Мельникова Оксана Александровна
Проект «Берегите Россию, нет России другой»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР детский сад №21 «Елочка»
Проект для детей подготовительной группы
Подготовила- музыкальный руководитель Мельникова О. А.
2019г
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.
Публикация «Проект „Берегите Россию, нет России другой“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Проблема: слабая патриотическая направленность молодого поколения, донести до каждого ребенка, что в будущем он, являясь гражданином РФ, его почётной обязанностью будет защита Родины, охрана её спокойствия и безопасности. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Актуальность проекта
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Это находило отклик в народной и композиторской русской музыке. Но в силу последних политических и экономических перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Всё чаще дети обращают своё внимание на «популярную» музыку с низким качеством исполнения. Таким образом, теряется связь с культурным, истинно русским наследием государства Российского. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с учащимися.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, к малой Родине, гордость за свой народ. И всё это воспето в русских народных песнях и в музыке русских композиторов. Особое место в музыке занимает музыка Великой Победы.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. В нашем детском саду, мы стремимся формировать у своих воспитанников патриотическое сознание, через знакомство с героическим наследием нашей страны средствами музыки.
Цель: воспитание чувства патриотизма у воспитанников через музыкальную культуру.
Задачи:
Обучающие:
*познакомить с патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны, и после её окончания;
*формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине через музыкальные произведения;
*воспитывать будущих защитников Отечества через музыкальные и танцевальные произведения;
*проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому музыкальному воспитанию в семье;
*развивать музыкальные способности детей через пение, игровые занятия.
Развивающие:
*Закрепить знания о праздниках, проходящих в стнах детского сада: развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.
*Развивать самостоятельность в создании игровой музыкальной среды, в соблюдении правил и норм, поведения в музыкальной игре, разучивании патриотических песен.
Воспитательные:
*Воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к Родине.
*Воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам семьи, народа, страны;
* Воспитывать нравственные качества: дружбу, самостоятельность, патриотизм, любовь к родине.
Участники проекта : педагоги, дети средней- подготовительной группы, родители (законные представители)
Интеграция образовательных областей:
I. Речевое развитие.
II. Социально-коммуникативное развитие.
III. Художественно-эстетическое развитие.
IV. Познавательное развитие.
V. Физическое развитие.
Место проведения: г. Ессентуки МБДОУ №21 «Ёлочка»
Вид проекта : творческий, информационный, развлекательный,
Тип проекта : групповой.
Продолжительность проекта : проект рассчитан с февраля 2019 г по июнь -2019г
Этапы проекта
Первый «Подготовительный»
1. Подбор музыкального репертуара для слушания и исполнительства.
2. Подбор материала об истории песен, композиторах, поэтах.
3. Диагностирование детей (начальное) выявление уровня знаний по теме.
4. Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
5. Подбор и разработка необходимых материалов (тематических занятий, бесед).
6. Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок.
7. Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогам.
Второй «Основной»
- Восприятие музыки, исполнительство.
- Музыкальные занятия, знакомство с музыкально-художественным репертуаром.
-Разучивание патриотических песен с детьми, слушание музыки
- Рассматривание картин художников. Беседы по картинам.
- Уточнение представлений детей о роли музыки в жизни людей.
-Проведение с детьми мероприятий о Российской Армии, о защитниках нашей Родины, ко Дню Великой Победы, Масленица,Весенний праздник в народном стиле.
-Проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр, музыкальных игр
-Чтение художественной литературы детям (разучивание стихов, загадывание загадок по теме).
-Просмотр видеофильмов, мультфильмов и презентаций.
-Изготовление музыкальных подарков к празднику.
Третий «Заключительный»
- Пополнение знаний воспитанников о музыке, повышение интереса детей к песням патриотической направленности.
- Выступление детей перед родителями, педагогами
- Выяснение причин успехов и неудач, совместное определение перспективы.
- Оформление творческо-информационного проекта.
- Музыкально-театрализованная программа ко Дню Победы.
- Развлечение ко Дню независимости России.
-Участие детей в театральном конкурсе «Кулиска»
Работа с родителями:
- Консультации для родителей на тему «Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников»,
- Совместное проведение музыкальных праздников
Перспективно-тематический план работы:
Мероприятия
Работа с детьми
Работа с родителями
Февраль
1. Прослушивание музыкальных произведений
патриотической направленности:
- Свиридов Г. «Военный марш».
