Ольга Елизарова
Экологический проект «Мы маленькие защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №13 «Вишенка» гог Выкса
«МЫ МАЛЕНЬКИЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»
Выполнила: Елизарова О. И.
Воспитатель средней группы
г. о. г. Выкса, 2024 г.
Педагогический проект на тему :
«Мы маленькие защитники природы»
Публикация «Экологический проект „Мы маленькие защитники природы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Тематическое поле Формирование начал экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста
Название проекта
«Мы – маленькие защитники природы»
Тип проекта Информационно – практико-ориентировочный
Сроки Среднесрочный (уч. год)
Проблема Низкий уровень знаний у детей о природе. Недопонимание детьми взаимосвязи живой и неживой природы. Отсутствие у детей активно- действенного отношения к природе.
Причины Необходимость накопления опыта в природоохранной деятельности со среднего возраста.
Цель Формирование у ребенка осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Задачи Обучающие:
- Дать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений;
- Учить устанавливать простейшие связи между ними.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процесcе ознакомления их с явлениями природы;
- Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Воспитывающие:
- Воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным, бережного отношения к природе.
Идея Формирование активно-действенного отношения к природе, личной ответственности за состояние окружающей среды со среднего возраста.
Ценности Отношение к природе, установки и ценностные ориентации, в свете которых воспринимается и оценивается природа и место человека в ней;
Отношение к деятельности в природе.
Участники дети среднего дошкольного возраста;
родители;
воспитатель
учитель - логопед
Общая характеристика проекта Проект направлен на развитие наблюдательности и любознательности детей в процессе ознакомления их с явлениями природы, на формирование обобщенных представлений о признаках природных объектов и явлений, на воспитание умений устанавливать простейшие связи между ними.
В ходе реализации проекта ставятся задачи по формированию у детей чуткого отношения ко всему живому (растениям, животным) через развитие эстетического восприятия природных явлений;
Закрепляются умения в определении состояния погоды (солнечная, пасмурная, дождливая, снежная, ветреная, облачная); представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц, воспитывается любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
Форма презентации Представление опыта работы на заседании педагогического совета МБДОУ детский сад № 13 «Вишенка» г. о. г. Выкса
Актуальность и концептуальная обоснованность экологического проекта
«Мы маленькие защитники природы»
Все хорошее в людях из - детства!
Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем : Удивиться, узнать, полюбить!
Н. Луконин.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Тема проекта «Берегите природу» выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая,
исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Новизна:
Новизна экологического проекта заключается в использовании элементов информационных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Цель проекта :
Формирование у ребенка осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве
Задачи:
Обучающие:
- Дать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений;
- Учить устанавливать простейшие связи между ними.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
- Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Воспитывающие:
- Воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным, бережного отношения к природе.
Ожидаемые результаты:
- Расширятся знания воспитанников о растительном и животном мире нашей области.
- Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
- Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы.
- Разовьются у дошкольников любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки
- Воспитанники будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
- Образуется единое воспитательно- образовательное пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
- Активизируются родители в экологическом воспитании детей, возможность участвовать в совместных экологических акциях.
Этапы реализации проекта
1 этап - аналитический (август)
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры.
2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы. (сентябрь -
октябрь)
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап – практическая деятельность (учебный год)
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических исследований и опытов.
4 этап – итоговый, диагностический (апрель)
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ресурсное обеспечение
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголок природы в группе;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
Методическое:
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать,
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта :
- Интернет-сайты;
- Публикации в газетах и журналах.
Оценка эффективности работы
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М. В. Емельяновой
Цель диагностики: выявить уровень экологической воспитанности детей средней группы.
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:
- Познавательный интерес к природе и ее изучению;
- Знания об окружающей природе;
- Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
- Проявление бережного отношения к природе;
- Практические умения и навыки по охране природы.
Критерии наблюдений за детьми:
- Частота проявлений бережного отношения;
- В каких случаях проявляется и на что направлено.
Шкала оценок:
В (высокий уровень) – 3.9 – 5 баллов С (средний) - 2.6 – 3,8 баллов
Н (низкий) - ниже 2,6 баллов
ФОРМЫ РАБОТЫ
Формы взаимодействия с детьми:
• непосредственная образовательная деятельность;
• совместная деятельность детей и педагогов;
• экскурсии и целевые прогулки;
• рассказы о природе родного края
• чтение художественной литературы;
• беседы, ситуативные разговоры;
• слушание музыки;
• праздники и развлечения;
• игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и др.)
«Что такое природа?»
«Деревья нашего края»
«Покормите птиц зимой» по содержанию стихотворения А. Яшина.
