Екатерина Галкина
Экологический проект «Разведка осенних примет»
▼ Скачать + Заказать документы
CОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. 3
2. Цели, задачи проекта. 4
3. Подготовительный этап. 5
4. Реализация проекта
4.1. Первый этап. 6
4.2. Второй этап. 7
4.3. Третий этап. 8
5. Итог проекта. 9
6. Литература. 10
7. Приложение №1. 11
Приложение №2. 12-16
Приложение №3. 17
2
1. ВВЕДЕНИЕ
Проект «Разведка осенних примет» реализуется в подготовительной группе с учетом их возрастных особенностей, имеющихся знаний, умений, навыков.
Публикация «Экологический проект „Разведка осенних примет“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проект реализуется в игровой форме- играем в разведчиков. Но, следуя методике, надо решить первую из педагогических задач: поставить цель. Перед детьми ставится актуальная для них цель. С помощью игры мы достигаем цель.
Обозначение цели проекта происходит с "неожиданно" принесенного почтальоном письма следующего содержания:
КУДА: Д\С №61 города Санкт-Петербурга
КОМУ: Детям 8 группы
ОБРАТНЫЙ АДРЕС: Заячья поляна Южно-приморского парка
«Здравствуйте, уважаемые дети!
На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что трава еще зеленая, а другие- что небо уже серое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнется зима, а другие думают, что осень еще только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы ходите в подготовительную группу и,наверное, сможете определить-наступила ли осень? Говорят, что идет она через ваш город. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в лесу?
Только собрание Заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки- дело для зайцев очень не простое!
Надеемся на вашу помощь!
Заячье собрание.»
3
2. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
Работа с письмом подводит детей к цели: узнать, наступила ли осень – не по календарю, а в природе и в городе.
Как это сделать? Цель конкретизируется: провести разведку осенних
примет.
ЗАДАЧИ:
1. Обобщить знания об осени.
2. Развивать ориентировку в пространстве (по плану участка) и во времени.
3. Развитие чувства лидерства и дружеского отношения.
4. Воспитывать любовь и уважительное отношение к природе и «живому» вокруг нас.
5. Развивать память, мышление и кругозор детей.
6. Учить наблюдательности.
Проект может длиться в течение нескольких месяцев. Вся группа делится на 2 отряда, которые выбирают командиров. Каждый отряд придумывает свое название (осеннее) и приветствие «добро пожаловать, Осень!» (хором)
4
3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Разработка плана проекта. (Вместе с командирами)
2. Подготовка к осуществлению его основного практического дела-путешествия в природу с целью разведки осенних примет.
Как узнать: наступила ли осень? Ответ на этот вопрос предлагает каждый отряд, а командиры разведки с воспитателем разрабатывают маршрут.
В итоге получается следующее:
1 этап маршрута - информация о приметах осени (дидактические игры по экологии : «Где что растет?»; Назови птицу»; «Зимующие и перелетные птицы» ; «Назови цветок»; «Правила поведения в природе»; «Назови дерево или кустарник»; поделки и рисунки с родителями "Портрет Осени", чтение стихов и поговорок об осени, заучивание стихов и поговорок, загадки о деревьях, грибах; беседы на уточнение знаний, рассматривание иллюстраций, сравнение деревьев, кустарников, трав; разговор о Красной книге ;беседа о любимом времени года, погоде ; опыты с воздухом; иллюстрации о труде людей в парках, садах, полях осенью) и старт.
2 этап- Разведка на местности по карте (участок).
3 этап- Осенний праздник, донесение (коллективная работа)
5
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
4.1. ПЕРВЫЙ ЭТАП
На старте дети должны вспомнить информацию о приметах осени, показать умение отличать приметы осени в природе и городе.
--"Дары осени" - Назовите как можно больше овощей и фруктов. Их польза.
--Конкурс художников-"Волшебное письмо".(см. приложение№1)Художники должны выполнить задание - раскрасить заданный пейзаж так, чтобы он соответствовал осеннему времени года. Пейзаж может быть дополнен некоторыми деталями на усмотрение участников конкурса.
