Наталья Григорьева
Экологический проект «Капля жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль воды в нашей жизни громадна, она является нашей постоянной спутницей. Человеку для жизни необходима вода, растение засохнет, если его не полить, животным и птицам она тоже необходима, вода нужна на производстве. «От воды живет все» - гласит старинная арабская пословица. Капля жизни! К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда – неисправленные или просто незакрытые краны в квартирах, не отремонтированные, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. Очень важно научить детей – наше будущее поколение – бережно относиться к воде.
Публикация «Экологический проект „Капля жизни“» размещена в разделах
- Акции против террора: «Капля жизни», «Мы против террора!»
- Вода. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Проект «Капля жизни» - долгосрочный, рассчитан на 4 месяца. Объектом исследования является вода, предметом деятельности выступает экспериментирование. В конечном итоге проект ориентирован на решении одной главной проблемы - закрепить у подрастающего поколения стойкие знания о мировом значении воды, о ее рациональном использовании и бережном отношении к ней.
Актуальность создания проекта
Наблюдая за водой (капли росы, дождь, снег, весенняя капель, мы учим детей видеть красоту нашей природы, знакомим со свойствами воды, с ее состояниями, с значением воды для нашей планеты.
Одной из лидирующих проблем во всем мире является проблема экологии. Именно дошкольный возраст благоприятен и перспективен для формирования основ экологической культуры. Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высока: каждый ответ педагога рождает новый вопрос ребенка. Дошкольник еще не может самостоятельно найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогает взрослый. Познание мира природы во всем его превосходстве – неотъемлемая часть общего развития ребенка, его эмоционального и духовного опыта.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ребенок все правильно усвоит и запомнит, если ему объяснить, показать и дать попробовать сделать что то. Дети любознательны. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Следовательно, эксперимент подразумевает проведение, каких то практических действий. А проектная деятельность, в свою очередь, помогает педагогу давать информацию детям постепенно, сначала, рождая интерес детей, затем положительные эмоции от возможности попробовать и, наконец открытие радости от сотрудничества вместе со взрослым и от положительного результата. Именно поэтому, я считаю актуальным разработку проекта «Капля жизни».
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности с созидательными и здоровыми привычками, с определенными ценностями. Ребенок это семечко и плоды которые принесет это семечко, зависят от того в какую почву оно будет посажено, какой водой будет поливаться и в какой атмосфере будет раститься. Труд – вырастить ЧЕЛОВЕКА очень не простой труд и труд наиболее важный из всех, которые есть в этом мире.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: формировать у дошкольников устойчивое желание бережного отношения к воде на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе в целом.
Задачи
1. Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
2. Создание предметной среды с учетом темы проекта.
1. Знакомство детей со свойствами воды.
2. Воспитание бережного отношения к природе.
1. Формирование у детей отношения к воде как к важнейшему источнику жизни на земле
2. Развивать экологическое сознание. Воспитание нравственного поведения в природе
Ожидаемые результаты
1. Родители, более информированные о методе проектов.
2. Оформление выставки рисунков «Путешествие капельки» (дети и родители)
3. Дети, овладевшие навыками экологически-безопасного поведения в природе.
4. Дошкольники, имеющие представление о воде, как об источнике жизни на Земле.
5. Воспитанники, компетентные в знаниях о круговороте воды в природе.
Продукт
1. Родители – участники проекта, оформившие, совместно с педагогом ДОУ, копилку на тему «Вода» (загадки, пословицы, песни, стихи); макет «Круговорот воды в природе» и фотовыставку «Вода – источник жизни на земле».
2. Выставка рисунков «Путешествие капельки» (дети и родители). 1. Картотека опытов и игр с водой и коллекция водоохранных знаков.
3. Альбомы на тему: «Вода и ее состояния», «Где встречается вода», «Кому нужна вода».
4. Изготовление газеты «Чистая капелька» об использовании воды.
5. Презентация проекта «Капля жизни».
Аннотация
В ходе реализации проекта расширятся знания детей о воде, ее значении в окружающем мире. Материалы проекта могут быть использованы в работе над темами: «Вода. Ее состояния», «Круговорот воды в природе», «Значение воды»
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Идея создания макета «Круговорот воды в природе»
2. Фотовыставка «Вода – источник жизни на Земле»
3. Оформление альбомов: «Вода и ее состояния», «Где встречается вода», «Кому нужна вода».
4. Создание брошюры «Сказка о путешествии воды».
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Вода – вещество привычное и необычное. Известный советский учёный академик И. В. Петрянов свою научно-популярную книгу о воде назвал "Самое необыкновенное вещество в мире". А "Занимательная физиология", написанная доктором биологических наук Б. Ф. Сергеевым, начинается с главы о воде – "Вещество, которое создало нашу планету".
Учёные абсолютно правы: нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в тоже время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.
Этапы и сроки реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 17 недель: с декабря 2013 года по март 2014 года.
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап
Выбор темы, разработка плана проекта, выдвижение и обсуждение проблемы
1месяц
2. Практический этап
Поиск и обработка информации, обсуждение продукта проекта, привлечение родителей, подготовка презентации.
2 месяца
3. Обобщающе - результативный этап
Документирование проекта, практическое применение 1 месяц
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.
5. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Риски Пути преодоления рисков
Незаинтересованность родителей в работе над проектом • Организация встреч в неформальной обстановке;
• Консультации;
• Привлечение к участию в Экскурсиях;
• Рекомендации к просмотру телепередач по определенной теме;
• Использование ресурсов интернета;
Отсутствие интереса к данной теме у дошкольников • Проведение бесед с использованием иллюстраций;
• Просмотр совместно с детьми фрагментов телепередач в записи;
• Оформление выставки рисунков
• Использование технических средств;
• Организация опытно-экспериментальной деятельность;
• Создание и решение игровых ситуаций.
• Использование ресурсов ДОУ;
• Вклад личных средств.
Вывод
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства, так как дошкольный возраст благоприятен и перспективен для формирования основ экологической культуры населения.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит закрепить знания детей о воде и ее значении. В результате проекта мы можем сказать, что у детей сформировались исследовательские умения, расширились представления о воде и ее значении, дети стали более бережно относится к воде, возросла активность участия родителей в жизни группы. Возник интерес к перспективам дальнейшей работы над задачами экологического воспитания и применению проектного метода со стороны педагогов, родителей, воспитанников.