марина курочкина
Экологический проект «Про леса и лесные чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
[bЭкологический проект на тему: «Про леса и лесные чудеса»[/b]
В современном мире экологические проблемы занимают одно из ведущих мест. Не случайно, 2017 год объявлен в России Годом Экологии. Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Все дети от природы любознательны. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учиться в школе. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учится думать и отвечать на вопросы: «Почему?»
Публикация «Экологический проект „Про леса и лесные чудеса“» размещена в разделах
- Дикие животные. Проекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Настоящей работой мы хотели обратить внимание детей на то, что лес – это наше богатство и его надо беречь, повысить экологическую грамотность детей, воспитывать любознательность, желание открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать, формировать и совершенствовать речевую активность детей.
Тип проекта: информационно-исследовательский, групповой, краткосрочный.
Цель проекта: развитие грамотной речи детей в процессе экологического воспитания.
Задачи:
- развитие грамматического строя речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие чувства ритма, координации движения, общей и мелкой моторики;
- формировать бережное отношение к лесу и его богатствам;
- воспитывать любовь к красоте окружающего мира;
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность.
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)
Материалы и оборудование: предметные картинки, бумага, краски, карандаши. Саженцы деревьев, лейки, лопаты. Презентация «Для чего нам нужен лес». Сенсорная дорожка. Фоновая музыка «Звуки леса». Герой: лесной Дятел.
Взаимосвязь с педагогами.
ЛОГОПЕД
Развитие связной речи детей, совершенствование грамматического строя речи, формирование правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса по теме, формирование просодической стороны речи.
ВОСПИТАТЕЛИ
Чтение художественной литературы по теме «Лес и его обитатели», беседы, рисование, лепка, аппликации по теме, разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Разучивание на музыкальных занятиях песен о лесе и его обитателях, музыкальные подвижные этюды.
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ
Проведение тематического физкультурного занятия на тему: «Спасём лес».
Взаимосвязь с родителями.
Большое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, особенно родителей. Если родители будут бережно относиться к природе, следить за собственной речью, то и у детей будет воспитываться любовь к природе, грамотная и правильная речь.
Для нашего проекта мы выбрали следующие формы взаимодействия с семьёй:
- Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности;
- Консультации для родителей по развитию речи;
- Проведение совместной экскурсии в городской парк;
- Участие в акции «Посади дерево»;
- Выполнение домашних заданий вместе с детьми;
- Проведение викторины с родителями и детьми на тему: «Я знаю лес».
Этапы реализации проекта:
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (за неделю до начала проекта):
- Формулировка цели проекта;
- Изучение уровня знаний детей по теме (что такое лес, какие бывают леса, кто его обитатели, названия деревьев и их листьев, правильное употребление родительного падежа существительных, функции леса, зачем его нужно беречь).
- Подбор методической и художественной литературы, пособий по теме;
- Написание конспектов занятий и совместное обсуждение наработок с воспитателями, музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре;
- Анкетирование родителей;
- Консультация для родителей на тему: «В союзе с природой»;
- Консультации для педагогов на темы: «Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи», «Поведение детей в природе».
- Работа с детьми: рисование, лепка, аппликации деревьев, лесных обитателей, ягод, грибов; чтение художественной литературы по теме, изучение лексической темы «Деревья».
2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Цель: развивать у детей грамотную речь через экологическое воспитание по лексической теме «Деревья».
Задачи:
- формирование у детей экологической грамотности и воспитанности;
- обогащение словарного запаса по лексической теме «Деревья»;
- углубление знаний детей о связи деревьев со всей экосистемой;
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;
- пропаганда экологических знаний;
- воспитание экологической культуры дошкольников через экологию здоровья.
1. Беседы о лесе.
Проводятся беседы о лесе: какой он бывает: хвойный, лиственный, смешанный, какие животные и птицы обитают, где устраивают свои жилища, какие растут грибы, ягоды, лекарственные растения.
В беседах с детьми уточняются значения синонимов: лес, бор, роща, чаща.
Лес – это место, где растёт очень много деревьев;
Бор – это лес, где растут хвойные деревья – сосновый бор;
Роща – это небольшой лиственный лес – берёзовая роща;
Чаща – лес, в котором деревья растут часто;
В ходе занятия детям смотрят презентацию на тему «Зачем нам нужен лес?» и обсуждают функции леса:
Лес – это наше богатство!
Лес – это зелёный наряд нашей Земли, лёгкие нашей планеты: там, где лес, всегда чистый воздух.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – это наш друг: задерживает влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения;
Лес - источник древесины
Лес – это красота!
2.Экологические походы в городской парк.
Проводилось три похода в парк, где дети наблюдали за молодыми деревьями и взрослыми, пнями, поваленным деревом, кустарниками, слушали пение птиц. Дети называли деревья, рассказывали и них. При описании дерева давались его характеристики, особенности распространения, происхождения названия, отражение его образа в сказках, загадках, пословицах, песнях, стихах, отмечалась его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей. После каждого похода воспитатели проводили занятия по рисованию, лепке, аппликации.
3.Физкультурное занятие «Спасём лес»
Появляется санитар леса – дятел. Он жалуется детям, что люди вырубают деревья, всё меньше он может добыть себе питания, птицам негде вить гнёзда, животные не могут построить себе жилища, не растут грибы и ягоды. Ребята должны помочь птице и всем лесным обитателям. Они отправляются в путь. Им нужно пройти по тропинке, прыгать по кочкам через болота, пройти по бревну, проползти под ветками. Дальше инструктор по физкультуре проводит эстафету, где дети с помощью взрослых намечают план спасения леса: нужно «потушить костёр», убрать мусор, посадить новые деревья.
