Людмила Игоревна
Экологический проект «Берегите хлеб!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Берегите – хлеб!»
Авторы проекта :
Бодалева Людмила Игоревна - воспитатель
Мероприятия, направленные на повышение уровня экологического образования,
воспитания детей и их родителей
Проект «Берегите хлеб!»
Сроки проведения: октябрь 2018г. – май 2019г.
Количество участников: 64 ребенка подготовительной группы, 10 педагогов, 45 родителей.
Цель проекта :
Публикация «Экологический проект „Берегите хлеб!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитание бережного отношения к хлебу.
Задачи проекта :
Выявить потребность воспитанников детского сада и родителей в бережном отношении к хлебу, через опрос детей и анкетирование родителей.
Познакомить детей с сортами хлеба, с технологией его производства и людьми, которые его изготовляют, через проведение бесед, экскурсий.
Научить детей самостоятельно делать блюда с подсохшим хлебом через наблюдения, поисковые задания, проведение практических работ.
Привлечь внимание детей и их родителей к бережному отношению к хлебу.
Предложить свои рекомендации по решению данной проблемы в виде альбомов «История хлеба», «Стихи и пословицы о хлебе», «Блюда из черствого хлеба», буклетов «Что делать, если хлеб зачерствел?», памятки «Правила обращения с хлебом».
Провести акции: «Каждую крошку в ладошку», «Черствому хлебу – вторую жизнь!», «Берегите хлеб!».
Выйти с обращениями «Берегите хлеб!», не выбрасывать хлеб в урну, использовать черствый хлеб вторично.
План-график реализации проекта
№
Действия
Исполнители
Сроки
1 этап
Подготовительный
1.
Сбор информации и её обработка. Банк данных по проблеме бережного отношения к хлебу.
октябрь 2018 года
2 этап
Реализация проекта в рамках программы воспитательной работы учреждения
2.
Образовательная деятельность: «Откуда хлеб пришел». Изготовление буклета «История хлеба».
Чтение детской литературы. Просмотр видеофильмов.
ноябрь 2018 года
3.
Экскурсия на пищеблок детского сада.
Составление рекомендаций «Правила обращения с хлебом».
декабрь 2018 года
4.
Беседа: «Хлеб – наше богатство». Конкурс рисунков. Составление рассказов «Хлеб - всему голова».
Подготовка альбома «Стихи и пословицы о хлебе». Просмотр видеофильмов. Консультация для родителей: «Воспитание у детей бережного, гуманного отношения к хлебу»
январь 2019 года
5.
Акции: «Каждую крошку в ладошку», Изготовление буклета «Хлеб – это жизнь. Что делать, если хлеб зачерствел?»
февраль 2019 года
6.
Поисковое задание по группам «Блюда из черствого хлеба».
Практическая работа по приготовлению сухариков, перепечей.
Подготовка альбома «Блюда из черствого хлеба».
март 2019 года
7.
Презентация проекта перед родителями «Хлеб – наше богатство. Берегите его!»
Акция: «Черствому хлебу вторую жизнь!"
апрель 2019 года
жизнь».
Мастер-класс от мам.
8.
Акция: «Берегите хлеб!»
Обращения:
к воспитанникам детского сада,
к родителям воспитанников детского сада,
к покупателям в магазинах Индустриального района,
к пассажирам в трамваях города Ижевска
май 2019 года
3 этап
Аналитическое исследование эффективности проектной деятельности
4 этап
Презентация проекта «Берегите хлеб!» май 2019 года
Ожидаемые результаты
Реализация проекта позволит :
Систематизировать знания о технологии производства хлеба;
Развивать осознание воспитанниками и родителями необходимости беречь хлеб;
Научить детей и их родителей готовить блюда из черствого хлеба;
Повысить культуру семейного воспитания;
Развивать и поддерживать семейные традиции, способствовать сплочению коллектива.
Формы и методы реализации проекта
Анкетирование детей подготовительных групп и родителей МБДОУ «Детский сад № 25»
Актуальность выбранной проблемы подтверждают ответы респондентов анкетирования – наших родителей и детей.
Детям и родителям была предложена анкета.
В опросе участвовали 21 родитель и 64 воспитанников детского сада – 75 человек.
Путём опроса детей и родителей было выяснено, что все опрошенные, 75 человек, считают главным продуктом на столе – хлеб. Только 7 человек могут прожить без хлеба. 70 человек едят хлеб каждый день. 68% опрошенных любят белый хлеб. 44 человека любят сухарики, 75 – выпечку, 42 человек предпочитают пиццу, печенье – 36 человека, пряники – 15 человек.
На вопрос о том, всегда ли ребята съедают тот хлеб, который берут, больше половины опрошенных признались в том, что они оставляют хлеб. И на вопрос о бережном отношении к хлебу только 42% заявили, что они вторично используют оставшийся или подсохший хлеб, а остальные в лучшем случае скармливают его животным, а в худшем – выбрасывают его.
На вопрос: Часто ли Вы выбрасываете хлеб? большинство 65% ответили – никогда, редко – 28%, часто – 7%.
Часто ли вы выбрасываете хлеб?
Умеете ли Вы готовить блюда с подсохшим хлебом?
65%
28%
7%
Никогда
Редко
Часто
37%
63%
Да
Нет
Беседа 1. История хлеба
Что такое хлеб?
Чтобы разобраться, что такое хлеб, мы обратились к справочной литературе.
Из словаря Ожегова мы узнали, что хлеб – это
колосовые растения с мучнистыми зернами;
пищевой продукт, выпекаемый из муки;
плоды, семена злаков, перемолотые в муку. [4]
Беседа 2. «Откуда хлеб пришел».
Во время посещения библиотеки, дети узнали, как выращивают хлеб. День и ночь, в стужу и в зной трудятся люди, чтобы вырастить, собрать, обмолотить, и, наконец, испечь хлеб.
Вот он хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
А также, познакомились с историей возникновения хлеба, отношением людей к хлебу в разные времена, процессом его выращивания, традициями, связанные с хлебом.
Ребята совместно с педагогом дополнительного образования изготовили буклет «История хлеба. Хлеб – это жизнь».
3. Экскурсия на пищеблок.
Чтобы узнать, как выпекают хлеб и булочки, дети отправились на экскурсию на пищеблок. Повар Ольга Ивановна поэтапно рассказала о процессе выпечки хлебных изделий и напомнила о том, что необходимо хлеб беречь.
В группе дети составили рекомендации, памятку «Правила обращения с хлебом».
4. Образовательная деятельность «Хлеб – наше богатство». Конкурс рисунков и плакатов. Конкурс сочинений сказок «Хлеб - всему голова».
Хлеб – это не только пища человека, но и его духовная пища. Хлебу поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. С ним связаны многочисленные обряды и верования. Таков древний обычай
приветствовать гостей хлебом – солью. Каравай означает богатство и достаток, а соль древний символ охраны дома от пожара. [10]
Много народ сложил пословиц про хлеб [13], которые мы собрали в альбом «Пословицы о хлебе». А совместно с родителями провели конкурс рисунков и плакатов «Хлеб – наше богатство», конкурс сочинений «Хлеб – всему голова».
Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней.
Золотые слова Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе!
5. Исследовательская работа.
Мы подсчитали, что если каждый человек в день не доест хотя бы 10г хлеба, то в целом это составит 7кг хлеба в сутки и 2555кг в год. Это очень плохо. И мы решили сделать из оставшегося хлеба сухарики и угостить ими малышей.
В ходе реализации проекта мы следили за ростом и развитием растений (рожь, пшеница, овес) и провели:
• опыты с семенами (проращивание
предварительно замоченных и сухих
семян)
• выращивание рассады;
• ведение наблюдений и фиксация их в
альбоме;
• получение муки из зерна;
• изучение свойств муки, теста.
• опыты с черствым хлебом («Как
черствый хлеб сделать пригодным
к употреблению»)
5. Поисковое задание по группам «Блюда из черствого хлеба». Практическая работа по приготовлению перепечей.
Изготовление буклета «Хлеб – это жизнь. Что делать, если хлеб зачерствел?» Подготовка альбома «Блюда из черствого хлеба».
Если всё же хлеб зачерствел, выбрасывать его не надо, можно удивить всех новыми блюдами. Из чёрствого хлеба можно приготовить много необычных и вкусных блюд. [3]
Мы подготовили альбом «Блюда из черствого хлеба». Рецепты спрашивали у мам, бабушек, соседей, знакомых, искали в кулинарных книгах, в Интернете. На занятии дети научились готовить салаты с сухариками.
6. Акция: «Каждую крошку в ладошку». Осенью на празднике дети младших групп «получили» от старших товарищей красивые хлебные копилки, в которые собирали хлебные крошки, так же собрали семена сорных трав и цветов.
Соберу я крошки Бережно в ладошку, Угощу я птичек: Воробьёв, синичек.
7. Презентация проекта перед родителями «Хлеб – наше богатство. Берегите его!»
Ребята рассказали, какой долгий путь проделал хлеб, чтобы прийти к нам на стол. Повторили, как хранить хлеб, чтобы он подольше оставался свежим. Какие блюда можно приготовить из подсохшего хлеба. Загадывали загадки, повторяли пословицы. Потом вручили буклеты: «Хлеб – это жизнь. История хлеба», «Что делать, если хлеб зачерствел?», «Блюда из черствого хлеба», рекомендации «Правила обращения с хлебом». А напоследок ребята нарисовали рисунки на тему: «Хлеб – наше богатство. Берегите его!»
8. Вот такими рецептами с использованием черствого хлеба, поделились мамы на мастер-классе «Черствому хлебу вторую жизнь».
Не спешите выбрасывать черствый хлеб!
Хлеб – это один из символов благополучия, основа каждого обеда. Отношение к нему особое, выбрасывать даже черствый хлеб считалось большим грехом. Впрочем, зачем выбрасывать? Ведь всегда есть возможность его использовать. Хлеб можно измельчить и применять как панировочные сухари. Один из самых популярных напитков лета, квас, легко приготовить, если кусочки черствого хлеба залить кипяченой водой, добавив сахара и дрожжей. Через пару дней квас будет готов.
Разнообразие сухариков на прилавках поражает. А ведь их можно сделать и дома. Это очень просто: нарезать хлеб и поставить ненадолго в духовку, предварительно посыпав сухими травами или пряностями. Красавцы из магазина с такими сухариками не могут сравниться даже по вкусу, а уж о пользе домашних и говорить не приходится.
Впрочем, хлеб можно легко освежить. Для этого заверните его во влажную салфетку и поставьте в духовку на несколько минут. Если кусочки порезать и слегка обжарить в масле, то эти кубики можно добавлять во многие салаты, они придадут блюду своеобразие и изысканность. Среди очень большого количества рецептов с использованием черствого хлеба самыми популярными остаются бутерброды и гренки. А между тем, он вполне может украсить и новогодний стол. Главное – творчество, фантазия и смелость.
Приготовить из черствого хлеба торт можно, взяв за основу многие кулинарные рецепты. В этом случае вместо муки нужно использовать измельченный пшеничный хлеб, предварительно размочив его в кофе, молоке, сиропе или вине - все зависит от гастрономических предпочтений и особенностей готового изделия.
Любая хозяйка может дать черствому хлебу «вторую жизнь» и с его помощью ежедневно наполнять дом ароматами свежей аппетитной выпечки.
Картофельные ежики На 4 ёжика 2 варёных яйца, 4 куска хлеба, 4 ломтика сыра, 4-6 ст. ложек картофельного пюре,0,5-1 ч ложка крахмала
Из хлеба вырезать основу для ёжиков по форме капли - острый конец будет носом ёжика. На хлеб положить ломтик сыра и половинку яйца. В остывшее картофельное пюре (лучше использовать вчерашнее) вмешать крахмал. При желании также можно добавить сушёные или мелко нарезанные свежие травы. Из пюре сформировать лепёшки и накрыть ими яйца, придавая вид ёжиков с вытянутыми носиками. Вставить 3 горошины перца на место глаз и носа. Хлебные обрезки высушить в духовке и растолочь (пропустить через мясорубку). Ёжиков обвалять в хлебных крошках, оставляя свободными мордочки. Выложить на противень и поставить в горячую духовку на 5-7 минут. Горячие рыбные бутерброды батон - 4 ломтика скумбрия консервированная в масле - 230 г яйцо вареное - 2 шт. сыр твердый - 40 г лук репчатый - 1/2 головки майонез - 2 ст. ложки чеснок - 2 зубчика зелень петрушки перец черный молотый, соль по вкусу 1. Рыбные консервы измельчите, добавьте мелко рубленные яйца, половину нормы тертого сыра, мелко нашинкованные чеснок, лук и зелень. Все заправьте майонезом и перемешайте. 2. Выложите массу на ломтики батона, посыпьте оставшимся сыром и запекайте в разогретой до 180 °С духовке в течение 2–3 минут. 3. Оформите зеленью Омлет с хлебом, сыром и яблоками по-английски 200 г мякиша хлеба пшеничного черствого, 200 мл молока, 6 яиц, 240 г сыра, 600 г яблок. Мякиш хлеба замочить в молоке, добавить взбитые яйца, нарезанные яблоки и тертый сыр. Массу выложить в форму так, чтобы ломтики яблок были внутри омлета. Запечь. Это блюдо можно готовить и без яблок, добавив 80 г сливочного масла и соль.
Запеканка из черного хлеба с яблоками
400 г. черствого черного хлеба,
5 кисло-сладких яблок,
100 г. сливочного масла,
1 стакан сахара.
Хлеб натереть на терке. Яблоки очистить от семян и кожуры, нарезать тонкими ломтиками. Форму смазать маслом, насыпать тертого хлеба, положить ломтики масла, слой яблок, посыпать сахаром и так сделать несколько слоев. Закончить слоем хлеба с маслом. Поставить в духовку и запечь до готовности яблок.
9. Акция: «Берегите хлеб!»
Обращения:
к воспитанникам детского сада,
к родителям воспитанников детского сада,
к покупателям в магазинах Индустриального района,
к пассажирам в трамваях города Ижевска,
Дети и педагоги вышли с призывом – "Береги хлеб!" в магазины Индустриального района, а также разместили свои рисунки-обращения с некоторыми рецептами блюд из черствого хлеба в салоне трамвая № 5 г. Ижевска.
Полученные результаты:
1. Проведены классные часы «Откуда хлеб пришел», «Хлеб – наше богатство», внеклассное мероприятие «Хлеб – это жизнь», экскурсия в кондитерский цех школьной столовой, конкур рисунков и плакатов, конкурс сочинений.
2. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала. В ходе экспериментально - познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение.
3. У детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
4. Составлены «Правила обращения с хлебом».
5. Проведена практическая работа по приготовлению сухариков, перепечей из чёрствого хлеба.
6. Изготовлены буклеты «Хлеб – это жизнь. Что делать, если хлеб зачерствел?» «Хлеб – это жизнь. История хлеба», «Блюда из чёрствого хлеба».
7. Изданы альбомы «Блюда из чёрствого хлеба», «Стихи и пословицы о хлебе».
8. Проведена презентация проекта «Хлеб – наше богатство. Берегите его!»
Заключение
Оценка результатов
Данный социальный проект был задуман для того, чтобы воспитать у обучающихся бережное отношение к хлебу, уважение к людям, вырастившим его, научить детей и их родителей готовить блюда из чёрствого хлеба.
Хлеб - это основа нашего питания, нашей жизни. Чтобы хлеб попал к нам на стол, необходим труд очень многих людей, поэтому мы должны бережно относиться к хлебу и ценить труд людей, создавших его.
Работа над проектом сыграла большую и значимую роль в жизни детей. Они освоили понятия, как «развитие» и «рост», узнали многочисленные факты из области истории, географии, социального развития, определяли происхождение составных частей хлеба и их названий у разных народов. Дети стали бережно и экономно относится к хлебу, что сократило количество хлебных отходов.
Мы надеемся, что наша работа помогла всем задуматься о том, чем для нас является хлеб. Нам будет приятно знать, что наш проект научил ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением, быть благодарным тем, кто растит хлеб, научил готовить из хлеба разные вкусные блюда.
Список используемых информационных ресурсов
1. Баль Л. В., Ветрова В. В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М. :ТЦ «Сфера», 2000.
