Валентина Вандышева
Экологический проект «Чудесные времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно - творческий
Вид проекта : фронтальный
Продолжительность: долгосрочный, 12.09.16 – 29.08.17
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель.
Актуальность темы:
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».
Публикация «Экологический проект „Чудесные времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума…»
Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Но в современном мире ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.
Поэтому необходимость приобщения ребёнка к природе, начиная с дошкольного детства, бесспорна. Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. С целью развития устойчивого интереса к природе был разработан данный проект, который способствует формированию собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
2. Знакомить детей с сезонными изменениями природы; с трудом взрослых; ознакомление с исчезающими видами животных и растений по Самарской области
4. Воспитывать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Проблема проекта : • У дошкольников не достаточно сформированы представления о временах года; • Не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года; • Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания. Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.
ОСЕНЬ:
1. Мини-книжка «Стихи про осень» - задание на развитие речи;
Кармашек с загадками на тему осени;
Кармашек для сбора гербария;
Календарь погоды;
Вращающийся круг «Времена года» для изучения очередности следования сезонов;
Составление рассказа по картине «Золотая осень» - задание на развитие речи;
Гербарий «Осенние листья» - задание на изучение цветов и их оттенков;
Корзина с плодами «Дары природы» - для изучения сезонных фруктов и овощей;
Карточки для изучения листьев деревьев;
Приметы осени – знакомство с трудом взрослых
2. Дидактические игры: «Одежда по сезону», «Когда это бывает?», «Сложи картинку», «С какого дерева листок?», «Дары природы»
3. Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.
4. Чтение художественной литературы: А. Блок «Зайчик», Сладков «Почему ноябрь пегий?», «Поздняя осень», Григорьева «Осенний лес», «Репка», Ушинский «Гуси», Виноградова «Книжка про осень».
5. Заучивание: Плещеев «Осенью».
6. Презентация сезона: «Времена года» (использование многофункционального пособия «Времена года»).
ЗИМА:
1. Кармашек календарь погоды;
Карточки с животными и птицами (какие звери впадают в спячку, какие птицы зимующие);
Рассказ по картине - задание на развитие речи;
Карточки «Приметы зимы»;
Карточки «Одежда по сезону»
Мини-книжка «Стихи, загадки о зиме»- задание на развитие речи
2. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку», «Узнай по описанию».
3. Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.
4. Чтение художественной литературы: Н. Виноградова «Кто, где зимует?», «Что бабушка рассказала Саше?», «Где снежинки?», «Книга зимы», Чарушин «Кто, чем занят зимой», Э. Шим «Морозкина рукавица», Сладков «Зимовка».
5. Заучивание: Н. Григорьева «Снег, снег…».
6. Презентация сезона: «Времена года» (с использованием пособия «Времена года»).
ВЕСНА:
1. Мини-книжка с загадками на тему весны;
Кармашек «Календарь погоды»
Кармашек «Весенний цветник» - изучаем весенние цветы;
Кармашек «Перелетные птицы»
Блокнотик «Приметы весны» - наблюдаем и фиксируем весенние явления;
Мини-книжка «Поэты о весне» читаем подборку стихотворений на тему весны;
Рассказ по картине - задание на развитие речи.
2. Дидактические игры: «Первоцветы», «Когда это бывает?», «Какие плоды растут весной?», «Что лишнее?».
3. Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.
4. Чтение художественной литературы: Н. Виноградова «Когда это бывает?», «Что за дерево такое?», «Что здесь случилось?», «Первые цветы», «Почему деревья белые?», Григорьева «Весной», «Здравствуй, милая весна», Бианки «Кто, где живёт. Замечательные домишки», Сухомлинский «Почему плачет синичка?»
5. Заучивание: А. Блок «На лугу», Григорьева «Март».
6. Презентация сезона: «Времена года» (с использованием пособия «Времена года»).
ЛЕТО:
1. Рассказ по картине - задание на развитие речи;
Кармашек «Летний гербарий»
Кармашек «Красная книга» - ознакомление с исчезающими видами животных и растений.
Кармашек с картинками «Какие вещи нужны летом»
Книжечка «Летние загадки и лето в стихах поэтов» Календарь погоды
Корзинка «Дары природы»
2. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Вершки – корешки», «Что лишнее?», «Какие вещи нужны летом».
3. Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе
4. Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Муравей и голубка», Григорьева Хозяин», Ушинский «Лето», Э. Шим «Не зевай!».
5. Заучивание: М. Стельмах «Солнышко, свети!»
6. Презентация сезона: «Времена года» (с использованием многофункционального пособия «Времена года»).
Предполагаемый результат
Дети:
Формирование основ экологической культуры дошкольников;
Развитие творческого мышления детей;
Развитие познавательной активности, любознательности, мышления, воображения;
Расширение кругозора детей;
Сформированы представления о характерных особенностях разных времен года
имеют представления о первоцветах;
имеют представления о Красной книге;
у детей сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Родители:
Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей.
Заключительный этап.
Продукт проектной деятельности : презентация лэпбука «Времена года».