Татьяна Антонова
Экологический проект «Наша новая клумба»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в ХМАО, где лето короткое и не всегда оно жаркое. За этот короткий период проходит множество мероприятий по благоустройству городских улиц. Летом появляются цветочные композиции, которые радуют своей красотой и благоуханием всех горожан и гостей Нижневартовска. Но такую красоту не всегда увидишь на клумбах в образовательных учреждениях.
Поэтому мы всей группой (воспитатели, дети и родители, изучив литературу и интернет-ресурсы о декоративных растениях, благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбы нашего участка.
Проект "Наша новая клумба"
Публикация «Экологический проект „Наша новая клумба“» размещена в разделах
- Клумба. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
[/b]
Содержание
[/b]
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Проблемная ситуация
2.2. План проекта
2.3. График дежурства по уходу за клумбой
2.4. Подготовительный этап
2.5. Поисково-исполнительный этап
3. Диагностика
4. Заключение
Литература
Приложение
1. Введение
[/b]
Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца- отрада,
Украшенье родимой земли!
Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».
В настоящее время проходит множество мероприятий по благоустройству нашего города. Летом на улицах города появляются цветочные композиции, которые радуют своей красотой и благоухание всех горожан и гостей Нижневартовска. Но такую красоту не всегда увидишь на клумбах в образовательных учреждениях. В соответствии с этим, наш проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом.
Поэтому мы всей группой изучив литературу и интернет-ресурсы о декоративных растениях, благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбы нашего участка.
Организация труда дошкольника в цветнике, на участке создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.
2. Основная часть
2.1. Проблемная ситуация:
[/b] «Наша клумба не благоустроена и не оформлена».
Цель проекта:
[/b] Приобщать детей к экологической культуре
Задачи проекта:
[/b]
• Дать детям знания о цветах, как о полезных растениях (издают хороший запах, отчищают воздух от бактерий);
• Познакомить с профессией дизайнера;
• Расширить представления о декоративных растениях;
• Формировать активную позицию – не равнодушного созерцания, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем;
• Составить технологическую карту ухода за цветковыми растениями, вырастить для клумбы растения;
• Учить детей замечать красоту цветов в клумбе, воспитывать чувство восхищения;
• Вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, воспитывать бережное отношение к труду людей;
• Привлечь родителей к посадке растений на клумбе;
• Задача с перспективой: изготовление панно и композиций из высушенных цветов.
Ожидаемый результат:
[/b]
• Сформирована экологическая воспитанность детей;
• Расширены представления детей о декоративных растениях;
• Сформирована активная позиция деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем (клумбы на территории детского сада и во дворе своего дома);
• Сформировано бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.
Тип проекта:
[/b]
1. по доминирующей деятельности: творческий;
2. по сфере применения результатов: социальный;
3. по времени работы: продолжительный (февраль – сентябрь);
4. по характеру контактов: в рамках дошкольного учреждения.
Состав участников:
[/b]
1. воспитанники подготовительной группы «А»;
2. воспитатели;
3. родители;
2.2. ПЕРСПЕКТИВНЙ ПЛАН ПРОЕКТА
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Февраль
Опрос «Чтобы вы хотели видеть на нашем участке?»
Воспитатели и воспитанники
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Экскурсия по участку с целью определения места под будущий цветник.
2. Рассматривание фотографий цветов.
Воспитатели и воспитанники
Март
3. Рассматривание плана участка.
4. Рассматривание семян цветов.
5. Рисование по итогам экскурсии на тему: «Какая должна быть клумба?».
ПОИСКОВОИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Апрель
1.1. Определение участка под клумбу
Воспитатели, воспитанники и родители
2.1. Отчёт о растениях по территории ДОУ.
2.2. Подготовка иллюстрированных сообщений о растениях, которые могут расти на территории участка в ДОУ.
2.3. Выращивание рассады цветов.
Апрель - Май
3.1. Мы можем сами:
- оформить клумбы,
- высадить рассаду,
- ухаживать за рассадой
Воспитатели, воспитанники и родители
ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП
Май
1. Объединение собранного материала.
2. Проведение экскурсии по территории ДОУ.
Воспитатели, воспитанники и родители
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
Май - Июнь
1. Представление творческого отчёта.
2. Выставка рисунков «Наша новая клумба».
3. Экскурсия по участкам территории ДОУ.
4. Высадка рассады в клумбы, оформление клумб.
5. Уход за цветником
Воспитатели и воспитанники, администрация ДОУ
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП
Август
1. Обмен впечатлениями по итогам работы.
Сентябрь
2. Сбор семян, подготовка клумб к следующему посадочному сезону.
Воспитатели и воспитанники
2.3. ГРАФИК ДЕЖУРСТВА ПО УХОДУ ЗА КЛУМБОЙ
МАЙ, ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ
[/b]
Май
03.05.2012.- 07.05.2012.
Подготовка земли, уборка мусора на участке.
