Получи документы

Экологический проект «Лук для здоровья — друг» в средней группе

Надежда Борисова
Экологический проект «Лук для здоровья — друг» в средней группе

Экологический проект «Лук для здоровья - друг» в средней группе.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Время реализации проекта : февраль 2024год.

Продолжительность: краткосрочный (2-3 недели).

Участники проекта : воспитатель, дети средней группы, родители воспитанников.

Объект исследования: лук

Актуальность проекта :

Публикация «Экологический проект „Лук для здоровья — друг“ в средней группе» размещена в разделах

Проблема экологии в нашей стране стоит очень остро, а дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека». Работа с дошкольниками по проекту проводилась в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый являлся равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы.

Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления, памяти, воображения и внимания.

Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща. Мы все хорошо знаем, что лук – обязательная приправа супов, котлет и разных других мясных, рыбных и овощных блюд. Лук славится еще и как целебное средство чуть ли не от всех болезней. Весной люди чаще болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период организму человека не хватает витаминов. В этом случае врачи советуют включать в рацион больше свежих фруктов, овощей и зелени. Нас заинтересовал лук, точнее зеленое перо репчатого лука, так как его можно довольно просто вырастить в условиях детского сада. Выращивание и последующее употребление в пищу зеленого лука в ДОУ поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом и снизить показатель заболеваемости в группе.

Цель проекта :

1. Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.

2. Воспитывать бережное отношение к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.

3. Познакомить с луком, показать развитие луковиц на различных этапах роста. вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе.

4. Показать значение света, воды и тепла для развития и роста.

5. Развивать наблюдательность, способность экспериментировать, делать умозаключения.

Задачи проекта :

1. Формировать представление о луковичных и их назначении.

2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.

3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.

4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки вместе с воспитателем.

5. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты:

1. У детей сформирован интерес к исследовательской деятельности, умение применять полученные знания в практике.

2. Обогащены знания дошкольников о луке, об особенностях его выращивания, о необходимых условиях для его роста.

3. У воспитанников сформировано уважение к труду и бережное отношение к его результатам.

Этапы проекта :

1. Подготовительный

1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и фотографий по теме «Лук».

2. Подбор научной и художественной литературы о свойствах и пользе лука. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.

3. Подготовить землю, лейки с водой, лук со стаканчиками для посадки, контейнер.

4. Подбор мультфильмов про лук.

5. Подбор дидактических игр, иллюстраций и трафаретов для рисования.

2. Основной этап:

1. Исследование репчатого лука по опорной таблице «Расскажи-ка про овощи».

2. Беседа: «Откуда берутся овощи?», «Уход за овощными культурами», «Чудо- огород на подоконнике».

3. Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», «Узнай на ощупь».

Сюжетно – ролевые игры: «Овощной магазин», «В гостях у бабушки»

4. Чтение сказки «Лук – зелёный друг», «Чиполино».

5. Продуктивная деятельность: раскраски-рисунки «Лучок золотой бочок».

6. Загадки, поговорки, пословицы про лук и про овощи.

3. Заключительный:

1. Труд по уходу за растениями (полив).

2. Наблюдение за ростом растений.

3. Фотовыставка нашего исследования.

3. Сбор урожая, употребление в еде.

Заключение:

Реализация данного проекта научила наших детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели первый опыт исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука в благоприятных условиях. Узнали где ещё кроме супа и салата можно использовать зеленый лук. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость.

Приложение

Конспект занятия в средней группе «Посадка лука».

Ход занятия:

Дети садятся на стульчики вокруг стола.

Загадка:

Пришла Таня в желтом сарафане:

Стали Таню раздевать,

Давай плакать и рыдать. (Лук)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в корзинке

Дети: лук

Воспитатель: Верно, это лук. Но посмотрите, он разный по величине. В одном они все одинаковые - твёрдые на ощупь. (предлагаю детям внимательно рассмотреть, ощупать луковицы).