«О правилах поведения на природе»
«Лес и наше здоровье»
«Дикие и домашние животные»
«Домашние птицы»
«Домашние животные»
«Овощи и фрукты»
«Русская природа. Растения леса»
«Что такое «Экология»
«Вредные и полезные насекомые»
«Зимнее время года»
Беседы:
«Как мы ухаживаем за комнатными растениями»
«Зимний огород. Обобщение»
«Как помочь зайчатам? Домик для зайчат»
«Какие бывают цветы?»
«Трудно ли учиться в лесной школе?»
«Строим домик для мишки. Дикие животные".
«Хвойные деревья»
«Весна. Составление небольшого рассказа по картине
«Птицы. Учимся говорить»
«Растения огорода»
«Скворечник для птиц»
Загадывание загадок:
О птицах.
О диких животных. О деревьях.
О природе.
Словотворчество:
«Сказки о лесе».
«Небылицы о природе». Дидактические игры:
«Природа – не природа».
«Кто в домике живет?».
«Найди перелетных и зимующих птиц».
«Найди по описанию».
«Найди, кого назову».
«Опиши, а мы отгадаем».
«Кого не стало?».
«Чьи следы».
«Назови ласково».
«Кто где?».
Рассматривание картин и иллюстраций:
П. С. Меньшикова «Дикие
животные».
С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».
Чтение произведений:
Рассказ:
Сказк:
Стихи:
В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой»;
Э. Успенский «История одной яблоньки», «Птицы»;
В. Степанов «Животные наших лесов»;
Е. Благинина «Котенок»;
В. Сутеев «Как мы с белочкой играли», «Капризная кошка»,
«Под грибом», «Елка»;
В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»;
Д. Габе «Окно» из цикла «Моя семья»;
К. Д. Ушинский «Петушок с семьей»;
Т. Воронина «Про зайку»; Л. Л. Яхнин «Бабушка Веретена»;
Е. Чарушин «Заяц», «Лиса»,
«Волк»;
Л. Н. Толстой «Рассказы для маленьких детей»;
В. Звягина «Воробышки»;
Н. Калинина «Время года»,
«Про снежный колобок».
Братья Гримм «Лиса и гуси»; Белорусская народная сказка
«Пых»;
Удмуртская народная сказка
«Мышь и воробей»; Венгерская народная сказка
«Два жадных медвежонка»; Русские народные сказки:
«Петух да собака», «Как петушок лису перехитрил»;
«Бычок - черный бочок, белые копытца».
А. Яшин «Покормите птиц зимой»;
А. С. Пушкин «Пчелка»;
С. Есенин «В ожидании зимы»;
О. Высотская «Грибок», «Птицы»; Г. Лагздынь «На дачу», «С добрым утром», «Утро на ферме»,
«Арбуз», «Рассказ грибника»,
«Зимушка-зима», «Мороз»,
«Сосульки-воспитатели»,
«Весна»;
В. Берестов «Сова и синица»; Е. Трутнева «Листопад»;
Э. Богданова «Капельки»;
А. Барто «Любитель-рыболов»;
В. Звягина «Воробышки»;
З. Александрова «Птичья елка»; В. Кудрявцева «Тяпы-ляпы»;
С. Маршак «Об умном мышонке»; Н. Саконская «Ягодка по ягодке»; В. Бианки «Лесной хор»;
В. Осеева «Ежинка».
Пальчиковые игры:
«Есть у каждого свой дом».
«Воробьи»; «Птички»;
«Кто спит зимой?»;
«Осенние листья»;
«Дикие животные»;
«Осень»; «Зима».
«Зайка», «Сорока».
Игры на развитие дыхания:
«Чей листок раньше улетит?»
«Чья снежинка улетит дальше?».
Игры на развитие координации слова с движением:
«На водопой»;
«Елка»;
«Медвежонок»;
«Зайка».
«Дикие животные».
Игровые упражнения:
«Чему человек научился у птиц?».
«Что мы можем сделать для птиц? Животных? Деревьев?».
«Лес шумит».
«Хочу быть птичкой».
«Кто живет в лесу?».
«Дикие животные».
«Птички».
Подвижные игры:
«Лиса и зайцы».
«Белка».
Эстафета «Собери мусор».
«Охотники и утки». Хороводная игра «Во поле береза стояла».
Театральная деятельность:
«Как готовятся звери к зиме?»
«На лесной опушке»
«Чудесное превращение»
Наблюдения:
- За сезонными наблюдениями.
- За деревьями.
- За птицами.
- «Чьи следы?»
Экспериментальная деятельность:
- Сравнение еловых и сосновых
шишек.
- Опыт «Что тает быстрее: лед или снег»
- Опыт «Как получить лед»
- Эксперимент «Необходимые
условия для распускания
листьев на ветке»
- Рассматривание строения деревьев и кустарников.
