Папки-передвижки

Экологический проект «От окошка до лукошка»

Наталья Саватеева
Экологический проект «От окошка до лукошка»

«От окошка до лукошка»

Н. В. Саватеева

воспитатель МБДОУ «Светлячок»

р. п. Шаранга, Нижегородской области

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.

Важный аспект в решении вопроса сохранения природы – экологическое воспитание всего населения, начиная с подрастающего поколения.

Публикация «Экологический проект „От окошка до лукошка“» размещена в разделах

Началом решения вопросов экологического воспитания по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности.

Экологическое воспитание дошкольников непрерывный процесс воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

«Глубокое знакомство ребенка со свойствами окружающего мира трудно представить без его исследовательской деятельности в природе. Дошкольники любят экспериментировать – эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления – наглядно-образного и наглядно-действенного». [5, стр. ] Детское экспериментирование заключается в его сходстве с игрой, а так же с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве.

Николаева С. Н. пишет: «Знакомство детей с миром природы осуществляется в ходе наблюдений, экскурсий, рассматривания иллюстраций, просмотра видеофильмов. Все эти формы способствуют интенсивному расширению словарного запаса детей, развитию связной речи». [3, стр. ]

Таким образом, опираясь на литературу по данной теме, программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, план летней оздоровительной работы детского сада мною был составлен мини-проект «От окошка до лукошка» для средней группы.

Цель мини-проекта :

Дать представление детям об овощных и зерновых культурах.

Задачи:

1. Называть, различать и узнавать овощные и зерновые культуры по их характерным признакам, особенностям строения на всех этапах их роста (от семечка до созревания).

2. Формировать представления о жизненно необходимых условиях роста растений, проявлять готовность участвовать в практических делах по поддержанию хороших условий для растений. Видеть положительный результат своего труда.

3. Вызвать познавательный интерес у детей к наблюдаемым объектам, видеть красоту растений в различные периоды их роста.

4. Воспитывать желание бережного отношения к растениям, воспринимать их как живые существа.

Ежегодно проходит в нашем детском саду конкурс «Огород на окне», мы охотно принимаем в нем участие, так как задачи перекликаются с нашим мини- проектом и вся работа над мини- проектом строится с «окошка».

Для начала провожу ряд подготовительной работы: с детьми рассматриваем иллюстрации, семена овощей и зерновых культур, плакатов об условиях выращивания растений, читаем художественную литературу, разучиваем пословицы, поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах. Например: Л. Богословская «Жаркий спор»; Ю Тувим «Овощи», сказка М. Васькова «Сказка о фруктах и овощах», русские народные сказки «Пых», «Репка», «Мужик и медведь», Барто A. «Морковный сок», Бжехова Я. «Помидор», Квитко Л. «Осень», «Кочан», Коркин B. «Что растет на нашей грядке?», Трутнева E. «Урожай, урожай!», Бехлерова Е. «Капустный лист», Носов Н. «Огурцы», Пинясов Я. «Хитрый огурчик», В. Одоевского «Мороз Иванович», готовим маски-шапочки овощей и проводим сказки- драматизации с детьми.

Для решения первой задачи мы с детьми рассматривали семена овощей и зерновых культур: овса, ржи, подсолнечника, гороха, бобов, помидор, огурца, тыквы, кабачка, перца. Затем готовили почву для их посадки. Проведена беседа с детьми о том, как глубоко нужно посадить семечко. В ходе этой беседы мы сделали вывод, о том, что чем мельче семечко, тем меньшая глубина ему нужна и наоборот. Затем мы с детьми посеяли овес, рожь, подсолнечник, горох, бобы. Ряд растений посеяли в рассаду для огорода на участке: помидоры, огурцы, тыквы, кабачки, перец. После посева с нетерпением ждали, когда наши семечки прорастут. Как только появились первые всходы, мы с детьми стали наблюдать за их ростом и изменениями. Оформили альбом по наблюдению за их ростом, в котором дети регулярно зарисовывали свои наблюдения.

Для решения вопросов второй задачи я провела беседу о том, какие условия благоприятны для роста растений. После чего провели с детьми несколько опытов: «полив – не полив», «на солнце и в тени». Из них дети опытным путем сделали выводы, что растениям для хорошего роста нужны свет и вода. Ежедневно дети видели результат своего труда. Особенно переживали, когда приходили утром в группу и видели вялые растения, самостоятельно решали, что растения необходимо полить.

В ходе подготовки к конкурсу «Огород на окне», в рамках мини- проекта «От окошка до лукошка» у детей появился интерес к растениям. Они смогли различать и узнавать некоторые виды растений сначала по семечку, а затем по росткам и листьям, узнали много интересного из жизни растений, исследовали опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети непосредственно участвовали в уходе за растениями.