Дети рассматривают луковицы, сравнивают их и делают вывод.

Воспитатель: Какого цвета луковица? (Коричневая, золотистая). Все луковицы в коричневых сухих чешуйках, твёрдые на ощупь, на донце луковицы старые корешки. Такой лук называют репчатый. А ещё лук бывает белый, красный, фиолетовый. (Показ). А кто сможет показать, откуда будут расти корешки? (дети показывают)

Воспитатель: А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы получить зелёный лук?

Дети: Посадить его

Воспитатель: Правильно, лук надо посадить и прорастить. Что необходимо для роста растения?

Дети: Земля, вода, свет, тепло.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а какой лук на вкус?

Дети: Горький.

Воспитатель: Давайте мы сейчас с вами это проверим. (Чистим и разрезаем луковицу. Дети пробуют на вкус.)

Воспитатель: Что же получается, лук горький на вкус. Его трудно чистить и резать – все от него плачут. Зачем же тогда его используют?

Дети: В нём много витаминов, чтобы не болеть.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Действительно, лук нужно обязательно употреблять в пищу. Он очень полезен. Про него говорят: «Лук от семи недуг». Что такое недуг?

Дети: Когда болеют.

Воспитатель: Вы хотите, чтобы у нас в группе вырос зеленый лук?

Дети: Да

Воспитатель: Посмотрите внимательно сюда, как это надо делать. В пластиковый контейнер с землёй надо посадить лук. Сделать углубление в земле при помощи лопаточки, посадить луковицу, присыпать её землей, чтобы верхняя часть выступала, затем полить водой.

Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте зарисуем наш контейнер с луком в «Дневнике наблюдений». И будем наблюдать за ними и зарисовывать изменения, которые будут с ними происходить.

Конспект занятия по лепке в средней группе «Веселая грядка лука!»

Цель: Вызвать интерес к изображению луковицы. Дать наглядное представление о луке (репка и перышки).

Задачи: Научить детей круговыми движениями лепить из пластилина луковицу, а прямыми движениями перья луковицы; закрепить желтый, зеленый цвет; закрепить у детей знания о свойствах материала (пластилин мягкий, от него можно оторвать кусочек); закрепить у детей формообразующие движение – раскатывание; развивать мелкую моторику рук; формировать интерес к работе с пластилином; игровая, трудовая; рассматривание иллюстраций, лук.

Материалы: Желтый, зеленый пластилин, разделенный на кусочки средней величины, доска, иллюстрации, лук.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Это волшебная коробка. А чтобы узнать, что в коробке мы должны спеть песенку «Динь-дон» и тогда коробка откроется. Давайте все вместе споем.

Дети: Динь-дон, динь-дон. (Воспитатель открывает медленно коробку).

Воспитатель: Вот наша коробочка и открылась. Что же в ней? Это…

Дети: Лук.

Воспитатель: Молодцы, правильно это- луковица. Давайте рассмотрим с вами луковицу. Скажите мне ребятки, какой формы луковица?

Дети: Круглая.

Воспитатель: Давайте ее покатаем (катится).

Дети: Луковица круглой формы.

Воспитатель: А теперь скажите. Какого она цвета?

Дети: Желтого.

Воспитатель: А перья у луковицы какого цвета?

Дети: Зеленого.

Физкультминутка:

Мы сидели тихо-тихо

А теперь все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали

Теперь пальчики сожмем,

А теперь лепить пойдем.

Воспитатель: Ребята, мы с вами немножко отдохнули, а теперь будем лепить луковицу. Какого цвета надо взять пластилин?

Дети: Желтого.

Воспитатель: Правильно. А теперь покажите, как вы умеете лепить. (Слепили шарик).

Воспитатель: Взяли зеленый пластилин, скатали перышки (знакомим с новым приемом лепки «вдавливание»).

Воспитатель: И у нас получился лучок.

Дети рассматривают свои работы.

Воспитатель: Что нового узнали? Чему вы сегодня научились?