- Брамс И. «Вальс».
2. Заучивание стихов, песен на патриотическую тему.
3. Прослушивание лирических песен фронтовых дней.
4. Музыкально-спортивное развлечение «Защитники отечества» ко Дню Защитника Отечества.
Март
1. Прослушивание песен военных лет.
2. Беседа - «Малая Родина. За что мы любим свой город?»
3. Праздник, посвящённый Дню 8 Марта «Мамочка любимая» с участием детей и мам.
4. Развлечение «Поможем солнышку»
Разучивание стихов и песен к празднику 8 марта совместно с родителями.
Апрель
1. Цикл бесед «Страницы Великой Победы»
2. Весенний праздник «Праздник первых штанов» в народном стиле
3. Утренники, посвященные Дню Победы
3. Просмотр презентации- «Эх дороги»
4. Прослушивание произведений патриотической направленности.
Май
1. Цикл бесед на тему «Наша Родина - Россия»
2 Просмотр презентации «Мы живём в России»
3. Просмотр мультфильма – «Сильные духом крепче стены».
Июнь (заключительный этап)
1. Разучивание стихотворений о Родине, России
2. Разучивание песни «Росиночка- Россия»
3. Беседы на тему патриотизма, любви к родине.
4. Развлечение для детей всех возрастных групп «Мы живём в России»
Предполагаемый результат
1. Дети расширят знания о музыке. Накопят опыт восприятия произведений мировой культуры разных эпох и стилей патриотической направленности, народной музыки.
2. Научатся сопереживать музыке, проявлять эмоциональную отзывчивость. Различать жанры музыки: марш, песня, танец. Познакомятся с музыкальными произведениями военных лет
3. Дети в большей степени осознают свою причастность к Великому русскому народу. Познакомятся с народными обычаями, историческими фактами через музыкальное и песенное творчество, что позволит им глубже понять и почувствовать что такое Родина
8. Приобрести устойчивый интерес к военно-патриотической музыке.
Обеспечение проекта :
Материально-техническое:
Аудио, видео и фото система;
Наличие костюмов;
Цифровое фортепиано, компьютер, мультимедийная система.
Учебно-методическое:
1. Моё Отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и
гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И. В. и до. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004.
2. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт. -сост.
Е. Ю. Александровна и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М. : УЦ «Перспектива», 2008г.
5. Гражданское воспитание в ДОУ: планирование, разработки занятий и мероприятий /автор – составитель Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Интернет ресурсы.
7. Фрагменты музыкальных произведений в грамзаписи и живом исполнении: Д. Шостакович Ленинградская симфония (тема нашествия) ; В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война»; А. Сурков, К. Листов «В землянке»; Ц. Солодарь, Д. Покрасс «Казаки в Берлине»;
Материалы к проекту :
Беседа на патриотическую тему с детьми старшей и
подготовительной к школе группы «Наша Родина- Россия»
Задачи:
• познакомить детей с такими понятиями, как «Родина», «Россия»;
• закреплять представление о родине – России, её столице;
• закреплять и обобщать знания о символике нашего государства;
• развивать связную речь;
• воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.
Ход беседы
- Дети, сегодня мы с вами поговорим о нашей любимой Родине. А что такое Родина? (Ответы детей). Правильно, это место, где человек родился, где он живет, учится, работает, ходит в детский сад.
- Как называется городок, в котором мы живем? (Ответы детей).
- В какой стране мы живем? (Ответы детей).
- Россия – это наша Родина. «Родина, Россия» - эти два слова неразрывно связаны между собой. Россия – наша большая Родина. Ставропольский край, где мы живем, – это наша малая Родина. Все мы живем в самой большой стране мира – в России, где много больших и малых городов, деревень и сел.
- Назовите города, которые вы знаете? (Ответы детей).
- Как называется столица нашей Родины?
Дети: Москва.
Воспитатель. Москва - самый большой город в России. Много достопримечательностей есть в Москве. (показ иллюстраций) В России проживают люди самых разных национальностей. Но большая часть россиян – русские.
- А чем народы отличаются друг от друга? (Ответы детей). Они отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, у детей свои народные игры, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой. (Показ иллюстраций в национальных костюмах).
Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. В России родились, и она воспитала многих великих и известных всему миру людей.
Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были Александр Сергеевич Пушкин – поэт, который написал много стихов. Его сказки дети с удовольствием слушают; Чайковский – великий русский композитор, чье имя знает весь мир. Первый человек, покоривший космос, был русским – Юрий Алексеевич Гагарин
У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб и гимн.
Сейчас я хочу попросить вас найти среди этих флагов и гербов, флаг и герб России
Российский флаг отличается от других стран, что он трехцветный – бело-сине-красный.
… расскажи нам, что ты знаешь о флаге? ( Каждый цвет имеет свое значение: синий цвет означает верность, ум и честность; красный – смелость, любовь и красоту; белый – чистоту и ясность, миролюбивость.)
Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.
Каждый гражданин России должен знать гимн своей страны. Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. (Предложить детям послушать гимн, стоя).
Государственный гимн Российской Федерации (прослушивание гимна)
Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям.
Музыку к гимну написал известный композитор – Георгий Александров. (Показать портреты этих знаменитых людей).
Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину.
- А сейчас давайте с вами вспомним, о чем мы говорили сегодня на занятии. (Ответы детей). Так, еще раз …
Наша страна называется… Россия.
Граждане России называются… россияне.
Столица России – город… Москва.
Кто президент в России… Владимир Путин.
Что такое малая родина?
Как называется край, в котором мы живем?
В конце нашей беседы хочется сказать вам такие слова:
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдёшь ты с другими!
Беседа для детей старшей и подготовительной групп «23 февраля-День защитника Отечества»
Цель: Расширить знания детей о празднике-Дне защитников Отечества.
Задачи:
- Воспитывать у детей уважительное отношение к защитникам Отечества.
- Вызвать чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов.
- Развивать память, воображение, речь.
Ход мероприятия:
- Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.
Когда лежит на речках лёд
И вьюга мчится вдаль,
Чудесный праздник нам несёт
Задумчивый февраль.
Наступит праздник всех солдат,
Защитников, бойцов.
Поздравить будет каждый рад
И дедов, и отцов!
Как вы думаете, о каком чудесном празднике идет речь?
- Это праздник – День защитника Отечества. Мы в этот день поздравляем пап, дедушек, братьев.
- Правильно, близится праздник «День защитника Отечества». Посмотрите, внимательно на иллюстрации на слайдах. Как вы думаете, кто здесь изображен?
- Моряки, солдаты, летчики, танкисты
- Верно, ребята. А как, одним словом назвать этих людей?
Ответы детей.
- Верно, это военные? А что означает – военные?
- Это люди, которые защищают свою родную землю, Родину.
- А как вы думаете, что такое Родина?
-Правильно, ребята, Родина – это место, где человек родился, вырос.
- Как называется наша Родина?
- Россия.
- Защищают нашу Родину различные рода войск, посмотрите,на этом слайде танкист. Танкисты в каких войсках служат? –
-в танковых войсках.
-На этом слайде пехотинец. В каких войсках служат пехотинцы?
- В пехотных войсках.
-На этом слайде моряк. В каких войсках служат моряки?
- В морских войсках
-На этом слайде летчик. В каких войсках служат летчики? –
- В воздушных войсках.
-Ребята, как вы думаете каким должен быть защитник Родины?
- Сильным, смелым, ловким, отважным, внимательным, любить свою Родину и свой народ, а самое главное, он должен быть здоровым, чтобы мог нас защищать.
- Зачем нужна армия в мирное время?
- Армия должна быть готова защищать свой народ, Родину в любое время.
- Ребята, а как вы думаете, что делают солдаты в армии в мирное время?
- Солдаты учатся стрелять, тренируются, изучают военную технику
- Ребята, давайте мы с вами представим,что служим в армии и потренируемся!
Физкультминутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
Сейчас мы с вами в игру. Я начну предложение, а вы закончите.
Д/и «Продолжи предложение».
«Танком управляет» - продолжите предложение (танкист).
За штурвалом самолета сидит (пилот).
Из пушки стреляет (артиллерист).
Границу охраняет (пограничник).
На корабле служит (моряк).
На подводной лодке несет службу (моряк - подводник).
С парашютом прыгает (десантник).
В ракетных войсках служит (ракетчик).
