Егорова Анастасия
Конспект занятия «Экологическая тропинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные: формировать представления о сезонных изменениях в жизни растений; учить сравнивать сезонные изменения в природе;
Развивающие: развивать память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к объектам природы
Видовые точки:
I. Лес (берёза, рябина);
II. Поляна (трава, насекомые – бабочки, пауки, жуки, гусеницы);
III. Огород (свёкла, морковь, картофель, горох).
IV. Цветник (астра, бархатцы, ноготки)
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия „Экологическая тропинка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Накануне пришло письмо от старичка-Лесовичка, хозяина экологической тропы детского сада, в котором он приглашает детей погулять по его владениям и посмотреть, что же изменилось на экологической тропе с приходом весны.
-Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо от старичка-Лесовичка. Давайте ее прочитаем.
«Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Наступила весна. Природа просыпается после зимы. Я очень по вам соскучился и приглашаю вас всех на прогулку по экологической тропе, посмотреть, что растёт, и кто живёт в небольшом уголке природы нашего детского сада. Отправляю вам схему экологической тропы, чтобы вы познакомились какие станции мы с вами посетим. Буду ждать вас на крылечке. Ваш Старичок - Лесовичок».
- Давайте рассмотрим схему тропы. Что вы на нем видите? (лес, поляну, огород и цветник)
Разучивание игры «Огородная – хороводная».
Детям надеваются на головы шапочки с изображением овощей (морковь, лук, капуста); один ребёнок – водитель (он в руках держит руль). Дети, напевая слова песни, выполняют движения по тексту.
Есть у нас огород,
Там своя морковь растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, морковь, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, лучок, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
И капуста там растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, капуста, к нам спеши,
Ты немного попляши,
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай.
-Ребята, может приготовим подарки для деревьев, полянки, огорода, которые есть у Лесовичка. Ведь в гости с пустыми руками не ходят. И Лесовичок будет рад.
-Давайте подумаем, что же мы можем им подарить (ответы детей)
- Правильно, капельку – потому что и деревьям, и траве на полянке, и огороду нужна вода. Солнышко – потому что им нужно тепло. А что же ещё можно подарить? (ответы детей)
- Да, так как только начало весны и ещё не все насекомые проснулись, мы с вами подарим их изображения.
Ход прогулки:
Дети, выйдя на прогулку, встречаются с Лесовичком, который их ждал на крылечке.
Лесовичок: -Здравствуйте, ребята? Я – Лесовичок. Вы получили моё приглашение? Готовы пойти со мной погулять по экологической тропинке нашего детского сада? (Да)
Подходят к табличке с изображением парка. (I видовая точка)
Лесовичок: - Ребята, посмотрите, как преображаются у меня деревья. Вы помните, какие они стояли зимой? (заснеженные, как будто в белых шубках). А какие они стали сейчас? (согрелись под тёплым солнышком, появляются первые листочки).
-Что ещё растёт в нашем парке? (деревья – берёза, рябина и др.)
-Ребята, какие части есть у дерева? (корень, ствол, ветки, крона)
Подходят к берёзе.
-Посмотрите, какой ствол у берёзы, чем он отличается от стволов других деревьев? (чёрно-белый окрас коры дерева)
-Давайте поздороваемся с берёзкой, обнимем и погладим её. Какой ствол у березки на ощупь? (гладкий, тёплый). А чем пахнет кора? (деревом, лесом).
Подходят к рябине. Сравнивают, какая она была осенью, зимой. Какие птицы прилетали к рябине зимой.
- Какие ещё птицы встречаются в парке? Какие насекомые? (ответы детей)
-А кого не хватает в нашем парке? (нет зверей).
- А почему в нашем лесу нет зверей? (Здесь звери не могут ужиться).
Лесовичок: - Ребята, я хочу с вами поиграть в игру «Лети ко мне листочек». Посмотрите, у меня есть листики рябины,берёзы. Возьмите каждый себе по любому листочку, внимательно смотрите я буду показывать вам листочки. У кого будет такой же листочек, тот «летит» ко мне.
Дети, держа листочки, разбегаются в разные стороны и говорят:
Мы листочки, мы листочки.
Мы на веточках сидели.
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали.
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Лесовичок показывает один из листьев и говорит: «У кого такой листок, собирайтесь-ка в кружок!»
Дети, у кого в руках листок как у Лесовичка, подбегают к нему.
- Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Ребята, скажите, без чего трудно жителям леса? (ответы детей)
-Конечно, всем нужна вода, солнце. Давайте мы с вами подарим нашим деревьям подарки.
Дети вешают на ветки деревьев изображения капелек воды и солнца, зверей и насекомых.
Лесовичок: -Ой, спасибо, ребята! Моему лесу очень понравятся ваши подарки.
Ну, пойдёмте дальше!
Приходят к табличке с изображением полянки (II видовая точка).
- Ребята, посмотрите, чем отличается полянка от леса. (нет деревьев)
- А что растёт на полянке? (травы, цветы)
- Подойдите, аккуратно погладьте траву. Какая она на ощупь? (мягкая, шелковистая)
-Посмотрите, какие цветы растут на полянке? (одуванчики, мать-и-мачеха)
-Молодцы, ребята. А вы знаете, что эти цветы относятся к первоцветам, так как появляются одними из первых после схода снега.
Ещё они очень яркие и издают запах, который привлекает насекомых. Насекомые, например, пчёлы, лакомятся нектаром, перелетают с цветка на цветок и переносят на лапках пыльцу. Дотроньтесь аккуратно пальчиком до цветка. Что осталось у вас на пальце? (жёлтая пыльца) Вот это и есть пыльца, её и переносят на лапках насекомые.
Лесовичок: - Ребята, как вы думаете, что произойдёт с цветком если его сорвать? (ответы детей). Правильно, ребята. Он завянет и погибнет. Поэтому не рвите, пожалуйста, цветы. Не мните их нежные лепестки.
- Я знаю, что вы добрые дети и не будете обижать растения, правда? Ребята, а какие ещё насекомые живут на полянке? (ответы детей) Что ещё нужно растениям и насекомым для жизни? (солнце, вода) Давайте, мы и полянке оставим наши подарки.
Оставляют на полянке изображения солнца, капелек воды, насекомых.
Подходят к табличке с изображением огорода (III видовая точка).
Лесовичок: - ой, а на моём огороде уже кто-то похозяйничал!
- Лесовичок, это мы с ребятами решили тебе немного помочь и посеяли семена моркови и свёклы.
Лесовичок: -Ух ты, какие молодцы! Морковь и свёкла у меня посеяны. Я ещё здесь хочу посадить лук, редис, картофель. Ребята, а как назвать одним словом, всё, что я перечислил? (овощи). Как называется место, где выращивают овощи? (огород). Что ещё можно выращивать на огороде? (ответы детей).
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Огородная-хороводная».
Подходят к табличке с изображением цветника (IV видовая точка).
- Ребята, посмотрите, какие цветы растут у Лесовичка в цветнике? (астра, бархатцы, ромашки, гербарий, ноготки)
-Посмотрите, какие они? (красивые, вкусно пахнут, яркие)
- А это что за цветок? (астра)
-Какая она? (похожа на звездочку)
- Даа, астры - это цветы осени. Они цветут весь сентябрь. Они бываю разного цвета. И белового, и розового, и бордового.
- а это какой цветок? (бархатцы)
- Какие они? (похожы на солнышко)
- Потрогайте, какие она на ощупь? (мягкие, бархатные)
-ДА, правильно, молодцы.
- А это что за цветок? (ноготки)
- Они похожи на? (ноготки)
- Ноготки используют, чтобы лечить некторые заболевания.
- А что нужно делать, чтобы они всегда были такими красивыми и здоровыми? (поливать, рыхлить землю, убирать ботву)
- Молодцы, давайте и нашим цветочкам подарим наши подарки.
Лесовичок: Ой, какие молодцы! Спасибо вам за подарки! Вот и закончилась наша с вами прогулка по экологической тропе детского сада. Пора мне возвращаться в свою лесную избушку, но сначала я хочу вас угостить пирогом с ягодами из моего леса.
Дети прощаются с Лесовичком, благодарят его за угощение и возвращаются в группу детского сада.
-Давайте вспомним, где мы с вами сегодня были? Какие деревья растут в нашем лесу?Что растёт на полянке? Кто живёт в траве и на цветах? Можно ли рвать цветы? Какие цветы называются «первоцветы»? Почему? Что нужно делать чтобы,цветы всегда были красивыми и здоровыми? Как называется место, где растут овощи? Что нужно всем растениям для жизни? Молодцы.