4.Участие в акции «Посади дерево»
Дети совместно с родителями посадили на территории детского сада № 21 «Рябинка» Рябиновую аллею.
3.НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель:
• Развивать грамматический строй речи, творческую, познавательную активность, мелкую моторику, мышление, воображение; чувство ритма;
• Обогащение словарного запаса;
• Совершенствовать навык слогового анализа слов;
• Развивать слуховое внимание, память;
• Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.
• Учить бережному и доброму отношению к природе.
Организационный момент.
ЛОГОПЕД: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что мы получили письмо-приглашение в лес от лесных жителей. Давайте закроем глаза и перенесемся в лес (звучат мелодии «Звуки леса»).
Ход занятия
ЛОГОПЕД: Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались?
ДЕТИ: В лесу.
ЛОГОПЕД: Давайте поздороваемся с лесом:
ДЕТИ: «Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!»
ЛОГОПЕД: Лес – это место, где растёт много деревьев. Давайте вспомним однокоренные слова к слову «лес»?
ДЕТИ: Лесной, лесник, лесок, лесничество, перелесок, лесничий.
1. Отгадайте загадки.
Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Сучки рогатые, плоды крылатые,
А лист- ладошкой, с длинной ножкой. (клён)
Весною зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (рябина)
Давайте попробуем найти картинку с деревом, которое вы назвали, у меня на столе и прикрепим ее на доску.
2. Опиши дерево.
Посмотрите сколько деревьев в нашем лесу. Давайте опишем эти деревья.
Береза- гладкий белый тонкий ствол с черными пятнами, тонкие ветки, опущенные вниз, треугольные листья.
Дуб- толстый ствол и ветки, листья овальные, есть желуди.
Клен- ствол темно-серый, листочки похожи на растопыренную ладошку.
Рябина- ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
3. Сенсорная дорожка.
А теперь давайте представим, что мы гуляем с вами по лесным дорожкам. (Дети ходят по сенсорной дорожке под музыку и проговаривают стихотворение)
Друг за другом мы идем
И ничуть не устаем.
Поднимаем ножки
На лесной дорожке.
Левой раз, правой раз,
Посмотрите вы на нас.
Всем в лесу на удивленье
Разные растут деревья:
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
Шелестят листвой деревья,
Словно разговор ведут,
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости пригласили.
4. Игра «С какой ветки детки?»
Давайте поиграем в игру. Найдите, с какого дерева упал листочек, и назовите его.
Лист с березы (какой… березовый
Лист с дуба (какой) …дубовый
Лист с рябины (какой…рябиновый
Лист с клёна (какой…кленовый
Ветка с ёлки (какая) – еловая
Ветка с сосны (какая) - сосновая
(на доске висят картинки деревьев, дети поднимают с пола листок и находят, с какого дерева он упал)
Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.
2. Слоговой анализ слов
На деревьях созревают разные плоды. Вы будете называть плод, делить слово на слоги. Сколько слогов в слове – столько плодов будет на дереве.
Шиш-ка. В слове шишка 2 слога. На ёлке 2 шишки. На сосне 2 шишки.
Жё-лудь. В слове жёлудь 2 слога. На дубе 2 жёлудя.
Се-рёж-ки. В слове серёжки 3 слога. На берёзе 3серёжки.
Са-мо-лё-ти-ки. В слове самолётики 5 слогов. На клёне 5 самолётиков.
3. Пальчиковая гимнастика «В лесу»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик - по дорожке. (сжимают и разжимают кулаки)
Этот пальчик - по тропинке,
Этот пальчик - за грибами.
Этот пальчик - за малинкой.
Этот пальчик птиц увидел.
Птицы с шумом улетели, (встряхивают кистями)
С ним играть не захотели. (сжимают и разжимают кулаки)
4. Правила поведения в лесу.
А вы знаете как нужно вести себя в лесу?
Нельзя разорять птичьи гнезда.
Нельзя шуметь в лесу.
Нельзя разжигать костры в лесу.
Нельзя оставлять мусор в лесу.
Итог занятия
Давайте с вами вспомним, какие деревья мы с вами встретили, гуляя по лесу. Повторяйте за мной движения. (дети изображают деревья)
Могучий дуб – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки.
Стройная береза – руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.
Клен – кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед
Молодцы, ребята, замечательно изобразили деревья.
Сегодня мы побывали в лесу. Вспомнили, какие деревья растут в лесу. Вспомнили правила поведения в лесу. Я уверена, что лесные жители могут спокойно жить в своём лесу. Давайте попрощаемся с лесом:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий, до свиданья!
Защитил ты нас от зноя,
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
А чтобы вы не забыли наше путешествие, давайте нарисуем разные деревья.
4. ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП
- Выставка продуктивной деятельности детей за период проекта;
Проведение викторины с участием родителей на тему: «Я знаю лес»
- Сочинение экологической сказки по теме проекта
В результате проведённой работы:
- улучшилась речь детей, обогатился словарный запас по теме;
- дети узнали, что лес – это целая экосистема, которая необходима многим живым существам, и нам, людям, как экологически грамотно вести себя в лесу;
- укрепилось сотрудничество родителей с детским садом;
- в результате совместной деятельности со взрослыми, дети увидели наглядный пример бережного отношения к природе.
СОХРАНИТЕ ДЛЯ НАС ПРИРОДУ!