2. Ковтуненко Л. Я. Подъяблонская Л. М. Хлеб на обеденном столе. - М. :ТЦ «Сфера», 2008
3. Обухова Л. А. ; Лемяскина Н. А. Если хлеб зачерствел. – Воронеж, 1999.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М. : «ЭКСМО», 2002
5. Научно-методический журнал «Школа и производство», №4, г. Москва, 2009 г.
6. Энциклопедия для детей. «Страны. Народы, Цивилизации» Том 13. – М. : «Аванта+», 2002
7. «Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?» – М. : «ЭКСМО», 2004
8. Энциклопедия. «Хочешь знать почему?»– М. : «Махаон», 2006
9. «Моя первая энциклопедия». – М. : «РОСМЭН», 2003
10. Карточки для занятий в детском саду и дома «Расскажите детям о хлебе» - «Мозайка-Синтез», 2012
11. https://www.russbread.ru/raznoe/istoriya-razvitiya-xlebopecheniya.html/2
12. https://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=765
13. https://www.hlebopechka.net/h41.php
14. Детская литература: «Все любят пряники» - С. Н. Кайдаш, «Земля на зернышке стоит» - А. В. Владимиров
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Стряпаем перепечи из черствого хлеба.
2. Акция: «Берегите хлеб!»
Обращения к родителям воспитанников детского сада. Ребята раздавали буклеты с рецептами блюд из черствого хлеба.
3. Посещение малышей с презентацией книжек-малышек.
4. Сочинение сказок, составление рассказов к собственным рисункам.
5. Рецепты блюд из черствого хлеба
Перепеч (перепечи) Из ржаной или пшеничной муки (можно смешать ту и другую в равных пропорциях) приготовить крутое пресное тесто на воде с добавлением яйца. (В старинной удмуртской кухне тесто готовили только из ржаной муки и без яиц.) Готовое тесто разделать на шарики и раскатать из них круглые лепешки диаметром 8—9 см, толщиной 1,5—2 мм. (В центральных районах Удмуртии перепечи готовят всего 4—5 см в диаметре.) Края лепешек загнуть или защипать высотой 8—9 мм. Готовые формы (перепеч валтэс) сложить на сковороду или железный лист, наполнить начинкой до краев и печь перед горящей печью. Перепечи готовы, когда начинка поднимется, а перепеч валтэс зарумянится. Подают в горячем виде, обильно смазав маслом. Самыми популярными являются перепечи с мясо-яичной начинкой. Сначала нужно приготовить мясо: мелко порубить, слегка обварить. Яйца тщательно взбить, затем влить их в остывший бульон с мясом, добавить нарезанный зеленый или репчатый лук. (На севере республики рубленый фарш заменяют мелконарезанным вареным мясом вместе с бульоном, в котором оно варилось.)
Кубистаен перепеч (перепечи с капустой)
1 кг капусты
300 г мяса
2 луковицы
соль по вкусу
Мясо (лучше свиное) пропустить через мясорубку или порубить в корыте сечкой. Капусту свежую или квашеную нарубить вместе с репчатым луком, затем все соединить, посолить, перемешать. Приготовленным фаршем залить перепечи и поставить выпекать.
уж кушманэн кокрок* (пресные пирожки с морковью)
Сезьы табань (овсяные лепёшки)
Мука овсяная 500 г, яйцо 2, молоко 3 ст. ложки, дрожжи 2 ч. ложки, соль 1 ч. ложка.
Сезьы табань готовят из овсяной муки. Развести в тёплой воде дрожжи, добавить воду и тёплый аръян, замесить жидкое тесто. Когда поднимется, посолить, влить кислое молоко и добавить муку, хорошо взбить и поставить в тёплое место для брожения. Готовое тесто испечь на сковороде, смазанной жиром. Подавать со сметаной, сливками, сливочным или конопляным маслом.
Ингридиенты (для начинки одного пирога) :
1 ст. ложка нарезанной моркови
масло 0,5 ч. ложки
яйцо 1/4
соль или сахар по вкусу
Морковь сварить или испечь, мелко нарубить, добавить топленое масло. Начинка для кокроков может быть и сладковатой, и солоноватой в зависимости от того, что положить — сахар или соль. В подсоленную начинку можно еще добавить накрошенное вареное яйцо. В сочень положить начинку и защипать в виде полумесяца.