Воспитатели, родители
10.05.2012. -21.05.2012.
Оформление клумб.
Воспитатели, воспитанники, родители
22.05.2012. -31.05.2012.
Высадка рассады.
Воспитатели, воспитанники
Июнь
04.06.2012 -08.06.2012.
Прополка клумб.
Полив клумб.
Воспитатели, воспитанники
11.06.2012. -15.06.2012.
Полив клумб.
Ухаживание за растениями.
Воспитатели, воспитанники
18.06.2012. -22.06.2012.
Полив клумб. Прополка клумб.
Воспитатели, воспитанники
25.06.2012. -29.06.2012.
Полив клумб.
Прополка клумб.
Воспитатели, воспитанники
Июль
02.07.2012 -06.07.2012.
Полив клумб.
Прополка клумб.
Воспитатели, воспитанники
09.07.2012.- 13.07.2012
Полив клумб. Прополка клумб.
Воспитатели, воспитанники
16.07.2012. -20.07.2012.
Полив клумб. Прополка клумб.
Воспитатели, воспитанники
23.07.2012. -27.07.2012.
Полив клумб. Прополка клумб
Воспитатели, воспитанники
Август
30.07.2012. -03.08.2012.
Полив клумб. Прополка клумб.
Воспитатели, воспитанники
06.08.2012. -10.08.2012.
Полив клумб Прополка клумб.
Воспитатели, воспитанники
13.08.2012. -17.08.2012.
Полив клумб. Прополка клумб.
Воспитатели, воспитанники
20.08.2012. - 24.08.2012.
Полив, прополка цветов.
Сбор семян.
Воспитатели, воспитанники
27.08.2012. - 31.08.2012.
Полив, прополка цветов.
Сбор семян.
Воспитатели, воспитанники
2.4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
[/b]
РАССМАТРИВАНИЕ ЦВЕТОВ
[/b]
РАССМАТРИВАНИЕ ПЛАНА УЧАСТКА
[/b]
РАССМАТРИВАНИЕ СЕМЯН ЦВЕТОВ
[/b]
РИСУЕМ НОВУЮ КЛУМБУ
[/b]
РИСУНКИ ДЕТЕЙ
[/b]
2.5. ПОИСКОВО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
[/b]
ПЛАН РАСПОЛОЖЕНИЯ ЦВЕТОВ НА УЧАСТКЕ
1- Бархатцы (низкорослые «Маленький герой»)
2- Ромашки
3- Петунии
ПОСАДКА РАССАДЫ
[/b]
Диагностика
[/b]
Для определения уровня экологической воспитанности детей подготовительной к школе группы была проведена диагностика в феврале и в конце марта.
Диагностика проводилась по следующим критериям:
1. Представления ребенком о живом;
2. Знания об охране природы;
3. Отношения к растениям в естественных условиях;
4. Отношения к растениям в специально созданных условиях;
5. Уход за растениями
Знания и умения детей оценивались по трем уровням: НИЗКИЙ, СРЕДНИЙ, ВЫСОКИЙ.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Представления о природных объектах и их существенных признаках поверхностны. Не относят к живым объектам растения. Трудовые процессы выполняют не самостоятельно. Качество труда низкое. Характерно неустойчивое отношение к растениям без выраженной положительной направленности. Действуют неосознанно, механически, подражательно. Мотивируют необходимость бережного отношения к природе боязнью наказания или не могут объяснить, утверждая, что «так надо».
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Дети различают большое количество объектов природы. Устанавливают частные и некоторые общие связи. Трудовые процессы выполняют самостоятельно, достигают хороших результатов. Но часто их увлекает процесс выполнения трудовых действий. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов. К проявлению негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивны.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: У детей сформирован широкий круг представлений о природе. Знают основные признаки живого. Владеют предметными понятиями, устанавливают частные и общие связи. Бережно, гуманно относятся к природе, нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нар правил общения с природой. Готовы оказать посильную помощь в случае необходимости. Эмоционально отзывчивы на красоту природы.
4. Заключение
[/b]
Таким образом, работая над проектом: «Наша новая клумба», мы расширили свое представление о декоративных растениях; узнали, какие растения наиболее благоприятны для нашего климата; узнали, как правильно высаживать рассаду разных цветов (петунии и бархатцы). В ходе проекта разработали технологические карты (для педагогов и детей,этапы высадки растений, график дежурства, перспективный план проекта. Данный проект – готовое методическое и техническое пособие для участие в городском конкурсе, а также может быть выставлен в информационном портале департамента образования и отправлен в журнал «Обруч».
Дети ответственно подошли к вопросу расположения цветов на клумбах участка, и были очень заинтересованы в украшении участка цветами. Этот проект открыл возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок….
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ-
Если Мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
Литература
1. http://www.kartoshki.net/articles/khoroshaya-rassada-petunii-sekret-prekrasnykh-tsvetov.
2. http://mirsovetov.ru/a/housing/plants/marigold.html.
