны обыкновенной (лат. Turiones Pini) в качестве лекарственного сырья заготовляют зимой или ранней весной (февраль — март, срезая секаторами или ножами в виде коронок с остатком стебля около 3 мм, сушат на чердаках или под навесами с хорошей вентиляцией, разложив тонким слоем на бумаге или ткани (нельзя сушить на чердаках под железной крышей и в сушилках[9]). Применяют как дезинфицирующее, противокашлевое, диуретическое средство в сборах и для ванн.
Хвою сосны (лат. Folium Pini) собирают в виде «лапок» на лесосеках во время рубок. Хвоя содержит до 1 % эфирного масла, до 0,2 % аскорбиновой кислоты, смолу, дубильные вещества[9]. Из хвои, молодых побегов и шишек получают сосновое масло(Oleum Pini, которое входит в состав препаратов «Пинабин» и «Фитолизин», применяемых как противовоспалительные и спазмолитические средства и при почечнокаменной болезни. Масло используют для ингаляций при заболеваниях лёгких и для освежения воздуха в служебных и жилых помещениях, больничных палатах, детских садах, школах, в саунах. Из хвои производят сосновый экстракт для укрепляющих ванн.
Очищенная живица сосны обыкновенной — терпентин (лат. Terebinthina communis) применяется для производства пластырей. Масло терпентинное очищенное (скипидар) (лат. Oleum Terebinthinae rectif icatum) широко применяется в медицине.
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Занятия по ознакомлению с окружающим миром, по экологии. Составление конспекта НОД по теме «Сосновая шишка».
Цель занятия - развивать познавательную активность детей в процессе
формирования представления о хвойных растениях – о правилах их сбора шишек,
хранения и применения.
НОД по рисованию «Шишка на сосне»
Наблюдения в природе.
Оформление сюжетно ролевой игры «Мы в лесу»
Изготовление поделок из шишек «Лесные зверята».
ВЫВОДЫ
В результате проведения исследования расширились представления детей и родителей о целебных свойствах лекарственного растения алоэ.
Изменилось эмоциональное отношение к природе, к комнатным растениям, которые окружают ребенка. Комнатные растения являются не только украшением дома, групповой комнаты, но и целителями.
Родители готовы участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).
Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Консультация для родителей
по теме «Экологическое воспитание дошкольников в семье»
Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, какое оправдание они найдут для нас?
Айзек Азимов
Уважаемые родители! Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Теме «Человек и природа». В наши дни угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофа, нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.
Из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах последнее время наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. Активное участие родителей в этом процессе имеет огромную и очень важную роль.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы, взрослые. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Мы не смогли научить видеть красивое, заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать. Должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Вопросы помогают познавать детям мир, обогащают ум открытиями. Толково ответить на вопрос – большое искусство, оно требует осторожности. Очень важно, чтобы наши ответы, родителей в первую очередь, побуждали ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.
Общение родителей, старших членов семьи с ребенком должно создавать радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. В этом помогают прогулки в природу, которые сближают родителей с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, а также учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы мамы или папы, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив.
У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.
Самостоятельный или совместный труд с родителями в природе по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу.
Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараясь им не навредить.
Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев у детей развивает любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посетить несколько раз.
Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства, помогает присматриваться к природе и учит правильно ее воспринимать. Книга дает детям представление об отдельных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы.
Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания. Учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам, взрослым.
Список литературы:
Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5.
Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2007.
Зеленова Ю. В. "Человек и природа". Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников.
Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. -
Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
Педагогическое проектирование. Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2011.