--"Съедобные- несъедобные грибы (закрепление знаний о грибах). Отряды называют поочередно съедобные, затем несъедобные грибы.
--Конкурс "Одень прохожих" : из предложенной одежды (в рисунках) участникам конкурса необходимо отобрать наиболее подходящую для осени. При этом желательно не забыть мелкие детали, такие как плащ, зонт. Лишние предметы и одежду необходимо отложить в сторону. Одеть куклу Настю по погоде.
--"Копилка народной мудрости"-конкурс знатоков народных примет.
--"Портрет осени" ( домашнее задание: дети демонстрируют нарисованные зараннее портрет осени и комментируют его, подробно характеризуя это время года)
Конкурсная программа заканчивается выявлением самой подготовленной подгруппы к разведке на местности.
Воспитатель вручает карты для игры на местности (см. приложение№3)
6
4.2. ВТОРОЙ ЭТАП
Разведка на местности - это путешествие группы по намеченному маршруту с остановками, на которых каждая разведгруппа выполняет определенное задание и все фиксируется на карте-маршруте.
1 остановка-"Облака". На открытом пространстве дети наблюдают небо (цвет,форму и скорость движения облаков (ветер). На маршрутном листе делают рисунки.
2 остановка-"Опиши дерево" Детям показывают листочек и они должны назвать и описать дерево, от которого тот или иной лист.
3 остановка-"Плодовый сад" Дети должны по карте участка найти "дары осени (макеты фруктов).
4 остановка-"Городские цветы". Дети собирают в конверт семена цветов.
5 остановка-"В гостях у пернатых". Дети называют перелетных и зимующих птиц. Наблюдают за воробьем (внешний вид, повадки).
6 остановка-"Прохожие". Дети наблюдают одежду людей, соответствие ее времени года. Обратить внимание на куклу Настю.
7 остановка-"Листопад". Сбор осенних листьев в гербарий.
По окончании разведки на местности дети оформляют свои донесения в форме коллективных работ-рисунков в досуговой деятельности и составлением рассказов об увиденном на маршруте. Каждый разветотряд готовит свое сообщение.
7
4.3. ТРЕТИЙ ЭТАП
Итогом проекта считаю проведение осеннего праздника (см. приложение №2) и чаепитие после праздника в присутствии родителей с празднично накрытым "осенним" столом с фруктами и осенними букетами. На празднике угощает всех детей Осень (роль исполняет один из родителей). Не забываем ответить и на письмо с Заячьей поляны: текст составляется и запечатывается в конверт, а утром конверт исчезает.
8
5. ИТОГ
При подведении итогов в группе обсуждаем не только тему проекта, но и то, как действовали разведчики : какой отряд оказался самым дружным, кто собрал больше всего народных примет, выиграл эстафет и т. д.
Обсуждаем, что получилось, что не совсем так, как хотелось бы. Что надо учесть на будущее, если еще раз придется отправиться в разведку.
9
6. ЛИТЕРАТУРА
1. Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет/Авторы-составители О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Н. П. Савинова-М. :ТЦ Сфера,2007.-112с.
2. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль:"Академия развития",1997.-192с.
10
7. ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Думал я день,
Думал два и четыре
Как рассказать всему миру о мире?
Чтобы письмо мое без перевода
Сразу дошло до любого народа?
И наконец-то меня осенило
Вэтом письме не нужны мне чернила!
Яркими красками с кистью в руке
Буду писать на таком языке:
Листья на дереве-
Краской зеленой,
Краской коричневой-
Горные склоны,
Краской оранжевой-
Жаркое солнце,
Разною краской
Мой дом и оконце,
Желтой - колосья созревшего хлеба, синею краской-прозрачное небо,
Белого голубя белым оставлю-
Целый рассказ я из красок составлю!
Этот рассказ мой- о счастье, о мире-
Люди читать будут в каждой квартире.
Тронет он душу любого народа: краскам не требуется перевода!
11
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Конспект осеннего праздника