Раскраски-рисунки «Лучок золотой бочок»

Беседа: «Откуда берутся овощи?»

Цель: Сформировать представление о садово-огородных культурах.

Задачи: Уточнять и закреплять знания детей об овощах, фруктах, ягодах, их свойствах и качествах; как выращиваются; какую пользу приносят человеку. Воспитывать любознательность, интерес к природе, самостоятельность при выполнении заданий.

Материал: корзинка с овощами, материал игры «Во саду ли в огороде», загадки об овощах, контейнеры с землей, семена, опрыскиватель.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, когда я утром пришла в группу, увидела на столе эту коробочку. Вы не знаете, что в ней? (ответы детей).

Воспитатель: Хотите узнать?

Воспитатель достает из коробочки загадки

Воспитатель: Ребята, да это же загадки. Давайте, отгадаем их. (на каждую отгаданную загадку воспитатель кладет в корзину овощ.)

Загадки об овощах:

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Сто одежек - Все без застежек. (Капуста)

Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)

Голова на ножке, в голове горошки. (Горох и фасоль)

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них - красные детки. (Помидоры)

Этот овощ тыкве брат —

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок. (Кабачок)

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать. (Чеснок)

На арбуз похожая —

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце. (Тыква)

Воспитатель: Молодцы, загадки отгадали и в корзине у нас появились… Как можно назвать одним словом? Правильно, овощи!

Овощи — основная еда, без которой человеку не обойтись! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.

Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и морковки, колечки лука, листья сельдерея, петрушки и укропа.

Еще больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.

Овощи — настоящая кладовая витаминов, минеральных солей и других полезных веществ, необходимых человеку.

Многие овощи хорошо хранятся и кормят нас круглый год. Другие можно и зимой выращивать в теплицах и парниках. Некоторые овощи, такие как лук, чеснок, редька, баклажан, перец, обладают целебными свойствами и способны предупреждать и излечивать болезни.

Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используются на корм скоту. Из овощей получают крахмал (картофель, сахар (сахарная свекла) и другие нужные людям продукты.

- А откуда берутся овощи?

(варианты ответов детей)

- Правильно! Их выращивают в огороде, на грядке.

Воспитатель: Мы с вами создавали свой маленький «огород», только он был на подоконнике.

Кто из вас помнит, что нам нужно для того, чтобы получился огород?

(варианты ответов детей).

Воспитатель: Правильно, нам понадобятся контейнеры с землей, семена растений, вода.

Луковицы сажаем в землю на одинаковом расстоянии. Как вы думаете, мы все сделали, чтобы наши семена росли? (ответы детей) Нужно полить.

- Какие овощные культуры вы знаете?

- Какие полезные свойства овощей вы знаете?

- Откуда берутся овощи?

Беседа: «Уход за овощными культурами»

Цель: Научиться ухаживать за овощными культурами.

Задачи: Закреплять знания о разнообразии овощных культур. Познакомить со способами ухода и защиты растений от вредителей. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как нужно ухаживать за овощными культурами? (ответы детей)

- Пойдем с тобою в огород:

Посмотрим, как у нас растет

Морковь, укроп, петрушка,

Полна ль воды кадушка,

Большая для полива,

В углу под старой сливой.

Не съели ль листья слизняки,

Не заглушили ль сорняки

Ростки бобов, гороха —

Вот это будет плохо!

Пойдем с тобою в огород,

Немало там у нас забот!

Возьмем лопаты, тяпки,

Взрыхлим, прополем грядки.

Потом польем из лейки

И сядем на скамейке.

Ведь надо нам с тобой чуть-чуть

После работы отдохнуть!

