Юлия Гурциева
Экологический проект «Елочка — зеленая иголочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Лес – наши лёгкие, наша жизнь! Лес, действительно, огромное богатство для всех, кто живёт на земле. В мире осталось очень много больших лесных массивов, не тронутых человеком. А ведь лес – это прежде всего «лёгкие нашей планеты». Деревья вырабатывают кислород, без которого ни люди, ни животные не могут обходиться ни минуты, если в воздухе мало кислорода – становится трудно дышать.
Огромное значение в настоящее время придается экологическому образованию подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте ребёнок получает первые эмоциональные впечатления о природе.
Публикация «Экологический проект „Елочка — зеленая иголочка“» размещена в разделах
- Елочка, ёлки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться. И поэтому, главной целью педагогов в этой области является: формирование начал экологической культуры (правильного отношения ребенка к окружающей природе; к себе и к людям как к части природы; к видам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).
Актуальность
Новый год - самый радостный, красивый, сказочный праздник. Обязательным атрибутом этого праздника является ёлка. Её появления ждут и взрослые, и дети. Как приятно потрогать иголочки, почувствовать аромат хвои. Как прекрасен вид самой наряженной елки. И часто забывается тот факт, что ежегодно после праздника в лесах сокращается количество таких красавиц. Поэтому важно воспитать у наших детей понимание того, что для празднования Нового года не обязательно рубить елки.
Цель
Создание условий для развития познавательной активности и творческих способностей детей, формирование экологической культуры детей и взрослых.
Задачи
Образовательные:
1. представления о взаимосвязи человека и природы, об ответственности человека за окружающий его мир природы.
2. представления о Новогоднем празднике, его характерных особенностях.
Развивающие:
1. к творческой деятельности.
Этапы проекта.
1 этап: подготовительный
Вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний. Формулировка проблемной ситуации.
Дети получают письмо от Лесовичка, в котором он рассказывает детям, что перед Новым Годом в лесу загрустили ёлочки, ведь люди на праздник начинают их рубить. Сначала они их украсят игрушками, а после праздника выбросят их и на этом их жизнь закончится. Как помочь ёлочкам, как сохранить их живыми?
Модель трёх вопросов.
* Что мы знаем? Ёлка- главная примета новогоднего праздника.
Ёлку всегда украшают к Новому году. Ёлки растут в лесу и в городе.
* Что хотим узнать? Почему ёлку всегда украшают к Новому году? Что она нам приносит? Почему надо беречь ёлки? Чем можно заменить на новогодние праздники настоящую лесную красавицу?
*Где можно это узнать? Спросить у взрослых, посмотреть по телевизору. В энциклопедии, в интернете. В художественной литературе.
2 этап: разработка проекта, планирование деятельности.
Подготовка материала вместе с родителями и детьми для их самостоятельной деятельности (энциклопедии, иллюстрации, фотографии, раскраски и т. д.). Подбор детской литературы о новогоднем празднике,о ёлке. Оформление дидактических игр и атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Изучение интернет – ресурсов. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей в повседневной жизни в детском саду и дома.
3 этап. Основной. Выполнение проекта
Совместная деятельность педагога с детьми.
Перспективное планирование по реализации проекта
Образовательная область Основные цели и задачи
Тема
Социально – коммуникативное развитие
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес»
Цель: Развивать умения самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Учить развивать сюжет на основе знаний полученных при восприятии окружающего.
Формирование основ безопасности Беседа «Как правильно украшать ёлку»
Цель: расширить знания об источниках опасности в приготовлении к новогодним праздникам.
Дидактическая игра: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: закрепить представления детей о безопасном поведении в природе.
Познавательное развитие
Ознакомление с миром природы
Наблюдение за елью. (на прогулке)
Цель: Показать детям особенности живого дерева. Ель на участке живая. в земле у неё корни, корни питают её соком земли. Ель дышит и растёт. Особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев.
"Сравним живую и игрушечную ели". Цель: Показать детям главные особенности живого дерева и искусственного, способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие её от других деревьев
Просмотр познавательных мультимедиа презентаций о хвойных деревьях.
Цель: развитие познавательного интереса, любознательности; воспитание бережного отношения к природе.
Рассматривание энциклопедий, дидактического материала по теме «Хвойные деревья»
Цель: расширять представления детей о хвойных деревьях.
Формирование элементарных математических представлений Дидактическая игра «Логическая ёлка»
Цель: развивать у детей сенсорные способности, логическое мышление, наблюдательность; упражнять умение выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.
Дидактическая игра «Украсим ёлку»
Цель: упражнять детей в ориентировке на листе бумаги – внизу, вверху, слева, справа.
Речевое развитие Развитие речи Организованная образовательная деятельность
Беседа "Ель- красавица наших лесов"
Цель: Познакомить с особенностями елового леса, рассказать, сколько лет живут ели, рассказать о полезных свойствах ели, о важном значении для лесных обитателей.
Тема: Зима. Хвойные деревья.
Цель: Уточнить понятие «Хвойные деревья». Активизировать, расширять словарь по теме. Продолжать учить образовывать относительные прилагательные. Учить детей образовывать существительное в предложном падеже от существительного в именительном падеже, правильно употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом О. Развивать мыслительные процессы путем сравнения хвойных и лиственных деревьев. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Беседа "Маленькой ёлочке, хорошо в лесу"
Программные задачи. Формирование представлений о необходимости сохранения ёлочки и способах ее замены
"Защитим ёлочку- зелёную иголочку"-составление сказки по опорным вопросам. заданному началу предложения.
Цель: Воспитывать экологическое мировозрение : бережно относиться к лесным красавицам, желание защищать их
Дидактическая игра «Новогодняя ёлка»
Цель: закрепить понимание предлогов «на» и «под»; упражнять детей в ориентировке на листе бумаге – слева, справа; активизировать словарь по теме.
Дидактическая игра"Украсим ёлку"
Цель: Развивать у детей фонематический слух; упражнять в делении слов на слоги
Развивающие игры
"Найди сходство и различие","Угадай, какое дерево"," С какой ветки детки"
Цель: Закреплять знание детей о ели. Развивать память, внимание.
Приобщение к художественной литературе Чтение сказки Г,Х. Андерсена "Ёлочка"
Цель: Развивать желание сохранять красоту природы, воспитывать сочувствие к маленькой ёлочке.
Чтение рассказа С. Михалков «Ёлочка»
Цель: формирование сочувствия маленькой ёлочке, переживания за неё.
Чтение стихотворений.
"Лесная красавица" Т. Волгина
"Искусственная ёлка" К. Ибряева
"Приглашаем в лес на ёлку" "В снегу стояла ёлочка" С. Михалков.
Цель: развивать воображение, чувство ритма, чувство прекрасного; воспитывать эстетические чувства
Чтение сказок "Сказка о ёлочке, которую не срубили "А. Сожан. "Сказка про ёлочку" М. Шкурина.
Цель: развивать умение внимательно слушать сказку, понимать смысл.
Загадывание загадок про ёлочку.
Цель: развивать логическое мышление, речь, формировать интерес к загадкам.
Заучивание пословиц: " Ель -не сосна: шумит неспроста", "Мы в дом ель, а она с собой- метель"
Художественно – эстетическое развитие
Изобразительная деятельность. Рисование.
Организованная образовательная деятельность
Тема: «Большие и маленькие ели».
Программное содержание. Учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и мо-лодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые — светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления.
Организованная образовательная деятельность
Тема: Аппликация "Ёлочки под снегом" Цель: Совершенствовать технические умения и навыки работы с бумагой разной текстуры, закреплять умение складывания бумаги пополам- для создания симметричных деталей. Воспитывать аккуратность выполнения работы.
Раскрашивание раскрасок «Хвойные деревья».
Цель: развитие детского творчества, закрепить умение закрашивать рисунок, карандашами проводя штрихи только в одном направлении, не выходя за пределы контура.
Свободная деятельность «Ёлочки».
Цель: развивать навыки лепки барельефа - изображения из пластилина на плоской пластине.
Изобразительная деятельность. Лепка.
Работа с бумагой и картоном. «Ёлочки в зимнем лесу»
Цель: Учить детей пользоваться схемами при выполнении поделки в технике оригами.
Музыкально-художественная деятельность. Праздник «Новогодний утренник"
Музыкально-художественная деятельность.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Беседа: «Польза хвойного леса»
Цель: рассказать о значении хвойных деревьев в жизни человека.
Пальчиковая гимнастика «Украшаем ёлочку».
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.
Украшение живой ёлочки на территории детского сада
Цель: Создать у детей радостное настроение.
Физическое развитие
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура Подвижные игры:
«Салки – ёлочки»
Цель: упражнять в умении быстро бегать; ориентироваться в пространстве, учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
«Ель, ёлка, ёлочка»
Цель: воспитание и формирование правильной осанки; тренировка внимания.
"Раз, два, три к ёлочке беги"
Совместная деятельность педагога с родителями:
Памятка для родителей «Безопасное обращение с ёлкой».
Папка- передвижка "Преимущества искусственных ёлок перед живыми"
Советы родителям в пользу искусственной ели.
Опрос родителей "Какое новогоднее дерево будет у вас?
Ожидаемый результат:
1. Бережное отношение к окружающей природе;
2. Эмоциональное состояние от результатов проекта;
3. Систематизация и углубление знаний детей о хвойных деревьях;
4. Расширение и систематизация словарного запаса;
5. Развитие связной речи.
Вывод
* Дети получили знания о Новом годе, о традиции встречи этого праздника и значении новогодней ёлки на празднике.
* У детей сформировалось осознанное отношение к проявлению заботы об окружающей природе.
* Дети увидели продукт своей детской и совместной с родителями деятельности.
* Получили массу удовольствий от выполнения проделанной творческой работы, ощутили эмоциональное состояние от результатов проекта и проведении новогоднего праздника у ёлочки.
*Дети знают и понимают, что вырубка ёлок, сосен в запрещённых местах наносит большой вред природе.