- Молодцы, ребята, Вы справились с заданием. Я желаю вам стать сильными, смелыми, ловкими, быть здоровыми, чтобы вы в будущее стали настоящими защитниками своей Родины. Наша беседа подошла концу, сейчас мы с вами послушаем песню «Наша армия самая сильная»
Беседа в подготовительной группе «День Победы»
Цель: знакомство детей с героическими страницами истории России.
Задачи:
1. Знакомить с событиями Великой Отечественной Войны, закреплять знания о том, как люди защищали свою страну.
2. Развивать у детей уважение к историческому прошлому своей страны, ветеранам ВОВ, отстоявшим мир в жестоких сражениях.
3. Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, любовь к своей Родине.
Ход беседы:
Ребята, сегодня я шла в детский сад и увидела в своём почтовом ящике странное письмо, оно очень старое, потрёпанное. Хотите я вам его прочитаю?
Текст письма:
Дорогие ребята!
Война - это самое страшное событие на свете.
Мы, солдаты Великой отечественной войны, как могли, приближали этот день победы!
Мы очень хотели, чтобы вы жили в мире!
Будьте сильными, смелыми, храбрыми, защищайте свою родину, не забывайте о погибших героях, не забывайте великих подвигов, которые совершили солдаты, сражаясь за родину, за ваше счастливое детство!
- Дети, как вы думаете, откуда могло прийти такое письмо? (Дети отвечают, что такие письма посылали солдаты с Великой отечественной войны)
- Я думаю, вы правы. Оказывается, до наших дней сохранилось послание из прошлого. Наверно они хотели нам что-то рассказать, детям которые живут в наше время!
-Ребята, а вы знаете, почему письмо пришло именно в это время, какой приближается праздник (Ответ детей)
Приближается долгожданный праздник День Победы!
9 Мая - светлый и радостный праздник.
Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Вечная им слава!
9 мая - Светлый праздник, в этот день все люди поздравляют друг друга, а особенно ветеранов.
Ребята сегодня мы с вами поговорим о Великой Отечественной войне и наших защитниках, которые отстояли нашу страну в годы этой войны. О тех, кто с оружием в руках защищал нашу свободу, нашу Родину.
А что же такое Родина для вас (ответы детей) .
Воспитатель: Молодцы, вы совершенно правы. Послушайте стихотворение Владимира Степанова
«Рассказ ветерана»
Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, - живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!
Вопросы по стихотворению
- О чем рассказал солдат ребятам?
- Зачем и как молодой солдат сражался за родину?
- Легко ли ему было?
- А можно ли назвать его героем?
Родина-это детский сад, улица, на которой вы живете, ваши мама, папа, наш город, наш край.
О войне мы знаем по книгам, фильмам, воспоминаниям ветеранов войны и труда.
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Подлый враг напал на нашу страну внезапно, не объявляя нам войну, нарушив мирный договор. Фашисты надеялись на легкую и быструю победу. Им хотелось захватить богатые земли нашей страны, а мирных и трудолюбивых жителей сделать рабами. Но они просчитались, на защиту любимой Родины встал весь народ от мала до велика. В те дни появилась такая песня-призыв:
«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой».
Говорят, горе имеет свой запах. Война пахнет огнем и пеплом. Война-это горький пот, это письма, которые ждут и боятся получать. Война-это краткое затишье и погибшие молодые жизни. Это несбывшиеся надежды Нет в России семьи, которую война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб на полях сражений, и поздравляют тех, кто дожил до великого праздника.
Вечный огонь- это Память о всех погибших в Великой Отечественной войне.
Георгиевская лента-Черный цвет ленты означает дым, а оранжевый - пламя.
В наше время появилась интересная традиция, связанная с этим древним символом. Все люди, в преддверии праздника Дня Победы, повязывают "георгиевскую ленту" на одежду в знак уважения и памяти.
Праздничный салют
Самый грандиозный салют был проведен 9 мая 1945 года в День Победы.
9 мая 1945года закончилась война, и тот день стал самым светлым и любимым праздником Днем Победы!
К сожалению, все меньше и меньше остается тех, кто был непосредственным участником той войны и кому мы обязаны своей свободой. Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн. В этой страшной войне погибли более 20 миллионов наших людей. У каждого из них были родные и близкие.
Воспитатель: А теперь давайте встанем и почтим минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на Земле. (Минута молчания).
Воспитатель: Спасибо ветеранам скажем
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за милый дом,
За мир, в котором мы живём!
(Звучит припев песни «День Победы»)