Данюкова Татьяна Геннадьевна
Экологический центр «Эколята-дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический центр «Эколята - дошколята».
Воспитатель второй младшей группы: Данюкова Т. Г.
Тема экологии является одной из важнейших в наше время, поэтому с раннего детства ребята должны учиться оберегать и сохранять окружающую среду! Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести: дидактические игры, наблюдения, создание проблемных ситуаций. Опытническая деятельность, интегрированные занятия, беседы природоведческого характера, проектная деятельность. Организация природоохранных акций, проведение праздников и досугов, трудовая деятельность по уходу за объектами природы, экологические минутки, экскурсии, выставки, проекты, знакомство со сказочными персонажами «Эколята – Дошколята».
Публикация «Экологический центр „Эколята-дошколята“» размещена в разделах
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В работе по экологическому воспитанию дошкольников занятия проводятся в специально оборудованном экологическом центре, он органично вписался в интерьер и стал украшением групповой комнаты. Центр является местом систематического труда и наблюдений воспитанников, где они имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность.
В уголке подобраны наглядные пособия, тематические стенды, экологические игры.
В экологическом центре собраны художественные произведения о природе: сказки, рассказы, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также модели для рассказывания стихов, сказок. Представлены четыре времени года макетами деревьев, муляжами грибов, овощей и фруктов, собран гербарий листьев деревьев и кустарников. Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы. Вместе с детьми, ежедневно беседуем об изменениях погоды и отмечаем особенности погоды условными знаками. Ведение календаря природы развивает у детей наблюдательность, совершенствует их схематическое мышление.
Функционирует зона экспериментирования для поисково-исследовательской деятельности, сделано наглядное пособие по познавательно – исследовательской деятельности «Лэпбук».
Для того чтобы помочь детям понять, как следует вести себя, чтобы не причинить вреда всему, что их окружает: другим людям, животным, воде, воздуху, я знакомлю детей с ЛЕСНЫМИ ПРАВИЛАМИ, которые оформлены в виде настенного панно.
Комнатные растения нашего уголка – это дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. В процессе наблюдений за объектами природы, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируются представления о растениях, их росте и развитии, изменениях в зависимости от сезона.
Для организации трудовой деятельности в экологическом центре собраны материалы и оборудование для труда (фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки и т. д.). В осенне-зимний период на подоконнике располагается мини-огород, в котором растут лук, рассада овощных культур и цветов. Детям очень нравится наблюдать за растениями, поэтому мы проводим с ними опыты и эксперименты, которые затем фиксируем в дневниках наблюдений с помощью рисунков.
Различные экологические акции и проекты формируют экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке, помощи зимующим птицам, разработке Красной книги природы родного края, создание игрушек из бросовых материалов и др.
На территории детского сада создана «экологическая тропинка», которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. На «экологической тропинке», которая охватывает всю территорию детского сада, созданы видовые точки, которые служат объектами интереснейших наблюдений. Здесь дети знакомятся с представителями местной флоры и фауны. Я стараюсь воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Есть огород, дети не только получают практические навыки, с удовольствием заботятся об живой природе, но и получают положительные эмоции. Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. В течение года мы с детьми реализовали различные экологические проекты («Деревья наших лесов», «Капелька», «История камней», «Береги бумагу»). Провожу работу с родителями по экологическому воспитанию дошкольников:
• ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии.
• консультации, видеофильмы, буклеты, памятки.
• ознакомление родителей с результатами обучения: (открытые занятия,
информация в уголках для родителей);
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.
Ребята с удовольствием играют в «Учёных», в «Лабораторию», в «Коллекционеров». Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней.
Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».