3. http://www.dom-dacha.info/landshaftniy-dizain-fotografii.htm.
4. http://www.green-portal.ru/encyclopedia/.
5. Гончарова Е. В. Экология для малышей. Региональная программа экологического воспитания дошкольников. – Тюмень, 2000
6. Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группы ДОУ. Учебное пособие. – Екатеринбург, 2002.
Приложение 1
Дизайнер – это профессия. Дизайнеры - это художники- оформители, специалисты, занимающиеся дизайном, то есть внешним видом. Профессия дизайнер подразумевает творчество, грамотность, и знания необходимые для того, чтобы творить красивые вещи.
Объектом дизайна может быть любая сфера жизнедеятельности людей.
Существует множество отраслей дизайна:
-Промышленный дизайн
- Дизайн среды
- Дизайн процессов
-3D- дизайн
- Графический дизайн
-Ландшафтный дизайн
-Архитектурный дизайн
- Дизайн одежды, обуви, аксессуаров
Растения и человек
Жизнь человека невозможно представить без растений. Растения не только украшают нашу жизнь, но и выполняют много важных и полезных функций:
Вырабатывают кислород, которым мы дышим, улавливают пыль, поглощают шум.
Декоративные растения.
Декоративными растениями называют растения, которые человек выращивает для оформления клумб, цветников, парков, а также для создания букетов. Сроки жизни декоративных растений разные. Поэтому их делят на однолетние, двулетние и многолетние.
Информация о выбранных цветах
[/b]
Бархатцы «Маленький герой»
Очень нарядные бархатные цветы. Куст высотой около 20 см. соцветия крупные махагоно- красного цвета с жёлтой полоской по краю лепестков. Цветёт с июня по сентябрь. Используют для клумб.
Петунии (Petunia)
Петуния (или петунья) относится к семейству пасленовых. Очень популярное растение, известное своей неприхотливостью к почве, влаге и вообще может расти и цвести при любых условиях. Растение крупное, кустистое, высотою от 30 до 60 сантиметров, обладает ползучим, иногда прямостоячим стеблем. Петунья так же, как и вербена,- многолетник, но культивируется как однолетник. Мелкие семена петуньи в первых числах апреля высеваются в парники и в ящики, которые ставятся на окна. Сеянцы очень мелкие, с пикировкой их лучше задержаться на 8—10 дней, пока они подрастут. Вначале растения плохо развиваются, а потом рассада вырастает в сравнительно короткий промежуток времени. Есть сорта с крупными и мелкими цветами, а также – с махровыми и простыми. Петунию культивируют и как комнатное растение.
Приложение 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВЫРАЩИВАНИЯ РАССАДЫ БАРХАТЦЕВ.
1 этап
*Заполни посадочные ящики почвой.
*Разметь бороздки в почве на расстоянии 6-10 см.
*Посей семена на глубину1-2 см.
*Бороздки засыпь почвой и полей тёплой водой.
2 этап
*Поставь ящики в тёплое место.
*Когда появятся всходы, ящик переставь в освещённое место.
3 этап
*Через 2-3 недели, когда появятся 2 листа, пересади всходы в новые ящики большего размера.
* Прищипи кончик корня и посади в лунку на расстоянии 6 см друг от друга.
* Рассаду полей из лейки.
4 этап
*Регулярно поливай рассаду и проветривай помещение.
Приложение 4
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВЫРАЩИВАНИЯ РАССАДЫ ПЕТУНИИ.
1 этап
*Заполни посадочные ящики почвой, утрамбуй.
*Смешай семена с мелким песком.
*Равномерно выложи семена петунии на расстоянии 1-1,5 см. друг то друга ровными рядами и полей тёплой водой.
2 этап
*Накрой ящики пленкой до появления первых всходов.
*Поставь ящики в хорошо освещаемое и проветриваемое место.
3 этап
*После появления 2-3 листиков рассади саженцы в небольшие ящики на расстоянии не менее 5 см.
*Через 12 – 13 недель с момента посева семян высади рассаду в открытый грунт.
4 этап
*Регулярно поливай рассаду и проветривай помещение.
Приложение 5
Инструментарий к диагностике
1. Представления ребенком о живом
Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.
Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части.
В первой части беседы выявляются представления ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.
Во второй части беседы акцент делается на изучении представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.
Третья часть беседы посвящена выявлению представлений дошкольника о приспособлении живых существ с целью удовлетворения потребностей.
2. Знания об охране природы
Цель: выяснить наличие знаний детей об охране природы.
Задается ситуация: «Ты нашел в лесу ежа (птенца). Как ты поступишь? Почему?»
3. Отношения к растениям в естественных и специально созданных условиях.
Цель: выявить характер отношения ребенка к растениям в естественных и специально созданных условиях.
Используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, на территории микрорайона во время прогулок и экскурсий.
4. Уход за растениями
Цель: выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Ребенку предлагается полить растение (удалить пыль, протереть листья, опрыскать растение, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результата.