Наталья Буркова
Экологическая викторина для детей подготовительной к школе группе «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская программа: «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Возрастная группа : подготовительная к школе группа
Тема (в соответствии с комплексно – тематическим планированием) «Природа и мы»
Цель: создать условия для обобщения знаний детей о растительном и животном мире.
Задачи:
Публикация «Экологическая викторина для детей подготовительной к школе группе „Знатоки природы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные: систематизировать знания детей по экологии; формировать целостное представление о живой и неживой природе.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы; развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру, развивать чувство любви к объектам природы; закрепить умение работать в команде.
Речевые: развивать связную речь и активный словарь.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская художественно – творческая (коллаж, восприятие художественной литературы,
Формы реализации детской деятельности: физминутка, игровая (дидактические игры, игра с мячом, восприятие художественной литературы (разгадывание загадок, чтение стих-я, коммуникативная (совместная деятельность, организация сотрудничества, обсуждение вопросов, познавательно – исследовательская (игры, вопросы поискового характера).
Формы организации: фронтальная, подгрупповая
Оборудование: картинки с изображением животных, деревьев, медали, эмблемы командам, песочные часы, круги зеленого и красного цвета, мяч. Иллюстрированный материал (дикие животные леса, знаки "Что нельзя делать в лесу", " Кто где живет, муз. центр, запись музыки из телепередачи "В мире животных", фонограмма песни "Звериная зарядка», Раскрасим все планеты» «Барбарики», «Улыбка» автор Пляцковский М., композитор Шаинский В.
Предварительная работа:
До начала занятия дети группы делятся на две команды. Дети решают, как они назовут свои команды, выберут капитанов, обсудят эмблемы.
Команды входят в зал под музыку. Усаживаются на свои места на стульчики с заранее подготовленными эмблемами.
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Вводная часть (мотивация)
Ведущий. Здравствуйте дети, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на экологической викторине «Знатоки природы».
Сегодня наши дети продемонстрируют свои знания о природе и докажут, что они являются настоящими знатоками природы.
В викторине примут участие две команды.
Первая команда девочек «Любознайки», вторая команда мальчиков «Лесная братва», а поддерживать вас будет команда болельщиков.
А оценивать будет жюри (представление членов жюри)
Основная часть
Задание 1: Приветствие команд.
Задание 2. Разминка. С детьми воспитатель проводит игру в кругу с мячом «Бывает - не бывает»
Ледоход летом (не бывает)
Листопад летом (не бывает)
Дождь летом (бывает)
Роса зимой (не бывает)
Заморозки весной (бывает)
Гроза летом (бывает)
Метель летом (не бывает)
Радуга летом (бывает)
Град летом (бывает)
Буран летом (не бывает)
Иней зимой (бывает)
Туман осенью (бывает)
Капель летом (не бывает)
Иней летом (не бывает)
Мороз летом (не бывает)
Лужи зимой (не бывает)
Зеленые листья зимой (не бывают)
Подведение итогов жюри, объявляется общий счет.
3. Задание «Ответь на вопросы» :
За одну минуту (песочные часы) нужно ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы для команды 1:
Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?
Когда листва с деревьев опадает?
Как назвать детеныша лошади?
Сколько ног у паука?
Какая птица лечит деревья?
У какого дерева белый ствол?
Какое растение помогает вылечить рану?
Кто является санитаром леса из животных?
Время года, когда просыпается природа.
Кто спит головой вниз?
Какое насекомое слышит ногами? Вопросы для 2:
На каком дереве растут желуди? Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это?
Как назвать детеныша коровы?
Сколько ног у жука?
У какой птицы красная грудка? Кабан - дикое или домашнее животное?
Когда земляника поспевает?
Как называется жилище медведя?
Делают ли запасы еды зайцы?
Лев дикое или домашнее животное?
В какое время года на деревьях распускаются листочки?
Игра с болельщиками.
Загадки о природе и погоде
• Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются. (Дождь.)
• С неба – звездой, на ладошку – водой. (Снежинка.)
• В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт – и всех разбудит. (Солнце.)
• Мы лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей артелью строим дом себе под елью. (Муравьи.)
