Любовь Запорожская
Проект: «Капля за каплей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Капля за каплей»
познавательно-исследовательский проект для дошкольников.
Паспорт проекта
Образовательная область: Познание
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
По характеру контактов: В реализации проекта принимают участие дети старшей и подготовительной группы, воспитатели группы.
По количеству участников: групповой.
Актуальность
Темочки:
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предполагает изменение подходов к воспитательно – образовательному процессу через организацию адекватных возрасту форм детской деятельности. В связи с этим актуальной проблемой становится разработка такой формы организации образовательного процесса, как исследовательский, экспериментальный метод.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, познавательную активность и любознательность ребенка, способствует восприятию учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.
Так как словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания, эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему понять естественно-научные явления, а также обобщить полученные результаты, сопоставить их и сделать выводы о значимости физических явлений для человека и самого себя.
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. У ребенка формируется представление об окружающем мире.
В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме. Эксперименты и опыты в детском саду позволяют знакомить детей с конкретными исследовательскими методами.
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Включая в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у детей новых практических и умственных действий.
Цель проекта : Развитие познавательной и творческой активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
Создать в группе условия для развития познавательной деятельности.
Развивать навыки и качества, характерные для исследователя
• Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе.
• Учить детей проводить эксперименты, опыты и приобретать новую информацию.
• Формировать умения детей делать выводы и умозаключения.
• Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания; использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности.
• Формировать умение и желание выполнять трудовые действия, приучать работать в коллективе.
• Воспитывать у детей активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.
• Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
Этапы проекта
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
На данном этапе спланировали совместную с детьми деятельность, провели предварительную работу по созданию материально-технической базы, разработали алгоритм, который помог грамотно подойти к исследовательской деятельности с детьми.
Для реализации поставленных задач в группе оборудовали исследовательский уголок, разместили подборку энциклопедической литературы, сюжетные картины, альбом для рассматривания «Времена года», «Природные явления».
II этап – основной.
• Реализация проекта путем решения поставленных задач.
Основной этап складывался из совместной, с воспитателем или родителями, и самостоятельной деятельности детей. Экспериментирование организовывалось как активная деятельность детей (в исследовательском уголке, на прогулке, дома с родителями). Работа строилась на методических и дидактических материалах: это картотека проблемных ситуаций, опытов, экспериментов, наблюдений.
III этап – заключительный.
• Оформление результата проекта.
Результаты экспериментирования и наблюдений фиксируются в календаре наблюдений, рисунках.
Подготовлена презентация реализации всех этапов проекта.
• Оформление фотовыставки «Вода-это жизнь» по результатам проекта.
Реализация проекта.
Д/и «Когда это бывает?», «Зима - лето», «Загадки-отгадки».
«Познание: Беседа на тему: «Круговорот воды в природе». «Природные явления – туман, снег, дождь, роса, иней, град». Образовательная деятельность на тему: «Вода источник жизни», «Сколько нужно нам воды?» (Приложение 1). Д/и «Когда это бывает?», «Зима - лето», «Загадки-отгадки». Наблюдение за состоянием погоды, за природными явлениями: дождь, снег, капель, туман, роса. Наблюдение за состоянием воды. Опыты со снегом и льдом, водой (Приложение 2).
Коммуникация: Развитие речи. Рассматривание картин с изображением пейзажей, Природных явлений. Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о воде. Использование пословиц, поговорок, объяснение их смысла.
Безопасность: беседы на тему: «Если хочешь быть здоров»,
«Вода может быть опасной» (просмотр презентации с опасными ситуациями на воде в летнее и зимнее время года, «Круговорот воды в природе» (просмотр с детьми презентации. После просмотра, совместно проговариваем этапы круговорота).
Художественно - эстетическая деятельность:
слушание музыкальных произведений; чтение художественной литературы,
проведение развлечения «Бесценная и всем необходимая вода» (Дошкольное воспитание 6/2013 с43).
Физкультурно - оздоровительная деятельность:
подвижные игры: «Ручеёк», «Перейди по камушкам»
«Солнышко – дождик», народная игра «Водяной».
Продуктивная деятельность: Работы по рисованию «Деревья в снегу», «Поздняя осень», «Рыбки в аквариуме», «Иней покрыл деревья», «Зима», «Наш пруд», «Волшебные снежинки», рисование – экспериментирование «Я рисую море», «Разговорчивый родник», лепка «Пингвины на льдине», аппликация «Цветные снежинки».
Труд: Полив и опрыскивание растений, протирание строительного материала и игрушек, стирка одежды для кукол.
Работа с родителями.
• Консультации: «Чем занять детей в ненастную погоду», «Осторожно гололед», «Вода может быть опасной», «Правила поведения на воде».
В работу на данном этапе включали родителей, подготовили ряд мероприятий, на которых объясняли значимость этой работы для развития детей и познакомили с приемами работы в процессе семейного воспитания.
• Выставка детских рисунков.
• Оформление фотовыставки.
Ожидаемые результаты.
• Расширение словарного запаса детей.
• Развитие у детей интереса к исследовательской, опытнической деятельности, творческих, познавательных способностей.
• Активное участие детей в проведении опытов и исследований.
• Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
Результаты мониторинга познавательного развития детей в разновозрастной (старшая дошкольная, подготовительная) группе показали успешность проведенной работы. Дети научились ставить конкретную задачу и решать её, отвечать на разнообразные вопросы, аргументировать свои действия, рассуждать, делать соответствующие выводы. У детей появился интерес к исследовательской, опытнической деятельности. Реализованный проект способствовал сплочению детско-взрослого коллектива дошкольного учреждения, оказал приятное влияние на всех участников проекта. Так перемены в детях отметили и родители. Итоги реализации проекта были оформлены и продемонстрированы родителям в виде презентации.