- Посадка лука.
Труд в природе :
- Установка кормушек.
- Подкормка птиц.
- Уборка мусора.
- Сбор природного материала для поделок.
Конструирование
Совместное изготовление детей и родителей «Кормушки для птиц»
Совместное изготовление поделок детей и родителей «Сказочный, зимний лес»
«Береза»
Рисование
Сюжетное рисование по замыслу «Деревья нашего участка»
Рисование красками (по представлению) «Яблоко – спелое, красное, сладкое»
Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения «Морозные узоры» (зимнее окошко).
Совместное рисование детей и родителей «Экологические знаки»
Выставка рисунков совместно с родителями «Берегите природу»
Аппликация
Аппликация коллективная «Цветочная клумба»
Аппликация из цветной бумаги, осенних листьев и семечек арбуза. «Золотые подсолнухи»
Аппликация объемная и рельефная (коллективная композиция) «Наш аквариум»
Лепка
Лепка предметная (коллективная композиция) «Жуки на цветочной клумбе»
Лепка с элементами конструирования из природного материала «Петя-петушок, золотой гребешок»
Лепка сюжетная, с использованием природного материала «Вот ежик – ни головы, ни ножек…»
Оформление экологического панно :
«Природа нашего края»
«В осеннем лесу»
Оформление красной книги.
Оформление жалобной книги природы.
Оформление альбомов:
«Эти интересные животные»
«Перелетные и зимующие птицы»
«Деревья нашего края»
Акции:
«Покормите птиц зимой».
АКЦИЯ «Открытие птичьей столовой» (ноябрь - декабрь)
Цель: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.
№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога Птицам нечего есть Решение проблемных ситуаций Конкурс «Птичьи домики»
2. Экологические знаки Рисование плаката
«Покормите птиц зимой» Презентация фильма «Птицы зимой»
АКЦИЯ: «Жизнь в капле воды» (февраль-март)
Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, её надо беречь
№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога
Вода в опасности Занятие в лаборатории.
Исследуем слой снега.
2. Экологические знаки Составление знаков «Берегите воду» для малышей Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек
океан»
Взаимодействие с семьей:
Изготовление природо - сберегающих знаков (экологических знаков).
Оформление фото выставки «Природа нашего края».
Найти и выучить стихи:
- о любимом дереве родного края
- о любимом диком животном
- о любимой птице
Составление описательных рассказов о деревьях, птицах, диких животных.
Создание экологических знаков.
Участие в акциях группы.
Родительское собрание.
Консультации для родителей по тематике проекта
совместные праздники и досуги;
совместные экскурсии и целевые прогулки;
консультации по проблемам воспитания детей;
опрос родителей по данному вопросу с целью развития интереса к проблеме;
создание определенной атмосферы в группе, обогащение предметно-развивающей среды;
создание атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр
Трудовой десант «Посади вишенку»
Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу»
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. К. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
2. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАЙКА
– СИНТЕЗ, 2010.
3. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005.
4. Лопатина А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008.
5. Луконина Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - М. : Айрис- пресс, 2002.
6. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М. : Всемирный фонд дикой природы, 2006.
7. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников». – М. : ЦГЛ, 2005.
8. С. А. Козлова «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.
9. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под редакцией Л. А. Кондрыкинской. – М.
: ТЦ Сфера, 2010.
10. Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ». Патриотическое воспитание. – М. : Айрис-пресс, 2007.
11. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. –
М. : Мозаика – Синтез, 2010.
12. С. Н. Николаева «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
13. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2007.
14. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации». Средняя группа. – М. : «Карапуз-Дидактика», 2007.
15. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет». Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. - М. : ВАКО, 2007.
16. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Родительские собрания в ДОУ». Методическое пособие. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007.
17. Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития». Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Линка – Пресс, 2001
Статьи из журналов
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
2. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
3. «Патриотическое воспитание». Дошкольное воспитание №7 2010г.
4. «Природа, как средство эстетического и нравственного воспитания детей». Дошкольное воспитание №1 2010г.
5. «Растите детей патриотами». Дошкольное воспитание №8, 2009г.
6. «Формирование заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста! Дошкольное воспитание № 8 2009г.
7. «Особенности гражданского воспитания дошкольников». Дошкольное воспитание № 10 2009г.
8. «Методика экологического воспитания средствами фольклора». Дошкольное воспитание
№12 2009г.
9. «Экологическое воспитание дошкольников средствами народной педагогики». Дошкольное воспитание №5 2009г.
Экологические игры
1. Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ //
Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С. 48-52.
2. Константинова Т. В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С. 46-48. Творческая игра «На лесной полянке»
3. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С. 40-49.