• Через поля, через луга встаёт нарядная дуга. (Радуга.)
• Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер.)
Задание 4. «Кто лишний?».
На доске картинки с изображениями для первой команды: берёза, ива, дуб, тополь, клён и сосна (стрекоза, комар, муха, щука, кузнечик, а для второй команды: ёж, лиса, волк, заяц, медведь и собака (грач, акула, камбала, скумбрия.)
Наши команды- Mолодцы!
они сообразительные.
Задание 5. "Найди дом для каждого животного"
Задание 6 "Угадайте по описанию".
1."Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей".
Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
2."Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами".
Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).
Наши болельщики заскучали, поэтому сейчас задание для них. Мы с вами будем читать сказочные объявления:
Помогу всем, у кого сломался будильник!
Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне!
Я самая обаятельная и привлекательная1 Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! Настоятельно прошу: называть по имени и отчеству! Патрикеевной не называть!
Что-то очень скучно одному выть на луну.
Тому, кто найдет мой хвост: оставьте себе на память. Я успешно рощу новый!
Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
Задание 7. Итак, следующий конкурс «Выбрать объекты живой и неживой природы»
Цветы, облака, животные, вода, трава, горы, книга.
Человек, снег, лес, земля, птицы, машина, насекомые.
Задание 8. Выбрать правильное поведение в лесу
Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
В лесу можно играть: листья порвать, венки сплести, букеты огромные собрать. Подумаешь, в лесу и так их много (правило сопровождается картинкой).
Наконец-то можно пошуметь, покричать, побегать и главное, никому не мешаешь!
Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц, можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает природе свое полезное дело.
Сажать как можно больше деревьев, чтобы мы могли дышать чистым воздухом.
В лесу, отдыхая, мусор с травки не убирайте, а там оставляйте.
И сейчас пока наше жюри подводит итоги наши команды изготовят совместный коллаж «Украсим планету». Ребята расскажут как в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.
(Муз. сопровождение – «Раскрасим все планеты» «Барбарики») 1. Команда «Лесная братва».
Мы Лесная братва
Шелестит для нас листва
Насекомые, зверята
Нам кричат : «Вперед ребята!»
2. Команда «Любознайки».
Мы веселые девчонки,
Веселимся словно зайки
Все нам в мире интересно
Ведь зовут нас Любознайки!
Дорогие участники сегодня вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и мы верим что вы справитесь, а болельщики вам
Дети стоят в кругу, ловят мяч и отвечают на вопрос ведущего.
Ответы детей :
перелетные
осенью
жеребенок
восемь
дятел
у березы
подорожник
Волк
Весна
Летучая мышь
Кузнечик
на дубе
птицы
теленок
шесть
у снегиря
дикое
летом
Берлога
Нет
Дикое
Весной.
Дети, кто знает отгадку, поднимает руку. За правильный ответ получает фишку.
Дети должны выбрать лишнюю картинку и объяснить.
Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их разных жилищ. Надо составить пары «зверек - его дом».
Ответ: еж.
Ответ: лиса.
Дети должны догадаться какое животное написало объявление:
Петух
Ёж
Лиса
Волк
Ящерица
Змея
Физкультминутка:
Звериная зарядка
одна команда выбирает объекты живой природы, другая команда – объекты неживой природы и вешают на доску
на правильный ответ дети поднимают зеленый круг, а на неправильный – красный
Дети хором читают стихотворение:
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!
Дети подходят к столам с приготовленными материалами и изготавливают коллажи (каждая команда свой)и рассказывают, что изобразили на своем коллаже.
Заключительная часть (рефлексия)
Какие замечательные планеты у нас получились. Это потому, что вы действовали дружно в команде.
Вот наша викторина подошла к концу, и мы просим наших уважаемых гостей подвести итоги экологической викторины.
Ведущий: Спасибо вам, что пришли к нам в гости, значит, судьба нашей планеты вам не безразлична. Берегите планету Земля. Она одна, другой такой не будет
Награждение команд медалями. Победила дружба!
А в завершение нашей викторины давайте споём песню «Улыбка» автор Пляцковский М., композитор Шаинский В.