виктория рябикова
Экологический проект «Лук — наш зеленый друг»
Этапы работы над проектом :
1. ПОДГОТОВИТЕЛЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА.
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
1-я неделя.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и т. д.).
2-я – 3-я недели.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Публикация «Экологический проект „Лук — наш зеленый друг“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проводятся итоги работы, подготовка в пищу выращенного лука, подготавливается презентация.
4-я неделя.
Тема проекта : «Лук – наш зеленый друг».
Тип проекта.
По доминирующей деятельности: практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: средней продолжительности.
Продолжительность проекта : 4 недели.
Участники проекта : дети 1-ой младшей группы (с 2 до 3 лет, воспитатель, родители.
Автора проекта : Рябикова Виктория Валерьевна
Линия развития: экологический.
Объект исследования: репчатый лук.
Проектная идея : объединение детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности: выращивание лука на подоконнике весной.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад №5 города Поронайска.
Форма проведения: дневная (в рамках организации воспитательно-образовательного процесса во время ОД и в повседневной жизни).
Актуальность проекта : в нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности. В проекте участвуют как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Городские дети не очень тесно общаются с природой. Они, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Не все дети видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной целью. Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить лук зеленый, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.
Цель проекта : вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
Задачи:
• формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло);
• закрепление представления о репчатом луке, особенностях внешнего строения, находить корни и верхушку;
• выработка навыков посадки лука в землю;
• выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста;
• способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука;
• воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Участие родителей в реализации проекта.
• Беседа с родителями.
• Предложить детям совместно с родителями посадить лук дома.
• Консультация для родителей «Лук от семи недуг».
• Изготовление родителями поделок из лука для наблюдения за ростом корней лука.
План реализации проекта.
№
п/п Мероприятия Цели Сроки реализации
1 этап – подготовительный.
1. Беседа с родителями на тему: «Лук – зеленый друг». Обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта :
• приобретение необходимого оборудования: ящики, лук репчатый, земля; 1-я неделя.
2. Консультация «Лук от семи недуг». Просвещение родителей по данной теме. 1-я неделя.
3. Подбор демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Лук – зеленый друг» : составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности. 1-я неделя.
4. Предложить детям совместно с родителями посадить лук дома.
Пронаблюдать в условиях дома, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде. 1-я неделя.
2 этап – основной.
5. Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде»; чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке. Углублять и расширять знания об овощных культурах. 2-3 недели.
6. Рассматривание иллюстраций овощных культур (в том числе лука) Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений. 2-3 недели.
7. Труд в уголке природы. Учить детей правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло). 2-3 недели.
8. Исследование «Сидит дед, во сто шуб одет». Уточнить представления о луковице; учить находить корни и верхушку; определить вкус лука: горький, сладкий, солёный; выяснить сколько «шуб» одето на луковице. 2-3 недели.
9. Совместная деятельность воспитателя с детьми по художественно-эстетическому развитию. Лепка: «Луковка». Рисование «Лучок - желтый бочок». Закреплять умения детей различать овощные культуры. Добиваться схожести с оригиналом. 2-3 недели.
10. Совместная деятельность по познавательному развитию «Сажаем лук».
Формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука. 2-3 недели.
11. Беседа о том, как ухаживать за луком. Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии лука. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом. 2-3 недели.
3 – этап заключительный.
12. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. 4 неделя.
13. Подведение итогов проекта Сопоставление желаемых и полученных результатов. 4 неделя.
14. Употребление в пищу выращенного лука. Празднование удачного завершения работы. 4 неделя.
Предполагаемый результат.
Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности; формирование познавательного интереса, наблюдательности, мыслительной деятельности; обогащение представлений детей о трудовых действиях, результатах труда.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком.
Продукт проектной деятельности.
• Употребление в пищу выращенного лука.
Вывод: в результате проведенной работы дошкольники начинают понимать, что лук полезен. В процессе работы над проектом мы сделали вывод, что лук прорастает у каждого по своему, все зависит от того как за ним ухаживать, поливать, и что лук может расти и в воде, и в земле.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Лук – наш зеленый друг».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.