После участия в данном конкурсе наш проект продолжился. Мы с ребятами высадили наш мини-огород на грядки и продолжили наблюдение и уход за овощами. В течение лета ребята наблюдали, ухаживали за нашим огородом. Наш мини-проект разделился на несколько подпроектов :

1. «Познакомься - огурец». В ходе этого подпроекта была проведена беседа с детьми по теме «Незрелый вкусный овощ»; ребята познакомились с овощем, с особенностями строения, с благоприятными условиями выращивания огурца; рассматривали иллюстрации; отгадывали загадки; рассматривали, как растет огурец на грядке. Читали и заучивали считалочку «Огуречик». Мне удалось заинтересовать детей удивительной информацией об огурце и познакомить детей с его особенностью зацепляться усиками и виться по опоре.

2. «В гостях у синьора Помидора». В ходе данного подпроекта дети рассматривали иллюстрации, картинки о помидоре; проведена беседа по теме: «Сначала цветок, потом - плод», в ходе которой познакомила детей с особенностями строения растения, цвета и формы помидора, обратила внимание на его цветение и плоды (мелкие и более крупные); отгадывали загадки; знакомились с условиями выращивания помидора, познакомила детей с элементарными правилами ухода за ним; дети рассматривали, как растет овощ на огороде; лепили на тему: «Синьор помидор».

3. В ходе подпроекта «Как угодить перцу» проведена беседа по теме: «Капризный родственник синьора Помидора», на которой мы с детьми рассмотрели строение растения, познакомились с разными видами перца (отличие по форме, цвету и размеру); поговорили об особенностях ухода за перцем; обратили внимание на то, что их трудно различить по внешним признакам; рассмотрели перец на нашем огороде.

К концу лета у нас уже вырос богатый урожай на огороде, поэтому мы с желанием участвовали в фотоконкурсе детского сада «Огородик! Огород!» и в ежегодном конкурсе поделок «Фантазии из овощей», «Морковкин фестиваль», которые проходили в нашем детском саду.

По завершению мини-проекта «От окошка до лукошка» у детей расширились представления об овощных и зерновых культурах на всех этапах их роста (от семечка до созревания, о благоприятных условиях для их роста и созревания, способах ухода за ними. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности. Они стали бережнее относиться к растениям в группе и огороде, проявляют склонность наблюдать, экспериментировать.

В перспективе планирую, продолжать с детьми работу над мини-проектом усложнив задачи, добавив для ознакомления не только овощи и зерновые, но и цветочные культуры.

Мини- проект «От окошка до лукошка» охватывает все образовательные области ФГОС ДО, что позволяет решать целевые ориентиры Программы на этапе завершения дошкольного образования.

Список литературы:

1. ФГОС дошкольного образования / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.

2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

3. А. В. Миронов «Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности»// Издательство «Учитель», Волгоград.

4. С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет. //Мозаика-Синтез, Москва, 2016.

5. С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. // Мозаика-Синтез, Москва, 2016.

6. О. А. Зыкова Экспериментирование с живой и неживой природой. // ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», Москва, 2017.

7. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет. // Мозаика-Синтез, Москва, 2016.

8. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. // Мозаика-Синтез, Москва, 2015.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Осень из окошка и не только…»Фотоотчет «Осень из окошка и не только…» Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Как здорово, что на улицах нашего села, города мир! Как здорово видеть всё вокруг вообще.

Оформление окошка в группе и на веранде «У ворот снеговорот»Оформление окошка в группе и на веранде «У ворот снеговорот» У ворот снеговорот, кружиться, летает. Скоро праздник к нам прейдет, и наступит Новый год. На свете праздников немало, но есть загадочный.

Экологический проект «Цветник на окне». Экологический проект «Деревня Цветаевых»Экологический проект «Цветник на окне». Экологический проект «Деревня Цветаевых» «Деревня Цветаевых» Вид проекта: творческий, исследовательский, групповой. Авторы проекта: Бирюкова И. Е Продолжительность проекта: краткосрочный.

Экологический проект «Годовик»Экологический проект «Годовик» Тип проекта: информационно - творческий Вид проекта: фронтальный Продолжительность: долгосрочный, 16.02.17 – 29.05.17 Участники проекта:.

Экологический проект «Лес» Лес Здравствуй, лес! Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою, Что нам шепчешь на заре Весь в.

Экологический проект «Лучок»Экологический проект «Лучок» Дошкольный возраст – особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу.

Экологический проект «Насекомые» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 238 комбинированного вида» г. Новосибирск.

Экологический проект «Осень» Проект «Осень» Продолжительность проекта: 1 месяц. Тип проекта: исследовательско-творческий. Участники проекта: дети старшей разновозрастной.

Экологический проект «Рябинки» Цель проекта: Развивать у детей умение самостоятельно находить нужную информацию о рябине, определять особенности ее произрастания на участке.

Экологический проект «Жарки» ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Цветы Жарки». Жарки Птичьи песни звенят над лугами зеленого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «От окошка до лукошка»
Опубликовано: 5 февраля 2018 в 19:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД