Светлана Степанова
Проект «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 122»
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название проекта Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников
Тема проекта «Использования логоритмики для совершенствования речи дошкольников»
Темочки:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Выполнил:
музыкальный руководитель
Степанова С. С.
Оренбург, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
• Пояснительная записка.
• Проектная карта
• Матрица проекта
• Используемая литература
• Приложение (ритмические карточки, картотеки)
Пояснительная записка
С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, у многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов речевой системы. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы. Наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки.
Логоритмика представляет собой объединение рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений. Необходимо особо отметить значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.
Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи.
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Месяц
декабрь январь февраль март апрель
1 Образовательная деятельность
Музыкальное занятие
«Сложи своё имя» Музыкальное занятие
«Веселые ритмы» Музыкальное занятие «Ритмическое лото» Открытое занятие "Путешествие в весенний лес"
2 Валеологические песни-распевки
"Встреча" "Пальчики здороваются" "Считаем пальчики" "Здравствуйте, ладошки"
3 Дыхательная гимнастика
"Просыпаются пальчики" "Ветерок" "Ветерок колышется" "Ветерок просыпается"
4 Артикуляционная гимнастика "Белочки и гномики" "Деревья в лесу" "Сосульки и снеговички" "Белочки и бурундучки"
5 Коммуникативные игры
"Музыкально-ритмические движения "Музыкально-ритмические движения "Музыкально-ритмические движения "Музыкально-ритмические движения
6 Игровой массаж "Зайка" "Белочка" "Капуста" "Лесные зверята"
7 Пальчиковые игры
"Пальчики здороваются" "Пальчик, как тебя зовут? "Считаем пальчики", "Здравствуй солнышко и под скажи" Здравствуй, пальчик, покажись"
8 Сказки-шумелки
Игра на шумовых музыкальных инструментах Игра с помощью бумаги, переливания воды, рассыпавшихся бус и т. д. Игра на шумовых музыкальных инструментах Игра на шумовых музыкальных инструментах и на материале из подручных средств
9 Речевые игры
"По тропинке мы идём" "Собери кружок" "Тётя весельчак" " Танец червяков"
10 Музыкотерапия Слушание музыки Слушание музыки Слушание музыки Слушание музыки
Матрица проекта
Название проекта : Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников
Тема проекта : Использование логоритмики для совершенствования речи дошкольников.
Проблемное поле проекта : Необходимо и актуально использование логоритмики для совершенствования речи дошкольников;
реализация потребностей и интересов каждого ребенка в процессе формирования логоритмических способов.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
-информационно-рецептивный: показ музыкальным руководителем логоритмических упражнений;
-репродуктивный метод: индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с включением логоритмических упражнений.
Цель - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Задачи: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
формирование правильного дыхания;
развитие способности ориентироваться в пространстве;
выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.
Планируемые результаты овладеть методами и приёмами логоритмики для совершенствования речи дошкольников согласно следующим классификациям
Основные шаги реализации проекта
Подготовительный этап
1. Изучение методической литературы по применению логоритмики на занятиях с детьми старшего возраста
2. Стимулирование интереса воспитанников к занятиям с использованием логоритмики.
3. Определение целей и задач проектной деятельности
4. Оформление картотеки по логоритмике.
Основной этап.
1. Планирование индивидуальной работы по проведению логоритмики с использованием картотеки.
2. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с использованием логоритмики.
3. Реализация перспективного планирования совместно с воспитателями.
3. Заключительный этап
1. Еженедельное проведение индивидуальной развивающей работы по логоритмике.
2. Обработка результатов обследования, с целью соотношения цели и результатов проекта. 3. Презентация проекта для педагогов ДОУ.
Ключевые моменты проект
-Значение использования на занятиях элементов логоритмики;
-Развитие памяти, внимания;
-Работа над правильной артикуляцией произношения слов, звуков;
-Улучшение голосовых возможностей;
-Работа над ударением, ритмом, интонацией;
-Постановка правильного дыхания и соблюдение дыхательных пауз;
-Развитие координации движения.
-Основные элементы логоритмики:
-напряженность;
-интенсивность
-время.
Организация занятия музыкальной деятельностью.
Родители:
Памятка для родителей:
«Музыкальные игры с детьми дома с использованием логоритмики»
Педагоги:
Консультация «Игры с использованием логоритмики для самостоятельной деятельности в музыкальном уголке".
Итоговое мероприятие: Игровое занятие
Описание продукта, полученного в результате проекта :
Игровое занятие:
Мероприятие проводится в музыкально-спортивном зале.
Вид проекта : творческий, игровой.
Срок реализации: долгосрочный «с декабря 2021г -апрель 2022г.»
Состав участников:
• дети старшего дошкольного возраста
• музыкальный руководитель,
• педагоги,
• родители.
Интеграция образовательных областей
№ Название образовательных областей Содержание Задачи
1 Социально-коммуникативное развитие Элементы здоровьесберегающих технологий. - способствовать развитию памяти, речи, внимания.
2 Познавательное развитие
показ видео (игровые подражательные движения со звуками)
Расширить представления у детей о здоровьесберегающих технологиях (дыхательная гимнастика)
3 Речевое развитие Разучивание звуков • развивать речь, память,
• способствовать умению четко проговаривать слова и звуки
4 Художественно-эстетическое развитие Использование музыки для ритмики • умение слушать и выполнять движения под музыку
5 Физическое развитие
Картотеки по логоритмике -воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, соблюдать правила игры
-воспитывать организованность.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта.
1. Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы детей со здоровьесберегающими технологиями в рамках реализации проекта.
2. Понимание всеми участниками проекта значимости проблемы и проявление творческой инициативности в его реализации.
3. Педагогическое просвещение родителей по данному вопросу.
Материально- технический ресурс.
-компьютер с программным обеспечением;
-расходные цифровые материалы (аудио-, видеодиски)
-картотека по логоритмике,
Все необходимое оборудование расположено в доступном для детей месте, хорошо освещено, эстетически оформлено, все соответствует требованиям Сан ПиН и возрастным особенностям детей.
Планируемое время на реализацию проекта.
№ Этап Содержание деятельности Сроки
1 Подготовительный • Знакомство с литературой содержанием, значением и методикой проведения логоритмики;
• составить план мероприятий,
• составление картотек по проекту. декабрь
январь
2 Основной • Планирование индивидуальной работы по проведению логоритмики с использованием картотеки.
• Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с использованием логоритмики.
• Реализация перспективного планирования совместно с воспитателями. февраль-март
апрель
3 Заключительный Итоговое обследование детей
Обработка результатов обследования, с целью соотношения цели и результатов проекта.
• оформление проекта и презентации к проекту. апрель
Организационные формы работы над проектом
№ Формы работы Название/тема сроки
• Подбор литературы
Составление картотек «Использования логоритмики для совершенствования речи дошкольников» декабрь
январь
• Занятие музыкальной деятельностью «Сложи свое имя», «Веселые ритмы», «Ритмическое лото», "Путешествие в весенний лес" Январь-апрель
• Основные виды деятельности Валеологические песни-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, коммуникутивные игры, игровой массаж, сказки-шумелки, пальчиковая гимнастика, музыкотерапия. В течение проекта
• Взаимодействие с педагогами Консультация «Игры с использованием логоритмики для самостоятельной деятельности в музыкальном уголке".
В течение проекта
• Взаимодействие с родителями Памятка для родителей: Музыкальные игры с детьми дома с использованием логоритмики» В течение проекта
Форма проведения презентации: круглый стол
Презентация проекта будет представлена на педагогическом совете на базе МДОАУ №122
Использованная литература :
1. Буренина А. И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб. : 1994 г.
2. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М. : Просвещение, 1985 г.
3. Воронова Е. А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2006 г.
4. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
5. Макарова Н. Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.
6. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва, 1997г.
7. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М. -2009 г.
8. Новиковская О. А. «Логоритмика» - СПб. : Корона принт., 2005 г.
9. Судакова Е. А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» СПб. ; Детство-пресс, 2013г.
10. Федорова Г. П. «Поиграем, потанцуем» - СПб. :Акцидент, 1997 г.