Воспитатель: Летом в огороде не мало дел! Чтобы листья овощей, их цветы и корни не повредили слизняки, гусеницы, жуки и их личинки, огородники опрыскивают грядки настойкой горькой полыни, пижмы, тысячелистника, чеснока, луковой шелухи. Эти растения обладают своеобразным запахом, отпугивающим вредителей, и содержат особые защитные вещества — фитонциды, убивающие микробов. Многие вредные насекомые не выносят запаха настоев помидорной и картофельной ботвы. А прожорливой медведке, перегрызающей корни и стебли растений и повреждающей клубни, корнеплоды и высеянные семена, очень не нравится запах ольхи. Достаточно воткнуть веточку этого растения в грядку — и медведка тотчас ее покинет. Некоторые цветы тоже могут помочь справиться с вредными насекомыми. Поэтому в огородах сажают душистый табак, оранжевые ноготки (календулу, пышные бархатцы (бархотки) и разноцветные садовые ромашки. Эти цветы выделяют фитонциды и эфирные масла. Поэтому опасные насекомые стараются держаться от них подальше.

Послушайте стихотворение.

Душистые бархотки

Я душистые бархотки

Посажу у изгородки.

Клумба пышная, большая

Огород мой украшает

Лепестками золотыми

С горьким запахом полыни.

Льется терпкий аромат,

Гонит он от наших гряд

Вредных бабочек, жучков

И плодовых червячков.

Знают огородники и о других своих помощниках — лягушках, жабах — и стараются привлечь их на свои грядки. Оказывается, одна жаба может уничтожить столько вредителей, сколько одна летучая мышь. За лето на одном гектаре огорода жабы и лягушки съедают до ста тысяч насекомых, большинство которых — опасные вредители.

Вот почему опытные садоводы оберегают лягушек. Они охотятся в любое время суток, лишь бы было влажно и тепло, а жабы только с наступлением вечера. При этом они уничтожают много слизней гусениц, многоножек, жуков, бабочек и вредных личинок. Некоторые садоводы устанавливают для жаб и лягушек даже ванны с водой. Не будь жаб и лягушек, обжоры - слизни буквально оголили бы огородные грядки».

Давайте вместе припомним, кто еще защищает урожай?

Конечно же, птицы! Для них весной мастерят скворечники и дуплянки и развешивают их в садах и огородах. А еще четвероногие обитатели лесов — ежики. Чтобы привлечь их, огородники ставят под кустами блюдечки с молоком. Ведь зверьки любят полакомиться молоком, а потом закусить слизнями, личинками жуков и гусеницами. Редкому вредителю удается спрятаться от колючего защитника растений.

Мы знаем еще одного защитника растений! Это божья коровка. Как она защищает растения? Она поедает тлю, которая высасывает из растений сок. Поэтому божьих коровок нужно оберегать. Они защищают наш огород. Как же нужно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай? Земля в огороде мягкая, рыхлая, плодородная. Правильно! Нужно рыхлить землю, удалять сорняки, бороться с тлей, бабочками-капустницами, колорадским жуком и другими вредными насекомыми, прореживать посевы, чтобы растения росли свободно, не мешая друг другу.

Ну и конечно, огород необходимо поливать утром и вечером, чтобы растениям хватало влаги.

Итоговая беседа: «Чудо – огород на подоконнике»

Цель: Подвести итог своей работы по выращиванию рассады на подоконнике.

Задачи: Обобщить знания о садово-огородных культурах. Прививать любовь к труду и желание создавать своими руками. Вызвать чувство гордости за свой труд.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, прошло уже больше месяца, как мы с вами создали наш «огород» на подоконнике. Сегодня на обед мы срежем первый урожай зелени с нашего огорода. Рассаду огурцов мы посадим на нашем приусадебном участке, а цветы оставим у себя и будем ими любоваться. Как вы думаете, вы хорошо потрудились? Только благодаря вашему труду и внимательному отношению к растениям у вас вырос такой урожай.

Пословицы о луке

Лук от семи недугов лечит.

Ешь лук -чаще зубы будут

Лук и мёд кашель быстро уйдёт.

Лук с чесноком- родные братья.

Лук -добро и в бою и во щах.

Загадки про лук

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а. (Лук)

Пришёл барин с грядки

Весь в заплатках

Кто не взглянет,

Всяк заплачет. (Лук)

Скинули с Егорушки

Золотые пёрышки

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка. (Лук)

Пришла Таня в желтом сарафане:

Стали Таню раздевать,

Давай плакать и рыдать. (Лук)

Дидактические игры:

«Вершки и корешки»

Воспитатель берё т 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в пересечении обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).

«Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал: Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами, яблоко.

«Узнай на ощупь»

Цель: Развитие сенсорного восприятия.

Материал: Муляжи овощей и фруктов, мешочек.

Ход игры: В мешочек сложены муляжи овощей и фруктов. Ребенку завязывают глаза, он достает из мешочка овощ или фрукт и на ощупь отгадывает что достал.

Игры на развитие речи:

«Магазин «Фрукты, овощи, ягоды»

Цель: Развивать умение детей точно описывать внешний вид (цвет, форму, вкус, место произрастания фруктов, овощей и ягод.

Оборудование: Муляжи фруктов, овощей и ягод.

Ход игры: Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу, на котором разложены муляжи. Не называя, он описывает фрукт, овощ или ягоду, которую хочет купить. Пример: «Я хочу купить ягоды. Они растут в лесу на маленьких кустиках. Ягоды небольшие, темно-синего цвета, круглые, как горошинки, немного приплюснуты сверху, сочные и сладкие. Из этих ягод готовят варенье и компот» (черника).

Ребенок должен так описать, выбранный предмет, чтобы продавец понял, что он хочет купить.

Продавец продает фрукты, овощи и ягоды (отдает муляж) только тому, кто правильно выполнил задание.

«Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять названия овощей и их цвета, формы.

Оборудование: Мешочек, муляжи овощей.

Ход игры: Перед игрой детей знакомят с овощами и их свойствами. Дети по очереди достают по одному овощу из мешочка, называют его, форму и цвет.

«Один – много»

Цель: Учить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Воспитатель называет овощ в единственном числе, бросает одному из детей мяч, он называет овощ во множественном числе.

«Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Оборудование: Картинки с изображением овощей.

Ход игры: На столе, обратной стороной вверх, разложены картинки с изображением овощей и фруктов. Дети по очереди подходят, берут картинку и называют ласково то, что там изображено.

«Что за овощ?»

Цель: Обогащать словарь детей прилагательными.

Оборудование: Картинки с изображением овощей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям, глядя на рисунок, отгадать о каком овоще или фрукте он говорит. Далее дети могут сами загадывать друг другу по описанию.

«Закончи предложение»

Цель: Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: Мяч.

Ход игры:

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

Публикации по теме:

Проект «Лук — наш друг» в средней группеПроект «Лук — наш друг» в средней группе Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию перьев репчатого лука в условиях детского сада. Задачи проекта: Закрепить.

Проект «Наш друг — зеленый лук» в средней группеПроект «Наш друг — зеленый лук» в средней группе Проект «Наш друг – зеленый лук» в средней группе Проект: краткосрочный. Тип проекта: познавательный, исследовательский, творческий Продолжительность.

Экологический проект «Деревья — наши друзья» в средней группеЭкологический проект «Деревья — наши друзья» в средней группе Цель: создание экологической тропы на участке группы. Задачи: вызвать интерес к деревьям, растущим в нашей местности, желание заботиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Лук для здоровья — друг» в средней группе
Опубликовано: 12 июня 2024 в 16:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект «Лук для здоровья — друг» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Борисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июля. День скакалки. Передвижка «Летние игры на прогулке»

Летом идеальные условия, чтобы дети гуляли, резвились, набирались сил и здоровья, играя в полезные игры. Таких игр на свежем воздухе существует великое множество.

3 июля. День ГИБДД (ГАИ) России. Папка-передвижка «ЮПИД»

3 июля 1936 года появилась государственная автоинспекция МВД СССР. Поздравляем работников ГАИ!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД