Рузавина Наталья
Экологический проект «Лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Лес
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
Проблема:
• Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющих веществ, внесенных в почву для повышения урожайности культурных растений и борьбы с насекомыми вредителями, влечет за собой ухудшение здоровья населения планеты. Перенаселенность мегаполисов и их засоренность отходами жизнедеятельности людей влечет за собой неконтролируемое размножение насекомых и грызунов, которые являются переносчиками различных инфекционных заболеваний. Вот наиболее бросающиеся в глаза проблемы современного общества, касающиеся экологии. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.
Публикация «Экологический проект „Лес“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям.
• Имеются пробелы в экологическом воспитании детей. Несформированность у детей представлений о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; о неразрывной связи человека и природы.
• Дети не знают правила поведения в лесу.
• В настоящее время большой процент родителей неохотно участвует в жизни детского сада и группы.
Актуальность:
• Обострение экологической проблемы в мире диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
• Важно развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о растениях и животных леса, их внешнем виде, повадках, приспособленности к жизни, взаимосвязях.
• Воспитывать чувства гордости за родную природу, бережного отношения к ней.
• Так же актуальна и проблема взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников, вовлечение их в жизнь детского сада и группы в частности.
Цель:
• Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.
• Формировать у детей представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга); о том, что человек и природа не могут существовать друг без друга, человек обязан заботится о природе; развитие познавательных и творческих способностей детей, навыков взаимодействия и сотрудничества.
• Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности.
Задачи:
• Организация соответствующей предметно-развивающей среды (игр, дидактического материала, альбомов с иллюстрациями и загадками, презентаций по теме);
• Формировать у детей представление о лесе, правилах поведения в лесу;
• Развивать познавательные и творческие способности детей;
• Развивать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней;
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление умение анализировать, сравнивать и обобщать;
• Вовлечь в учебно-воспитательный процесс родителей.
• Формировать навыки общения. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой край, развивать нравственные качества личности
Участники проекта :
• Воспитатели
• Дети
• Родители.
Тип проекта :
• по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
• по целевой установке – информационно-практико-ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде творческих выставок, конкурсов).
Сроки реализации:
• январь – апрель (длительный)
Место проведения:
• МБДОУ Детский сад №1 “Березка” п. Мостовской, старшая группа “”
Этапы реализации проекта
• 1 этап – подготовительный
• 2 этап – основной (реализация проекта)
• 3 этап – заключительный (защита проекта)
Первый этап – подготовительный.
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми о лесе (выявление уровня знаний детей о лесе, как о сообществе растений и животных).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.
• Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемым темам.
• Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр, пособий и т. д.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта. Просмотр развивающих мультфильмов, фильмов о природе, лесе и животных.
Взаимодействие с семьей:
• Проведение родительского собрания.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
• Индивидуальные беседы с родителями.
• Акция «Экологическое письмо»
Примечание:
На этом этапе формулируется проблема, цель и задачи проекта.
Второй этап – основной.
Деятельность педагога
Беседы, занятия с детьми познавательного характера:
- «Что такое лес»? (запуск темы)
- Какую пользу приносит лес?
- «Береги природу!»
- Растения – пища животных и человека.
- “Какие бывают леса?”
- “Деревья и кустарники наших лесов”.
-“Деревья наши друзья”.
- “Грибы”.
- “Ягоды”.
- “Лекарственные и ядовитые растения” или игра – путешествие в страну “ Полезных и вредных растений”
- “Охрана растений. Красная книга”
- “Кто живет в лесу?”
- “Зачем волкам нужны зайцы?”
- “Как дикие звери готовятся к зиме”
- Перелетные и зимующие птицы”
- “Хорошо ли жить в царстве пернатых”
- “Почему появились редкие птицы. Красная книга”
- “Охрана животных. Красная книга”
- “Насекомые” и др.
- “Знакомство с профессией лесника”
- “Мы друзья природы”
- “Охрана леса”
- “Как люди помогают лесным обитателям”,
Организация предметно-развивающей среды по заданной теме
• Подготовка информации по темам: ““Лес. Царство растений”, “Жители леса”, “Человек и природа” для родительских уголков
• Организация различных выставок, конкурсов, развлечений и т. д.
• Создание презентаций для занятий с детьми (“Ягоды”, “Грибы”, “Лес и его звуки”)
Детская деятельность:
• Сюжетно-ролевые: “По грибы”, “В лесу”
• Дидактическая игра: “Отгадайте, что за растение”; “Узнай и расскажи”, "Загадай, мы отгадаем" и др. “Что растет в лесу”; “Кто живет в лесу”; “Третий лишний”
• Подвижные игры: “Поймай листок”; “Листопад”; “К названному дереву беги” ; “Узнай растение” и др.
• «Какие бывают леса»,
• «Какую пользу приносит лес»
• «Знакомство с деревьями нашего края».
• Дидактическая игра: “Кто что ест?”; Что это за птица?”; “Найди детеныша для мамы”; “Четвертый лишний”, “Чей хвост, чья голова?” и др.
• Подвижные игры: “Пустое место”, “Узнай по голосу”, “Голубь”, “Сова и мыши”, “Хитрая лиса”, “Зайцы и волк”, “Кот и воробьи”, “Перелет птиц” и др.
• Сюжетно-ролевые: “Лесник”, “Охота”
• Дидактическая игра: “Отвечай одним словом”; Что было бы, если из леса исчезли…”; “Береги природу!” и др.
Чтение художественной литературы:
К. Ушинский “Спор деревьев”.
Чтение русских народных сказок “Лисичка-сестричка и серый волк”, “Хвосты”, “Заяц-хваста”, “У страха глаза велики”; рассказов из пособия Т. А. Шорыгиной “Какие звери в лесу?”
Е. Пермяк “Русские сказки о природе”
Н. Сладков “ Сказки леса”
В. Бианки “Сказки” и др.
, заучивание стихов, знакомство с пословицами об охране леса, отгадывание загадок:
К. Д. Ушинский «Берёза моя, берёзонька…»;
З. Александрова «Птичья Ёлка»,
Е. Соколова. «Живая ёлочка»,
Е. Соколова. «Зелёная красавица»,
Е. Серова «Зеленая страна»,
А. Лопатина «Жизнь дерева», «Липкины дары».
Просмотр слайдов:
«Правила поведения на природе»,
Просмотр развивающих мультфильмов о лесе и его жителях».
Наблюдение
«За березкой»,
«За елкой»,
«За птицами
Рисование
«Лесная полянка»
«Весеннее дерево»
«В грибном царстве, лесном государстве” и т. д.
«Снегири на ветке рябины»
«Кто живет в зимнем лесу»
«Ежиха с ежатами в ельнике»- рисуем “веником”
«Лес – глазами детей» и т. д
Аппликация
«Зайчик в лесу»
«Нежный подснежник» - декоративное панно "Орнамент из листьев" (на круге)
«Во поле береза стояла»
Лепка:
«Учимся лепить птиц
«Лисичкак»
«Царство диких зверей»
Аппликация:
«Деревья зимой» - аппликация из пластилина
«Трусишка зайка серенький» аппликация из ватных дисков
Обьемное конструирование:
«Ежик»
«Птенчик из бумажных полос»
Коммуникативная деятельность:
Творческое рассказывание детей по темам: “Лес. Царство растений”; “Жители леса”; “Человек и природа” .
Работа с родителями:
- Информация в родительском уголке “ Лес зимой” и т. д.
- Работа над созданием совместно с детьми выставки поделок из природного материала «Зимние странички»
- Участие в акции на лучший дизайн уличного горшка под цветы
- Чаепитие “У самовара” (травяной чай и ягодное варенье)
Экологическое письмо
- Проведение акции “Поможем птицам зимой” - изготовление кормушек из бросового материала
- Подготовка и оформление совместной выставки рисунков, а затем и презентации “Правила поведения в лесу”.
Третий этап -заключительный.
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работе)
• Представление опыта работы в данном направлении на педагогическом совете ДОУ
• Участие в выставке педагогических экологических проектов.
• Деятельность детей и родителей: Проведение игры-викторины совместно со взрослыми “Знатоки леса” .
• Знакомство с изготовленными презентациями детей средней группы.
• Презентация проекта “Знатоки леса” для учителей начальных классов.
• Презентация выставки рисунков “Правила поведения в лесу” ученикам первых классов.
Ресурсы:
1. Информационные:
- фото и видео материалы;
- библиотечный фонд.
2. Научно-методические:
- консультативная работа с родителями.
3. Дидактическое обеспечение:
- подбор произведений о растительном и животном мире леса;
- побор открыток, фотографий, альбомов;
подбор тематических дидактических игр.
4. Кадровые:
- воспитатели; музыкальный руководитель.
-5. ТСО: проектор; ноутбук; фотоаппарат;
- музыкальный центр, видеокамера.
Ожидаемые результаты для детей
- Сформированность представлений о лесе, как о сообществе растений и животных; о неразрывной связи человека и природы
- Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
- Ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит свое здоровье)
- Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка
- Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Ожидаемый результат для родителей:
• Повышение уровня экологического сознания.
• Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
• Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
• Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.
• Личностный и профессиональный рост.
• Самореализация.
Стали мы теперь друзьями
И с лугами, и с лесами.
И летит со всех сторон
К нам весёлый птичий звон.
Пусть живут спокойно ели,
И стрекозы, и олени:
Никогда никто из нас
Обижать друзей не даст.
Для того, кто станет другом
И для леса, и для луга,
Будет солнышко теплей,
Будет небо голубей.
Акция «Экологическое письмо»
Здравствуйте дорогие жители планеты! Пишет вам Белочка.
Живу я в лесах и последнее время стали перебираться в города. У меня Большая просьба к вам, Берегите, нас, пожалуйста!
А знаете,почему нас нужно беречь? Потому,что наши деревья могут срубить, а нам негде будет жить. А полянку с грибами и ягодами могут засорить. Не бросайте мусор и пустые бутылки, не поджигайте, лес.
Вы можете сажать новые деревья, и ягоды, и грибы. У нас будет больше пищи,если вы будете беречь природу. Если вы нас будете беречь, мы не будем погибать!
Берегите лес, там много наших друзей. Медведи, зайцы, лисы, волки и ежики наши соседи.
До свидания! ЛЮДИ НЕ УБИВАЙТЕ НАС!
Афотян Кира, группа№6 «Незабудки»
«Я- Зубр!»
Могучий потомок быков.
Меня считают властелином леса.
Мой вес достигает 1 тонны.
Живу я в смешанных лесах,
с открытыми полями неподалеку от реки.
Мое питание зависит от времени года.
Летом я люблю кленовую зелень, ясень, иву.
Осенью ем грибы, желуди, ягоды.
В холодный зимний период питаюсь корой,
ветками кустарников,
хвойными иголками и лишайниками.
Из-за освоения полей сельскохозяйственными культурами и вырубкой лесов, а так же охотой за ценным мясом и шкурой приведут к вымиранию моего вида.
Берегите природу, ведь это наш дом!
группа№6 «Незабудки»
Здравствуйте! Меня зовут «Морозник»- вечнозеленое морозостойкое растение. Отношусь я к семейству Лютиковых. Мой род (геллеборус) ,включает около 20 видов, которые происходят из центральной, восточной и южной Европы и западной Азии. Произрастаю я в предгорьях, а так же в лесах, на лугах и в каменистых местностях на известковых почвах. В высоту разные виды и сорта достигают до 1 метра. Я очень красив благодаря крупным поникающим цветам
, которые достигают 13 см в диаметре и держусь на растении с зимы до самого лета.
Окрас моих цветков: белый, бежевый, бледно- зеленый, желтоватый, а так же всех оттенков розового- от совсем бледного до насыщенного бордового и почти черного. Особенно ценюсь я с цветками, помеченными черточками или пятном контрастного цвета посередине. Меня в весенний период, перед весенними праздниками очень много обрывают на продажу. Если так пойдет и дальше, то возможно мой род очень сильно сократится.
Дорогие друзья! Любите и охраняйте природу и сохраните нам жизнь!
Виктория Панагасова
группа№6 «Незабудки»
Здравствуйте! Я маленький сурок, мой рост 25 см, ступня 4см. и у меня есть маленький хвостик.
За мои пятна коричневого и красного цвета на щеках меня прозвали
«краснощекий сурок»
Я живу в юго-заподной Сибири, в степных и лесостепных районах.
За мой красивый и ценный мех, который люди используют на воротниках своих шуб и на шапках, мой род находится на грани исчезновения. И поэтому, я и мои родственники занесены в Красную книгу некоторых регионов России.
Дорогие друзья! Любите и охраняйте природу и сохраните нам жизнь!
Анстасия Дркачева
группа№6 «Незабудки»